Анна Шевела
Семинар для педагогов «Игры, способствующие речевому развитию детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 25 г. Курганинска муниципального образования
Курганинский район
Семинар
на тему:
«Игры, способствующие речевому развитию детей»
Подготовила:
Лаптева А. А.
г. Курганинск,
2015г.
Слайд 2
Цель: систематизирование и углубление знаний педагогов по теме : «Игры, способствующие речевому развитию детей».
Публикация «Семинар для педагогов „Игры, способствующие речевому развитию детей“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
План проведения
1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Условия успешного речевого развития.
3. Практическая часть
1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
Слайд 3
Речь – великая сила: она убеждает, обращает,принуждает.
Р. Эмерсон
Говорить умеют все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Примерная структура занятия слайд 4
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:
- односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- бедность речи. Недостаточный словарный запас;
- замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление не литературных слов и выражений;
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
- неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Слайд 5
2. Условия успешного речевого развития
В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
- сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
- сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.
2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
- речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
- сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.
Слайд 6
3. Практическая часть
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В. А. Сухомлинский
Предложить разделиться на 2 команды, дать им названия; провести семинар в соревновательной форме между командами.
Слайд 7
«ПОКАЖИ-УЗНАЙ»
Жесты, поза движения.
«Отгадай, кто я, что я делаю»
- Сесть, как королева;
сесть как подсудимый на скамью,
сесть как провинившейся малыш;
пройтись, как артисты балета;
подбросить и поймать мяч;
пройтись как манекенщица;
развернуть и сложить газету;
наколоть дров;
пройтись как старый человек;
несколько раз перелить воду из одного стакана в другой
Слайд 8
Составьте пословицы и поговорки из набора слов:
Задание: Составить пословицы.
Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает).
Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь).
Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)
Слайд 9
Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев).
Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет).
Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют).
Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся).
Слайд 10
“ В мире сказок”.
Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.
Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского).
Отмою все! (Мойдодыр из произведения К. И. Чуковского).
Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:
В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.