Ольга Молчанова
Семинар-практикум по речевому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
I. Организационный момент
Речевая гимнастика. (Слайд 1)
Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась.
Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет.
Лисью шапку примеряет вяз.
Задание:
1. Прочитайте “жужжащим” чтением.
2. Найдите в стихотворении и прочитайте только глаголы. (Скинуло, отсвистели, одета, прошлась, раструбили, собралась, полощет, примеряет.)
3. Прочитаем весь текст, выделяя голосом глаголы.
4. Прочитайте скороговоркой.
Публикация «Семинар-практикум по речевому развитию дошкольников» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
5. А сейчас медленно, выразительно, выделяя голосом нужные слова.
Михаил Зощенко «Обезьяний язык»
Трудный этот русский язык, дорогие граждане! Беда, какой трудный.
Главная причина в том, что иностранных слов в нём до чёрта. Ну, взять французскую речь. Всё хорошо и понятно. Кескёсе, мерси, комси — всё, обратите ваше внимание, чисто французские, натуральные, понятные слова.
А нуте-ка, сунься теперь с русской фразой — беда. Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением.
От этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы.
Артикуляционная гимнастика:
-губы сложить «уточкой» зубы стиснуты поворачивать губы по кругу в одну сторону, другую (3-4 р.).
- Быстрыми движениями открывать рот широко, сужать (5-6 раз).
- протяжно произносить звук - ОМА.
II. Практикум «Проверьте свою грамотность».
Грамматическая правильность
1. Образовать форму повелительного наклонения глаголов:
Ехать – поезжай (те);
бежать – беги (те);
махать – маши (те, махай (те);
сесть – сядь (те);
лечь – ляг (те).
2. Определить род существительных и употребить слово в правильной форме:
Окна занавешены (тюль)
Лицо скрыто (вуаль)
Крышу кроют (толь)
Вымою голову (шампунь)
3. Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме:
Я встала, сняв ребенка с колен.
В саду много яблонь, вишни, смородины.
Карантин по гриппу продолжался 22 (суток).
Я купила весь садовый инвентарь, кроме грабель.
Орфоэпическая правильность
1. Расставить ударение и прочесть слова: звонит, красивее, баловать, балуешь, избалованный, мышление, эксперт, деньгами, сливовый, свекла, творог, обеспечение.
2. Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт, блин, торт, бант, гусь.
3. Правильно употребить слова в винительном падеже единственного числа: доска, река, щека, борода, стена, борона.
Лексика
- Исправить предложение:
Он полный невежда в вопросах искусства.
Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять.
Коля является лидером нашей группы.
Когда я вернулся к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему концу (завершению).
Все дети своевременно выполнили задание (домашнее задание).
Врачь выписала детям лекарство.
Орфография.
-Словарный диктант: пластилин, искусство, аппликация, чувствовать, очарование, участвовать, безопасный, объединение, пересказ, рассказывание.
Высказывания великих людей о речи
«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» (А. Ф. Кони).
Скажи мне слово – и я скажу, кто ты! Сократ.
Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере» (А. П. Чехов).
Кто не умеет говорить, карьеры не сделает. Наполеон
III Что как не книга помогает нам обогатить речь, пополнить словарный запас, утолить жажду знаний.
В программе дошкольного образования чтению художественных произведений для дошкольников уделяется особое внимание! Знаем ли мы основные правила организации ежедневного чтения в группе?
к чтению художественных произведений с детьми дошкольного возраста :
1. Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы;
2. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня (в нашем д/саду во вторую половину дня);
3. Чтение должно проходить в непринужденной обстановке (дети располагаются вблизи взрослого как им удобно); каждый ребенок добровольно присоединяется к читающему, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный момент слушать чтение обязательно соблюдают правило: заниматься своими делами тихо, не мешая остальным;
4. Читая книгу, воспитатель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания (проявляет соответствующие эмоции – удивление, изумление, сострадание и т. п., монотонное, механическое (отчужденное) чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу (т. е выразительное прочтение);
5. Воспитатель сам подбирает подходящие для детей его группы художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного (продолжающегося) чтения – малые литературные формы для непродолжительного; целесообразно также чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам;
6. При подборе и планировании последовательности чтения художественных текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (праздники, памятные даты, тематическими циклами, намеченными для познавательно-исследовательской деятельности, и направленностью актуальных интересов детей группы. Список подобранных текстов постоянно корректируется педагогом, с учетом, появляющихся у детей вопросов, возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой;
7. В каждой группе всегда должно быть несколько сборников художественных текстов из рекомендательного списка (стихи, фольклорные и авторские сказки, рассказы детских писателей) .
Отчет основных воспитателей по результатам диагностики речевого развития. (слайд 11 свод общий)
Тест на знание программных произведений для детей дошкольного возраста
1. Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:
1. Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. (1-ая младшая группа)
2. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста. (Средняя группа)
3. Слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. (2-ая младшая группа)
4. Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально, передавать содержание произведения, выразительно читать стихи. (Подготовительная к школе группа)
5. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально, передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения. (Старшая группа).
2. Для работы с детьми, какой возрастной группы используются следующие произведения:
1. А. Барто. «Игрушки», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Сорока Белобока», К. Чуковский. «Цыпленок», С. Маршак «Сказка о глупом Мышонке» (1-ая младшая группа)
2. Н. Носов «Живая шляпа», «Айога», «Хаврошечка», «Серебряное копытце», (старшая)
3. «Лисичка со скалочкой», «Гуси-Лебеди», «Два жадных медвежонка», «Зимовье», Я. Тайц «По грибы», К. Чуковский «Федорино горе», Александрова «Ветер на речке», «Одуванчик». (средняя)
4. З. Александрова «Мой мишка», А. Барто «Девочка-ревушка», С. Маршак «Усатый-полосатый», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь», «Коза-дереза», «У солнышка в гостях», Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая)
5. Х. К. Андерсен «Гадкий утенок», «Сказка о царе Салтане», «Спящая красавица» (подготовительная)
3. Назовите автора произведения:
1. «Приключения Чипполино» (Д. Родари)
2. «Приключения Незнайки и его друзей» (Н. Носов)
3. «Волшебник Изумрудного города» (А. Волков)
4. «Алиса в стране чудес»(Э. Кэрролл.)
5. «Цветик-семицветик» (В. Катаев)
4. Назвать детские художественные произведения, написанные:
1. К. Чуковским («Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит» и др.
2. С. Михалковым («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном Мышонке», «Дядя Степа» и др.
5. К какому виду творчества это относится?
- «Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
- «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
-«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота»(Небылица.)
- «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)
- «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)
-«Ехала машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву С» (Считалка)
-«Расскажу-ка я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские…» (Былина.)
-«Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)
-«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)
-«Жили-были дед да баба» «Сказка»
Рефлексия