МАДИНА АГНАЕВА
Семинар «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО».
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО.
Задачи:
Публикация «Семинар „Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
1. Демонстрация опыта работы по использованию современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО
2. Знакомство с технологией моделирования образовательной ситуации с использованием современных образовательных технологий и учетом требований ФГОС ДО
4. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю в области педагогической деятельности с дошкольниками.
5. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога.
Материал и оборудование:
1. По количеству участников: макет дерева, изображение цветов - тест, оранжевые и красные листья, карандаши.
2. Для трех микрогрупп: проблемные ситуации, таблицы для заполнения матрицы.
3. Ноутбук и проектор.
4. Презентация по теме.
5. Фрагменты видео игр и образовательной деятельности.
6. Картотека проблемных ситуаций, брошюры, листовки, пособия по теме, выставка дидактических игр, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
Ход семинара-практикума :
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Начать свое выступление я хотела бы с простого вопроса к вам: «Назовите профессии, где требуются коммуникативные навыки?»
Вы, скорее всего, согласитесь со мной в том, что педагогу необходимо иметь достаточно высокий уровень коммуникативных навыков и умений. Нам с вами приходится общаться с людьми разного возраста, разных профессий, взглядов. Каждый из вас, конечно, проводил родительские собрания, лекции, консультации, круглые столы, то есть имел опыт публичного выступления.
Так, перед каждым выступлением у меня дрожат коленки. Думаю, не только мне, знакомы эти ощущения, не так ли?
Американские учёные провели опрос общественного мнения и пришли к выводу, что 40% людей паникуют при мысли, что им придется выступать перед публикой.
А представляете, что происходит с детьми, я не говорю о тех моментах, когда они выступают на сцене, а прошу Вас вспомнить о тех моментах, когда им приходится отвечать на наши вопросы в процессе организованной деятельности? Вспомнили?
Вы со мной согласитесь, что до сих пор в основе нашей педагогической деятельности стоит парадигма : «взрослый сказал, ребенок выучил и выполнил».
Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие на остров, где растет дерево жизни или знаний, как Вам угодно его называть!
И поговорить о том, как использовать современные образовательные технологии в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения Федеральных образовательных стандартов дошкольного образования.
Но прежде чем там очутиться, нам нужно произнести, что? Как Вы думаете? (волшебные слова)
Конечно, и этими словами будут слова из ФГОС ДО, все изучали ФГОС ДО, поэтому предлагаю их вспомнить:
Что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) включает «речевое развитие»?
Что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) включает «речевое развитие»?
(педагоги думают, обсуждают)
Хорошо, чтобы долго не думали, как добрая фея, даю Вам подсказку – цветик - семицветик, который Вам поможет вспомнить эти задачи, их по ФГОС ДО как раз 7, как и лепестков.
(На лепестках цветика семицветика написано 7 задач из ФГОС ДО:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Итак, молодцы волшебные слова вспомнили, отправляемся на остров к дереву знаний!
ЗВУЧИТ МУЗЫКА, ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ
Метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево знаний» Цель: выявить ожидания и опасения участников, каждому участнику - сформулировать свои потребности и ожидания и одновременно осознать их.
Вот мы и на чудо - острове, предлагаю Вам внимательно прочитать еще раз название мастер-класса подойти к нашему дереву сорвать один из понравившихся листочков и написать на листочках желтого цвета то, что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса, а на листочках оранжевого цвета – чего опасаетесь. Листочки можете оставить под деревом. Тем самым мы определим, чего Вы ожидаете от мастер-класса: опасений или ожиданий лучшего? Еще раз напоминаю: желтые листочки - ожидаете лучшего, листочки оранжевые – чего-то опасаетесь. Листочки предлагаю оставить под деревом.
Оценка результатов:
Под деревом наглядно видно много ли опасений у участников.
Вы наверное заметили, что нашем дереве знаний кроме цветов еще есть и плоды, они не простые, тоже волшебные, они помогут нам вспомнить и познакомиться сегодня с некоторыми речевыми технологиями.
Но для начала остановимся на раскрытии теоритического аспекта данной проблемы.
Плоды (которые сделаны в технике оригами и пронумерованы) внутри которых черенки с названиями технологий.
Очевидно, что для современного общества проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуальных, в том числе и на ступени дошкольного образования. Поэтому обязательное решение задач коммуникативного развития личности ребёнка, которые мы сегодня с Вами вспомнили, определено и на государственном уровне - в тексте ФГОС ДО.
Современная образовательная политика, характеризующаяся сменой образовательных парадигм, переходом на новые педагогические технологии, ориентированные на вариативность, индивидуально-творческие формы и методы дошкольного воспитания и обучения, актуализирует проблему использования современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.
Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных программ как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.
В общем виде взгляды учёных на природу речевого развития можно передать в следующих положениях, вы видите их на слайде:
• речь ребёнка развивается в ходе восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
• развитие речи, овладение ребёнком языком связано с различными линиями психического развития (развитие мышления, воображения, памяти, эмоций);
• ориентировка ребёнка в языковых явлениях создаёт условия для самостоятельных наблюдений за языком, для саморазвития речи, придаёт речи творческий характер.
В этих изменяющихся условиях нам педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять.
Исходя из выше сказанного перед собой поставила цель и задачи, определила объект, предмет и гипотезу опыта работы, Вы видите их на слайде.
Цель: является развитие речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.
Задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;
- использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников;
- проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;
- взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты);
- создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры и др.)
При целенаправленной разнообразной работе воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий в процессе ОД в условиях ФГОС ДО, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.
Теоретическая значимость заключается в разработке:
- системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников;
- разработка банка теоретического материала по различным инновационным и развивающим технологиям.
Ожидаемый результат:
- развитие речи дошкольников, внедрение новых технологий в ОД, переход на ФГОС ДО;
- родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников
В своей работе с детьми руководствуюсь не только принципами ФГОС ДО, но и принципами, описанными голландским психологом Карлом Ван Парререном, более всего, на наш взгляд, отражают идеологию и практику современных технологий :
Принцип 1: вызвать у воспитанников устойчивую мотивацию к образовательной деятельности; это может основываться на личном опыте воспитанников.
Принцип 2: организовывать образовательный процесс диалогично, то есть в сотрудничестве с воспитанниками, а не по принципу «сверху вниз».
Принцип 3: организовывать образовательный процесс через наблюдение как во ФГОС ДО: постоянное наблюдение за деятельностью воспитанников; поправлять и поддерживать в случае необходимости.
Принцип 4: организовывать образовательный процесс в соответствующем темпе, используя подходящие средства или медиаторы (например, устная речь, а также графические модели и символы).
Принцип 5: способность к рефлексии и оцениванию самими воспитанниками своего прогресса (чувство компетентности).
Принцип 6: стимулировать инициативу и творчество воспитанников
На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить основные технологии, применяемые в системе дошкольного образования :
технологии развивающего обучения,
технологии проблемного обучения,
игровые технологии,
компьютерные технологии,
альтернативные технологии.
Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения обширного арсенала образовательных технологий.
Обратимся вновь к нашему дереву знаний, предлагаю одному из коллег сорвать 1 яблоко и обратиться к 1 технологии речевого развития дошкольников.
1. ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же - это игра. Если игра для ребенка является основным видом деятельности, значит, нам как воспитателям необходимо перестроиться на игру, игру какую? Игру, которая строилась по инициативе детей, т. е. увлекательную, игру со смыслом. Но как это воплотить в реальность?
Итак, рассмотрим, технологию «игровые педагогические технологии», которая включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной образовательной целью и соответствующим ей педагогическим результатом, которые, могут, обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровая форма педагогических мероприятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций проходит по таким основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
• образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
• развивающий материал используется в качестве ее средства;
• в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
• успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Вашему вниманию будет представлено видео игры, в которой Вы сможете увидеть используемую мною в работе с детьми игровую педагогическую технологию.
• В предложенном видео фрагменте образовательной деятельности в ОО «Речевое развитие». Вы увидите как я использую игровую технологию Н. А. Песняевой, о которой мы говорили на предыдущих семинарах-практикумах, способствую «выращиванию» детской речевой инициативы, а именно: обращению ребенка к взрослому с вопросом.
• Вы увидите, введение сюрпризного момента – вхождение героя котенка с мешочком, внутри которого 2 группы муляжей: дикие и домашние животные, детям предлагается назвать и определить где они обитают. Относительно 3 группы муляжей: насекомых, которые спрятаны в потайном мешочке я специально инструкций не даю, а именно куда их необходимо определить. Вы увидите, что при возникновении проблемной ситуации: отсутствие макета для насекомых, т. е. куда бы могли дети определить насекомых, провоцирует их на проявление речевой инициативы : вступть в диалог, дети начинают спрашивать: Куда определить насекомых, которые не относятся к категории дикие и домашние животные? На что отвечаю, что дети задают верный вопрос. Что они хорошо знают куда определить домашних и диких животных. Предлагаю подумать самим куда бы они могли определить насекомых. Тем самым дети проявляя речевую инициативу предлагают разные варианты куда бы они могли определить насекомых, заодно и инициативу в выборе материалов. Вы увидите как сама образовательная деятельность переходит в самостоятельную, где так же прослеживается интеграция образовательных областей.
• ПОСМОТР ВИДЕО ИГРЫ (Сюрприз от котенка)
• Создавая игровые проблемные ситуации такого рода необходимо знать основной принцип: не поддаваться на прямые провокационные вопросы детей, дать детям возможность самостоятельно подумать, выдвинуть собственные предложения по данной проблемной ситуации, показать своей реакцией, что само задавание вопроса верно, допустимо и даже нужно, тогда у детей в следующий раз будет желание задавать вопросы, проявлять свою речевую активность, творчество.
Обратимся вновь к нашему дереву знаний, предлагаю Вам коллеги сорвать 2 яблоко и обратиться ко 2 технологии речевого развития дошкольников.
2 ТЕХНОЛОГИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие.
То есть благодаря технологии проблемного обучения педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.
Уважаемые, коллеги предлагаю Вам стать на время детьми и отправиться в сказку, где Вы сможете рассмотреть и обыграть предложенные проблемные ситуации активизирующие речевую деятельность.
ПРАКТИКА: ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (Работа педагогов в группах)
Уважаемые, коллеги! Предлагаю Вашему вниманию так же материалы в педагогическую копилку: Картотека проблемных ситуаций, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД, что будет способствовать развитию речи дошкольников.
ИГРА «Что нам делать?»
А сейчас предлагаю Вам поиграть со мной. Игру такого типа можно использовать на занятиях в качестве физминуток, она Вам немного занакома, но мною немного модифицирована, направлена тоже на развитие речевой активности у детей.
Итак, я буду называть слова, а Вам предлагается произносить их вместе и слушать звуки. Если в словах Вы услышите звук Ш, встаньте, Если услышите звук Ж – присядьте.
Слова: шубка, шапка, шить, ложка, ложечка, кот, зонт, моряк…
У Вас не возникает ни какого вопроса? Что Вы хотите спросить?
Вы поняли, что я хотела от Вас? Конечно же проявление речевой активности.
Здесь Вы (или дети, если игра с детьми) должны задать вопрос: Что нам делать, если ни одного звука предложенного в этом слове нет?
Таким способом Вы сможете проводить и ряд других игр.
3 ТЕХНОЛОГИЯ
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
А сейчас предлагаю Вам обратиться снова к нашему дереву знаний, предлагаю сорвать 3 яблоко и обратиться к 3 технологии речевого развития дошкольников.
В основе технологии развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др., продолжателем которой стал Л. С. Выготский, он писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», т. е. на существенный признак развивающего обучения.
А что может являться существенным признаком развивающего обучения? Что создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований у дошкольников? Конечно же снова игра!
По мнению разработчика ФГОС ДО Асмолова, стандарт дошкольного детства – это определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила игры – это развитие ребенка, а не его обучение.
Целевые ориентиры ФГОСом поставлены, но как это осуществить в условиях детского сада, как нам неподготовленным педагогам построить практику, создать среду, при которых будут усвоены способы речевой деятельности? В первую очередь создание условий, на это было обращено мое внимание.
Вашему вниманию мне хотелось бы представить ряд самостоятельно разработанных дидактических комплексов и материалов как решение проблемы планирования технологий, направленных на формирование способов речевой деятельности детей разного дошкольного возраста.
Для этого представлю Вам фрагмент видео игры, в которой Вы увидите ряд созданных мною проблемных ситуаций способствующих проявлению детьми речевой активности и созданных для этого условий.
ФРАГМЕНТ ВИДЕО ИГРЫ: «НА ПОМОЩЬ АЙБОЛИТУ»
Ход игры:
Воспитатель зовет детей к себе:
Ребята, хотите посмотреть, что принес нам почтальон? Предлагаю Вам подойти поближе ко мне! (дети садятся на стулья)
Что это? (письмо)
Хотите узнать, что в нем и от кого оно? (хотим)
Что для этого нужно сделать? (вежливо попросить)
Просите (Ольга Алексеевна прочитайте пожалуйста письмо, будьте добры скажите нам от кого пришло письмо)
Воспитатель читает письмо:
Дорогие, ребята! На острове ЛИМПОПО разболелись мои зверята, слонята и бедные верблюжата, помогите мне… привезите мне… мою аптечку, без нее мои зверята, бедные верблюжата погибнут….
Ой, ребята! От кого письмо? (от Айболита)
О чем он просит?
Что нам делать? (у нас есть аптечка, давайте ее возьмем и отвезем Айболиту)
А на чем же отправимся за моря океаны? (на корабле)
Дети строят корабль, распределяют роли
Воспитатель: Полундра! Мы сели на мель! Что делать?
(Выходим на берег)
Воспитатель: А на чем же мы будем дальше добираться? Ведь до Айболита ехать далеко! (на машине)
Дети трансформируют корабль в машину
Воспитатель: Кто будет вести машину? (я буду шофером) Всем по местам, машина отправляется!
Воспитатель: Стоп машина! (Ура! Мы приехали! Вот и Айболит)
Здравствуй Айболит мы привезли тебе аптечку, чтобы ты вылечил своих бедных зверят.
Айболит: Вот спасибо, ребята! Теперь я точно вылечу своих зверят, а Вы не хотите мне помочь?
Дети совместно с Айболитом идут лечить зверят.
Итак, Вы видели, что дети проявляли речевую активность благодаря созданным игровым проблемным развивающим ситуациям.
Хотелось бы Вам представить ряд некоторых игр созданных мною самостоятельно, которые так же направлены на формирование речевой активности у детей.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ, ИГР
4 ТЕХНОЛОГИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Обратимся к нашему дереву знаний, предлагаю сорвать 4 яблоко и обратиться к 4 технологии речевого развития дошкольников.
Вы знаете, что информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, видео).
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в развитии, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
На прошлых семинара - практикумах в нашем ДОУ был обобщен опыт работы моих коллег по разработке электронных дидактических игр. В своей практике я тоже создаю и использую на практике дидактические электронные игры речевого содержания.
Сегодня мне хотелось бы что бы вы поделились своими наработками.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ от педагогов
5 ТЕХНОЛОГИЯ
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Обратимся к нашему дереву знаний, предлагаю сорвать 5 яблоко и обратиться к 5 технологии речевого развития дошкольников, которую использую в работе с детьми.
В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.
Альтернативные технологии предполагают отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических, общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замены их другими, альтернативными.
Так, в своей работе использую ТРИЗ, опыт по данной теме я обобщала на творческой лаборатории.
СЛАЙД № 20
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»
Данную работу я провожу поэтапно:
На 1 ЭТАПЕ. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.
На 2 ЭТАПЕ. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и т. д.
На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.
На 4 ЭТАПЕ. Обучаю детей находить выход из любой сложной ситуации.
Данные задачи решаются в играх, игровых упражнениях, которые вы найдете в приготовленных для вас памятках.
Для более полного представления о приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.
СЛАЙД № 21
ИГРА С ПЕДАГОГАМИ
СЛАЙД № 22
Метод выяснения ожиданий и опасений
Цель: оценить результативность проведенного семинара-практикума
Сейчас предлагаю Вам обратить внимание участников на дерево и предлагаю участникам, чьи ожидания сбылись и опасения не оправдались заменить красные листья на оранжевые, а так же сорвать понравившиеся цветочки. Цветы необычные – каждый цветок определяет Вашу личность, а так же своего рода наши пожелания по окончанию мастер-класса.
Оценка результатов:
Если под деревом большинство или все листья желтые – цели достигнуты, мастер-класс прошло продуктивно, если оранжевые – цели не достигнуты.
Цветы дерева – тест для поднятия самооценки педагога и самоопределения развития его личности (приложение № 1)
РЕФЛЕКСИЯ
Цель: Осознание собственной и коллективной только что произведенной деятельности. Осознание метода, приведшего к активности познавательной деятельности.
Упражнение: Остров заний.
Дерзайте, творите! Спасибо за работу!