Папки-передвижки

Семинар «Двигательная активность как средство формирования двигательных навыков»

Евгения Биджосян
Семинар «Двигательная активность как средство формирования двигательных навыков»

Тема семинара : «Двигательная активность как средство формирования двигательных навыков»

Слайд 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляем вашему вниманию семинар на тему : «Двигательная активность как средство формирования двигательных навыков».

Слайд 2

Публикация «Семинар „Двигательная активность как средство формирования двигательных навыков“» размещена в разделах

Цель: повышение компетентности, осведомлённости педагогов по созданию условий для развития и оздоровления детей, формированию двигательных навыков в условиях нашего учреждения.

Задачи:

- формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья через повышение двигательной активности и пропаганду ЗОЖ;

- способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства педагогов СРЦН;

- развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Организация образовательной и реабилитационной деятельности с опорой на здоровье сберегающие технологии является основополагающим направлением в нашем учреждении и позволяет решить поставленные государственными стандартами задачи: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей эмоционального благополучия.

Я сейчас попрошу вас одним или двумя словами определить, что такое для вас двигательная активность (передается мяч по кругу, коллеги по очереди называют определения двигательной активности).

Таким образом, мы с вами определили, что у каждого есть свое представление о двигательной активности. И я подведу итог, что же такое двигательная активность.

Слайд 3

Физиологи, считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Недаром говорят — движение это жизнь. Движение - это предупреждение разных болезней, в первую очередь тех, что связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системами. Движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.

Слайд 4

Врач и педагог Валентин Владиславович Гориневский в результате глубоких исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

Слайд 5

Двигательная активность – это естественная биологическая потребность человека, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояния его здоровья. Способ развития личных качеств, быстроты, ловкости, силы.

Двигательная активность – это способ познания мира, потому что в двигательной активности ребёнок учится целенаправленно действовать. Во время двигательной активности в мозг попадает большое количество информации. То есть происходит стимуляция коры головного мозга и чем больше эта стимуляция, тем интеллектуально развитей человек.

Двигательная активность – это способ управления эмоциональным состоянием, потому что во время двигательной активности можно сбросить лишнее напряжение, лишнюю энергию. Во время двигательной активности вырабатываются гормоны радости – эндорфины, радостные люди меньше болеют.

Двигательная активность – это способ оздоровления организма, движение полезно для здоровья, подвижные люди – здоровые люди.

Слайд 6

Условия для формирования двигательных навыков делят на 3 составляющие: материально – технические, кадровые и программно – методические.

При правильной организации двигательной активности в учреждении дети растут и развиваются в соответствии со своим возрастом. У них хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения с взрослыми и сверстниками.

Слайд 7

Нынешние дети мало двигаются и это связано со многими факторами. Современные условия жизни способствуют уменьшению двигательной активности детей. Родители вместо спортивной секции предпочитают ограничивать досуг ребенка просмотром телевизора, игрой на телефоне и компьютере, а школы раннего развития с полуторагодовалого возраста гораздо популярнее гимнастических залов. Современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она все больше ограничивается созданными условиями: замкнутым, перенасыщенным пространством помещений; ограничением двигательной активности на прогулках (отсутствием игровых площадок, увеличением транспорта, требованиями и запретами взрослых - не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т. д.

Слайд 8

По данным исследований, у детей отсутствует интерес к двигательной активности. Современные дети испытываю «двигательный дефицит», даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами, телефонами, что ведет к неадекватности статических и динамических нагрузок. Это вызывает утомление определённых мышечных групп, что влечёт за собой нарушение и задержку возрастного развития, основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, растут показатели заболеваемости.

Возникает потребность организовать двигательный режим ребёнка таким образом, чтобы максимально утолить «двигательный голод».

Слайд 9

Понимая важность и актуальность проблемы развития двигательной активности детей, необходимо ставить перед собой и решать следующие задачи:

- увеличить двигательную активность несовершеннолетних;

- создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта;

- повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;

- воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.

Давайте разберемся, как это сделать!

Для повышения интереса детей к двигательной активности можно использовать следующие способы:

Слайд 10 - приоритет игры, как основной формы работы с детьми по физическому развитию;

Слайд 11 - создание разнообразной и вариативной двигательной среды, стимулирующей двигательную активность воспитанников;

Слайд 12 - созидательное двигательное взаимодействие детей с взрослыми и сверстниками, ориентированное на возможности каждого ребёнка, доступность и посильность физических нагрузок;

Слайд 13 - исключение излишней заорганизованности, непринуждённая обстановка, доброжелательная атмосфера;

Слайд 14 - поощрения и положительная оценка, которые придают детям чувство уверенности, дают возможность гордиться достигнутыми результатами и нацеливают на преодоление новых двигательных трудностей с желанием и удовольствием;

Слайд 15 - широкое использование музыки и художественного слова.

При проведении мероприятий направленных на формирование двигательных навыков, нам педагогам необходимо соблюдать принципы: Слайд 16

- добровольность (желание ребёнка, а не принуждение);

- доступность упражнений;

- чередование организационных форм с самостоятельной двигательной деятельностью;

- соблюдение возрастных и индивидуальных особенностей двигательной активности детей.

Коллеги на экране вы видите список форм, которыми мы владеем и используем в нашей работе:

Слайд 17

- утренняя гимнастика,

- физкультминутки и динамические паузы,

- двигательные разминки между занятиями,

- пальчиковая гимнастика,

- прогулки на свежем воздухе,

- подвижные игры различной степени активности,

- спортивные игры, народные игры, дворовые игры,

- развлечения,

- упражнения,

- эстафеты,

- соревнования.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности : Слайд 18 утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, двигательные разминки между занятиями и т. д.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей, является важным источником активности и саморазвития ребёнка.

Слайд 19

Утренняя гимнастика (зарядка) – это комплекс физических упражнений, выполняемых после сна, является одним из важнейших компонентов двигательного режима.

Зарядку проводят ежедневно, спустя 5-10 минут после общего подъема детей. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут. В хорошую погоду зарядку проводят на специально оборудованной открытой площадке или стадионе одновременно со всеми группами, однако группы младших воспитанников должны выстраиваться отдельно. В ненастную погоду зарядку проводят в группах, в хорошо проветренных помещениях, на верандах, крытых игровых площадках.

Варианты проведения утренней гимнастики различны и многообразны. Она бывает игрового характера, с использованием музыкального сопровождения, с постепенным увеличением нагрузки, с включением разных видов движений.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого, способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.

Слайд 20

Физкультминутка позволяет активно отдохнуть после умственного труда в вынужденной позе на занятии, обеспечивает сохранение работоспособности до конца всего мероприятия. Физкультминутку следует проводить через 10-15 минут от начала занятия.

Виды физкультминуток:

- Оживлялки - это средства быстрого восстановления после перегрузки всех систем организма. Как только замечены первые признаки неблагополучия – применяйте их.

- Пальчиковый игротренинг - пальчиковые игры применяются для развития моторики, памяти и внимания, а также для обучения навыкам совместной деятельности.

- Дыхательная гимнастика - для профилактики заболеваний органов дыхания можно систематически включать в комплексы оздоровительных и физкультурных занятий дыхательные упражнения.

- Психогимнастика - выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержание, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения и внутреннего внимания).

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и сделать вместе со мной небольшую физкультминутку.

Слайд 21

МЫ СО СТУЛЬЕВ ДРУЖНО ВСТАЛИ

И НА МЕСТЕ ЗАШАГАЛИ.

А ПОТОМ МЫ УЛЫБНУЛИСЬ,

ВЫШЕ-ВЫШЕ ПОТЯНУЛИСЬ.

СЕЛИ - ВСТАЛИ, СЕЛИ – ВСТАЛИ,

ЗА МИНУТУ СИЛ НАБРАЛИ.

ПЛЕЧИ ВАШИ РАСПРЯМИТЕ,

ПОДНИМИТЕ – ОПУСТИТЕ.

ВПРАВО – ВЛЕВО ПОВЕРНИТЕСЬ

И НА СТУЛЬЧИКИ ВЕРНИТЕСЬ!

Слайд 22

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего развития и воспитания детей. Характерная её особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него бежать как можно быстрее. Увлечённые сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Игры проводятся на прогулке и в помещении, включаются в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, динамическую паузу, спортивные досуги, спортивные праздники и обязательно на прогулке, а также проводятся как самостоятельная двигательная деятельность детей в различное время дня вне занятий. Подвижные игры представляют собой, специально подобранные, методически правильно организованные и руководимые педагогом все виды естественных движений свойственных ребёнку (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловля). Подвижные игры используются с целью эффективного решения задач физического воспитания (оздоровительных, образовательных и воспитательных) и выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребёнка.

Слайд 23

Классификацию подвижных игр вы видите на экране:

Подвижные игры делятся по степени сложности на:

Простые и сложные.

Простые в свою очередь делятся на:

Сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнования, народные, дворовые, игры-забавы.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, повадки животных и т. д., игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Охотники и зайцы», «Воробышки и кот», «Медведь и пчелы» и др.

Бессюжетные подвижные игры – это игры типа ловишек, перебежек, которые не имеют сюжета, образцов, но сходные с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. «Найди пару», «Придумай фигуру», «Пятнашки», «Перебежки», «Ловишки» и др.

Игры с элементами соревнования (индивидуального и группового). Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнять задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры – эстафеты, то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результаты команды). «Чье звено быстрее соберется», «Кто первый через обруч к флажку», «Перемени предмет», «Быстро возьми, быстро положи», «Кто быстрее до флажка» и др.

К сложным играм относятся:

спортивные игры

Городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и др.

Подвижные игры так же различаются по степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий. Игры бывают:

• большой подвижности

«Пятнашки», «Мы веселые ребята», «Мыши и кот», «Рыбаки и рыбки», «Бездомный заяц» и др.

средней подвижности

«Море волнуется раз…», «Ручеек», «Я садовником родился», «Пустое место», «Заинька, выходи», «Светофор» и др.

• малой подвижности

«Чего не стало?», «Кто позвал?», «Съедобное - несъедобное», «Тишина», «Медведь» и др.

Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников.

Слайд 24

Свободная, самостоятельная двигательная активность детей – это деятельность, которая возникает по инициативе ребёнка. Она даёт широкий простор для проявления индивидуальных двигательных возможностей детей и является важным источником его активности и саморазвития. Самостоятельные движения воспитанников всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности.

Двигательные навыки, полученные в совместной деятельности, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.

Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, а также физкультурных атрибутов.

Таким образом, изучив литературу и интернет-ресурсы, можно сделать следующие выводы: вышеперечисленные способы, дополняя и обогащая друг друга, обеспечивают необходимую двигательную активность и помогают формировать двигательные навыки каждого ребенка. Двигательный режим с оздоровительной направленностью, включающий в себя наиболее приоритетные формы развития двигательных навыков, позволяет увеличить необходимый объём двигательной активности воспитанников в течение всего дня.

Слайд 25

Практическая часть

1. Малоподвижная игра «У кого мяч?»

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в круг. Упражнять в игре сообща.

Ход игры: Участники игры образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр 6—8 см, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!»— и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить. Игра повторяется 2—З раза.

2. Малоподвижная игра «Трубочки и бумажки»

Цель: развивать дыхательные функции организма, быстроту, ловкость.

Ход игры:

Вырежьте из обычного листа белой бумаги квадратики.

Возьмите трубочку для сока.

С помощью трубочки поднимите квадратик (втяните воздух в себя) и перенесите его на другое место.

Задача — перенести как можно больше квадратиков.

Можно устроить соревнование на время, а можно сделать квадратики из разноцветной бумаги и раскладывать их по цветам. Также можно вырезать разные геометрические фигуры и разложить их по тарелочкам, животных и т. д.

3. Малоподвижная игра «Цветные дорожки»

Игра развлекательного характера

Цель: развивать внимание, зрительно – двигательную координацию.

На полу раскладываются квадраты разного цвета по рядам. На каждый ряд встает игрок. Водящий сбрасывает кубик с обозначением цвета, игрок чей цвет выпадает делает один ход. Если выпадает белая сторона кубика, все игроки делают один ход.

Блиц-опрос для педагогов «Физические качества».

1. Как называется способность человека, которая помогает выполнять движения в наикратчайшее время? (быстрота).

Быстрота развивается в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

«Зайцы и волк», «Белки в лесу», «Лошадки», «Найди свое место», «Третий лишний», «Самолеты», «Солнышко и дождик», «Караси и щука», «Быстро в домик» и др.

2. Как называется способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки? (ловкость).

В подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

«Удочка», «Эстафета по кругу», «Не попадись», «Поймай мяч», «Мышеловка», «Точно в цель», «Сбей предмет» и др.

3. Как называется степень напряжения мышц при их сокращении? (сила).

Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки, преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).

«Подпрыгни повыше», «Зайка беленький сидит», «Через ручеек», «Кто дальше прыгнет?», «Мой веселый звонкий мяч» и др.

4. Как называется способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время (выносливость).

Это подвижные игры с многократным повторением напряженных движений и с постоянной двигательной активностью. Лучше всего применять подвижные игры, во время которых упражнения чередуются с отдыхом и которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости.

«Из кружка в кружок», «На одной ножке вдоль дорожки», «Вышибалы», «Лошадки», «Через ручейки» и др.

5. Как называется способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении (гибкость).

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений и преодолением препятствий.

«Не задень веревку», «Подлезь под дугу», «Дотянись», «Через обручи» и др.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Консультация «Двигательная активность детей» Великая ценность каждого человека - здоровье, оно немыслимо без физической культуры. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно.

Двигательная активность детей в ДОУДвигательная активность детей в ДОУ Двигательная активность детей в ДОУ. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является.

Двигательная активность детей во время прогулки.Двигательная активность детей во время прогулки. Подвижная игра «Боулинг» Цель игры:  Развивать глазомер,  меткость, координацию движений, укреплять мышцы рук и туловища у детей, умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар «Двигательная активность как средство формирования двигательных навыков»
Опубликовано: 17 июня 2024 в 14:54
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар «Двигательная активность как средство формирования двигательных навыков»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Биджосян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.

11 августа. День строителя. Передвижка «Строительные профессии»

Ежегодно во второе воскресенье августа в России отмечают День строителя. Строительная профессия — одна из самых важных, ведь строители созидают мир вокруг нас, строят здания, мосты, дороги.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД