Евгения Биджосян
Семинар «Двигательная активность как средство формирования двигательных навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема семинара : «Двигательная активность как средство формирования двигательных навыков»
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Представляем вашему вниманию семинар на тему : «Двигательная активность как средство формирования двигательных навыков».
Слайд 2
Публикация «Семинар „Двигательная активность как средство формирования двигательных навыков“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Цель: повышение компетентности, осведомлённости педагогов по созданию условий для развития и оздоровления детей, формированию двигательных навыков в условиях нашего учреждения.
Задачи:
- формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья через повышение двигательной активности и пропаганду ЗОЖ;
- способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства педагогов СРЦН;
- развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Организация образовательной и реабилитационной деятельности с опорой на здоровье сберегающие технологии является основополагающим направлением в нашем учреждении и позволяет решить поставленные государственными стандартами задачи: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей эмоционального благополучия.
Я сейчас попрошу вас одним или двумя словами определить, что такое для вас двигательная активность (передается мяч по кругу, коллеги по очереди называют определения двигательной активности).
Таким образом, мы с вами определили, что у каждого есть свое представление о двигательной активности. И я подведу итог, что же такое двигательная активность.
Слайд 3
Физиологи, считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Недаром говорят — движение это жизнь. Движение - это предупреждение разных болезней, в первую очередь тех, что связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системами. Движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем.
Слайд 4
Врач и педагог Валентин Владиславович Гориневский в результате глубоких исследований пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.
Слайд 5
Двигательная активность – это естественная биологическая потребность человека, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояния его здоровья. Способ развития личных качеств, быстроты, ловкости, силы.
Двигательная активность – это способ познания мира, потому что в двигательной активности ребёнок учится целенаправленно действовать. Во время двигательной активности в мозг попадает большое количество информации. То есть происходит стимуляция коры головного мозга и чем больше эта стимуляция, тем интеллектуально развитей человек.
Двигательная активность – это способ управления эмоциональным состоянием, потому что во время двигательной активности можно сбросить лишнее напряжение, лишнюю энергию. Во время двигательной активности вырабатываются гормоны радости – эндорфины, радостные люди меньше болеют.
Двигательная активность – это способ оздоровления организма, движение полезно для здоровья, подвижные люди – здоровые люди.
Слайд 6
Условия для формирования двигательных навыков делят на 3 составляющие: материально – технические, кадровые и программно – методические.
При правильной организации двигательной активности в учреждении дети растут и развиваются в соответствии со своим возрастом. У них хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения с взрослыми и сверстниками.
Слайд 7
Нынешние дети мало двигаются и это связано со многими факторами. Современные условия жизни способствуют уменьшению двигательной активности детей. Родители вместо спортивной секции предпочитают ограничивать досуг ребенка просмотром телевизора, игрой на телефоне и компьютере, а школы раннего развития с полуторагодовалого возраста гораздо популярнее гимнастических залов. Современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она все больше ограничивается созданными условиями: замкнутым, перенасыщенным пространством помещений; ограничением двигательной активности на прогулках (отсутствием игровых площадок, увеличением транспорта, требованиями и запретами взрослых - не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т. д.
Слайд 8
По данным исследований, у детей отсутствует интерес к двигательной активности. Современные дети испытываю «двигательный дефицит», даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами, телефонами, что ведет к неадекватности статических и динамических нагрузок. Это вызывает утомление определённых мышечных групп, что влечёт за собой нарушение и задержку возрастного развития, основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, растут показатели заболеваемости.
Возникает потребность организовать двигательный режим ребёнка таким образом, чтобы максимально утолить «двигательный голод».
Слайд 9
Понимая важность и актуальность проблемы развития двигательной активности детей, необходимо ставить перед собой и решать следующие задачи:
- увеличить двигательную активность несовершеннолетних;
- создать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта;
- повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности;
- воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных действий.
Давайте разберемся, как это сделать!
Для повышения интереса детей к двигательной активности можно использовать следующие способы:
Слайд 10 - приоритет игры, как основной формы работы с детьми по физическому развитию;
Слайд 11 - создание разнообразной и вариативной двигательной среды, стимулирующей двигательную активность воспитанников;
Слайд 12 - созидательное двигательное взаимодействие детей с взрослыми и сверстниками, ориентированное на возможности каждого ребёнка, доступность и посильность физических нагрузок;
Слайд 13 - исключение излишней заорганизованности, непринуждённая обстановка, доброжелательная атмосфера;
Слайд 14 - поощрения и положительная оценка, которые придают детям чувство уверенности, дают возможность гордиться достигнутыми результатами и нацеливают на преодоление новых двигательных трудностей с желанием и удовольствием;
Слайд 15 - широкое использование музыки и художественного слова.
При проведении мероприятий направленных на формирование двигательных навыков, нам педагогам необходимо соблюдать принципы: Слайд 16
- добровольность (желание ребёнка, а не принуждение);
- доступность упражнений;
- чередование организационных форм с самостоятельной двигательной деятельностью;
- соблюдение возрастных и индивидуальных особенностей двигательной активности детей.
Коллеги на экране вы видите список форм, которыми мы владеем и используем в нашей работе:
Слайд 17
- утренняя гимнастика,
- физкультминутки и динамические паузы,
- двигательные разминки между занятиями,
- пальчиковая гимнастика,
- прогулки на свежем воздухе,
- подвижные игры различной степени активности,
- спортивные игры, народные игры, дворовые игры,
- развлечения,
- упражнения,
- эстафеты,
- соревнования.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности : Слайд 18 утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, двигательные разминки между занятиями и т. д.
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей, является важным источником активности и саморазвития ребёнка.
Слайд 19
Утренняя гимнастика (зарядка) – это комплекс физических упражнений, выполняемых после сна, является одним из важнейших компонентов двигательного режима.
Зарядку проводят ежедневно, спустя 5-10 минут после общего подъема детей. Продолжительность зарядки в зависимости от возраста от 10 до 30 минут. В хорошую погоду зарядку проводят на специально оборудованной открытой площадке или стадионе одновременно со всеми группами, однако группы младших воспитанников должны выстраиваться отдельно. В ненастную погоду зарядку проводят в группах, в хорошо проветренных помещениях, на верандах, крытых игровых площадках.
Варианты проведения утренней гимнастики различны и многообразны. Она бывает игрового характера, с использованием музыкального сопровождения, с постепенным увеличением нагрузки, с включением разных видов движений.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого, способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики.
Слайд 20
Физкультминутка позволяет активно отдохнуть после умственного труда в вынужденной позе на занятии, обеспечивает сохранение работоспособности до конца всего мероприятия. Физкультминутку следует проводить через 10-15 минут от начала занятия.
Виды физкультминуток:
- Оживлялки - это средства быстрого восстановления после перегрузки всех систем организма. Как только замечены первые признаки неблагополучия – применяйте их.
- Пальчиковый игротренинг - пальчиковые игры применяются для развития моторики, памяти и внимания, а также для обучения навыкам совместной деятельности.
- Дыхательная гимнастика - для профилактики заболеваний органов дыхания можно систематически включать в комплексы оздоровительных и физкультурных занятий дыхательные упражнения.
- Психогимнастика - выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержание, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения и внутреннего внимания).
А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть и сделать вместе со мной небольшую физкультминутку.
Слайд 21
МЫ СО СТУЛЬЕВ ДРУЖНО ВСТАЛИ
И НА МЕСТЕ ЗАШАГАЛИ.
А ПОТОМ МЫ УЛЫБНУЛИСЬ,
ВЫШЕ-ВЫШЕ ПОТЯНУЛИСЬ.
СЕЛИ - ВСТАЛИ, СЕЛИ – ВСТАЛИ,
ЗА МИНУТУ СИЛ НАБРАЛИ.
ПЛЕЧИ ВАШИ РАСПРЯМИТЕ,
ПОДНИМИТЕ – ОПУСТИТЕ.
ВПРАВО – ВЛЕВО ПОВЕРНИТЕСЬ
И НА СТУЛЬЧИКИ ВЕРНИТЕСЬ!
Слайд 22
Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего развития и воспитания детей. Характерная её особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Активная двигательная деятельность игрового характера вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки.
В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него бежать как можно быстрее. Увлечённые сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.
Игры проводятся на прогулке и в помещении, включаются в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, динамическую паузу, спортивные досуги, спортивные праздники и обязательно на прогулке, а также проводятся как самостоятельная двигательная деятельность детей в различное время дня вне занятий. Подвижные игры представляют собой, специально подобранные, методически правильно организованные и руководимые педагогом все виды естественных движений свойственных ребёнку (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, бросание и ловля). Подвижные игры используются с целью эффективного решения задач физического воспитания (оздоровительных, образовательных и воспитательных) и выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребёнка.
Слайд 23
Классификацию подвижных игр вы видите на экране:
Подвижные игры делятся по степени сложности на:
Простые и сложные.
Простые в свою очередь делятся на:
Сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнования, народные, дворовые, игры-забавы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, повадки животных и т. д., игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Охотники и зайцы», «Воробышки и кот», «Медведь и пчелы» и др.
Бессюжетные подвижные игры – это игры типа ловишек, перебежек, которые не имеют сюжета, образцов, но сходные с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. «Найди пару», «Придумай фигуру», «Пятнашки», «Перебежки», «Ловишки» и др.
Игры с элементами соревнования (индивидуального и группового). Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнять задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры – эстафеты, то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результаты команды). «Чье звено быстрее соберется», «Кто первый через обруч к флажку», «Перемени предмет», «Быстро возьми, быстро положи», «Кто быстрее до флажка» и др.
К сложным играм относятся:
спортивные игры
Городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей и др.
Подвижные игры так же различаются по степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий. Игры бывают:
• большой подвижности
«Пятнашки», «Мы веселые ребята», «Мыши и кот», «Рыбаки и рыбки», «Бездомный заяц» и др.
• средней подвижности
«Море волнуется раз…», «Ручеек», «Я садовником родился», «Пустое место», «Заинька, выходи», «Светофор» и др.
• малой подвижности
«Чего не стало?», «Кто позвал?», «Съедобное - несъедобное», «Тишина», «Медведь» и др.
Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников.
Слайд 24
Свободная, самостоятельная двигательная активность детей – это деятельность, которая возникает по инициативе ребёнка. Она даёт широкий простор для проявления индивидуальных двигательных возможностей детей и является важным источником его активности и саморазвития. Самостоятельные движения воспитанников всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности.
Двигательные навыки, полученные в совместной деятельности, дети закрепляют в самостоятельной двигательной деятельности. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.
Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастов служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, а также физкультурных атрибутов.
Таким образом, изучив литературу и интернет-ресурсы, можно сделать следующие выводы: вышеперечисленные способы, дополняя и обогащая друг друга, обеспечивают необходимую двигательную активность и помогают формировать двигательные навыки каждого ребенка. Двигательный режим с оздоровительной направленностью, включающий в себя наиболее приоритетные формы развития двигательных навыков, позволяет увеличить необходимый объём двигательной активности воспитанников в течение всего дня.
Слайд 25
Практическая часть
1. Малоподвижная игра «У кого мяч?»
Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в круг. Упражнять в игре сообща.
Ход игры: Участники игры образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.
Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр 6—8 см, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!»— и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить. Игра повторяется 2—З раза.
2. Малоподвижная игра «Трубочки и бумажки»
Цель: развивать дыхательные функции организма, быстроту, ловкость.
Ход игры:
Вырежьте из обычного листа белой бумаги квадратики.
Возьмите трубочку для сока.
С помощью трубочки поднимите квадратик (втяните воздух в себя) и перенесите его на другое место.
Задача — перенести как можно больше квадратиков.
Можно устроить соревнование на время, а можно сделать квадратики из разноцветной бумаги и раскладывать их по цветам. Также можно вырезать разные геометрические фигуры и разложить их по тарелочкам, животных и т. д.
3. Малоподвижная игра «Цветные дорожки»
Игра развлекательного характера
Цель: развивать внимание, зрительно – двигательную координацию.
На полу раскладываются квадраты разного цвета по рядам. На каждый ряд встает игрок. Водящий сбрасывает кубик с обозначением цвета, игрок чей цвет выпадает делает один ход. Если выпадает белая сторона кубика, все игроки делают один ход.
Блиц-опрос для педагогов «Физические качества».
1. Как называется способность человека, которая помогает выполнять движения в наикратчайшее время? (быстрота).
Быстрота развивается в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.
«Зайцы и волк», «Белки в лесу», «Лошадки», «Найди свое место», «Третий лишний», «Самолеты», «Солнышко и дождик», «Караси и щука», «Быстро в домик» и др.
2. Как называется способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки? (ловкость).
В подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
«Удочка», «Эстафета по кругу», «Не попадись», «Поймай мяч», «Мышеловка», «Точно в цель», «Сбей предмет» и др.
3. Как называется степень напряжения мышц при их сокращении? (сила).
Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки, преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).
«Подпрыгни повыше», «Зайка беленький сидит», «Через ручеек», «Кто дальше прыгнет?», «Мой веселый звонкий мяч» и др.
4. Как называется способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время (выносливость).
Это подвижные игры с многократным повторением напряженных движений и с постоянной двигательной активностью. Лучше всего применять подвижные игры, во время которых упражнения чередуются с отдыхом и которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости.
«Из кружка в кружок», «На одной ножке вдоль дорожки», «Вышибалы», «Лошадки», «Через ручейки» и др.
5. Как называется способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении (гибкость).
Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений и преодолением препятствий.
«Не задень веревку», «Подлезь под дугу», «Дотянись», «Через обручи» и др.