Ирина Дынник
Семинар для воспитателей: «Речь — это искусство» 1-я часть
▼ Скачать + Заказать документы
«Речь -это искусство"»
Речевая культура человека-
зеркало его духовной культуры.
В. А. Сухомлинский
Как стать педагогом, востребованным сегодня детьми и обществом? Чем необходимо овладеть, чтобы добиться взаимопонимания и взаимодоверия с воспитанниками и коллегами?
Известно, что продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения педагогом технологией педагогического общения.
Публикация «Семинар для воспитателей: „Речь — это искусство“ 1-я часть» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
Но добиваясь повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса, мы порой забываем о сохранении и укреплении эмоционального благополучия самих воспитателей, нас с вами. По отношению к себе на работе мы очень редко применяем такие понятия как «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие».
У педагога – разноплановая социальная ответственность: за обучение, воспитание и развитие ребенка, за рабочую документацию и корректность воспроизведения методики воспитания и обучения, за безопасность и здоровье ребенка. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, педагоги буквально «сгорают» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя».
И нам с вами надо уметь владеть определенным уровнем эмоциональной культуры, эмоциональной гибкостью, только психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и раскованно. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большей самостоятельностью и независимостью.
Психологически здоровые люди - большие жизнелюбы. Они умеют получать удовольствие от жизни в большом и в малом количестве. Даже в самой катастрофической ситуации они не теряют надежды, и это нередко дает силы найти выход. Это личности необычайно активные,умеют спокойно пережить неудачи и не сломаться. У таких людей - положительная самооценка. Они не преувеличивают собственных достоинств, а стремятся каждую минуту стать лучше, преодолевать свои недостатки. Уважают в себе личность. Именно такие люди способны глубже и полнее любить, и они должны быть поняты и услышаны окружающими. И зависит это от умения говорить, разговаривать, так, чтоб донести свои мысли, свои пожелания.
Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. И сегодня основными параметрами в нашей работе являются взаимоотношение с ребенком, взаимоприятие, поддержка и доверие.
Вот здесь важно владение языковыми нормами произношения, ударения и словоупотребления, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с его целью и содержанием.
Есть много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи и мы остановились на афоризме Аристотеля:
«Достоинство речи — быть ясной и не быть низкой!»
То есть речь должна быть грамотно оформлена, понятна, без разного рода ошибок.
Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки?
А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.
Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ? (Ответы педагогов).
Можно выделить следующие определения
Культура речи – это, прежде всего, духовная культура человека и уровень его общего развития, как личности; она свидетельствует о ценности духовного наследия и культурных достояний человечества.
Можно сказать, что культура речи – это выражение любви и уважения к родному языку, который естественным образом связан с историей родной страны и ее духовным богатством.
Культура речи – это владение языковыми нормами, а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с поставленной целью и содержанием.
Именно культура речи делает общение более легким и свободным, ведь тогда появляется возможность высказать свое мнение, и при этом никого не обидеть и не задеть.
Важно отметить также то, что культурная речь содержит не только духовное богатство наших предков, которые и создали подобное богатство слов и выражений, но и своеобразную магию и волшебство традиций и обычаев народа, которому принадлежит язык.
В красивых, грамотно подобранных словах содержится сила, мощнее, чем любая физическая сила, и эта особенность языка проверена временем.
Уровень культуры речи частично отображает образ жизни человека, и в большей мере – образ жизни целых народов. И в наших силах и возможностях верно использовать духовное и культурное наследие речи, которая, несмотря ни на что, продолжает развиваться и обогащаться.
Можно попытаться выделить компоненты культуры речи педагога:
- Грамотность построения фраз.
- Грамотное произношение слов из обыденной жизни: правильное ударение в словах и исключение местных диалектов.
- Простота и ясность изложения: немногословие.
- Выразительность:
• интонация и тональность;
• темп речи, паузы;
• динамика звучания голоса;
• словарное богатство;
• образность речи;
• дикция.
- Правильное использование специальной терминологии:
• исключение режущих слух фразеологических оборотов;
• исключение лишних слов.
• Предлагаем поиграть в игру «Цветик - семицветик» и вспомнить определения семи компонентов речи.
на доске выложен цветок, на лепестках которого написаны определения, по которым надо определить, о каком компоненте идет речь.
• 1. Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка.
• 2. Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
• 3. Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
• 4. Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики. Решая данную задачу,педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи.
• 5. Выразительность — Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует более полному осознанию содержания речи взрослого, умению выражать свое отношение к предмету разговора.
• 6. Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон самого педагога помогает сформировать у ребенка навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи
• 7. Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
Общение удовлетворяет особую потребность человека в контактах с другими людьми.
При общении с воспитанником рекомендуется следовать следующим принципам:
• принимать ребенка таким, каков он есть;
• помнить, что каждый человек самобытен;
• верить в способности воспитанников
• стимулировать их творческую активность;
• уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;
• не унижать достоинства ребёнка;
• не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
• помнить, что любой может ошибаться;
• не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
В процессе осуществления непосредственного общения педагога с воспитанниками нередко возникают некие психологические «барьеры», которые мешают общению и отрицательно сказываются на общем ходе занятия, самочувствии педагога и воспитанников. Как правило, они возникают незаметно, и первое время могут не осознаваться воспитателем. Зато дети воспринимают их сразу. И если «барьер» закрепляется, то и сам педагог начинает чувствовать дискомфорт, тревогу, испытывать нервозность. Если это состояние становится устойчивым, то оно мешает педагогическому контакту с детьми и в конечном итоге сказывается на характере педагога - формируется так называемый неверный педагогический характер. В этой связи во многих случаях следует искать не новые методы обучения и воспитания, а надежное коммуникативное обеспечение уже известной методики, поскольку за структурой воспитательного мероприятия всегда ощущается его коммуникативная партитура.
Для эффективного общения человеку необходимы следующие качества личности: доброжелательность, внимательность, общительность, уверенность в себе, терпение, активность.
Для того чтобы общение было эффективным, необходимо соблюдать правила общения:
• надо быть уверенным в себе, занимать активную позицию;
• принимать собеседника таким, какой он есть;
• учитывать особенности собеседника, в том числе возрастные;
• быть открытым, искренним собеседником;
• необходимо уважать собеседника, его права, мысли, чувства, быть к нему внимательным;
• необходимо настроиться на разговор, иметь положительные намерения, создать атмосферу доверия (можно использовать для этого улыбку, позитивные жесты, вежливые слова);
• при необходимости надо создать благоприятные условия для общения (освещение, дистанция);
• надо смотреть на собеседника, наблюдать за самочувствием партнера во время разговора, за его невербальными реакциями;
• надо уметь слушать, постараться услышать все сообщение целиком, дать собеседнику обратную связь о том, что вы его слышите и понимаете; использовать уточнения, повторение, визуальный контакт. Слушание требует сознательного усилия и концентрации внимания.
• необходимо попытаться встать на точку зрения собеседника, на его позицию, понять его мысли, намерения;
• надо дать высказаться собеседнику, не перебивать, быть терпеливым, спокойным;
• говорить надо от первого лица, сообщать о своих мыслях, чувствах (я - сообщение);
• речь должна быть ясная, четкая, грамотная, выразительная;
• поза, мимика, жесты должны подкреплять слова;
• в ходе разговора необходимо быть ответственным, т. е. слушая и высказываясь сами, мы берем ответственность на себя за сообщение;
• разговор надо довести до конца.
Это то, о чем мы говорили в самом начале нашей встречи - о психологическом здоровье воспитателя!
Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, передают чувства и переживания педагога и невербальные средства (взгляд, мимика лица, движение рук).
Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо педагога неподвижно - теряется до 10-15% информации.
Далее - выразительность пластики тела.
Поза наша должна быть свободной, без зажатости, психологической скованности, «окаменелости»
Искусство общения во многом определяет профессиональные успехи и обусловлено развитием у педагога комплекса умений:
• умения управлять своим поведением, чувствами;
• умения наблюдать, переключать внимание, понимать душевное состояние другого человека;
• умения «читать по лицу», устанавливать вербальный и невербальный контакт с детьми.
Речь - это удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. И важной задачей нашего семинара остается – проверить свою грамотность.
Практикум «Проверь себя» (Устно)