Галина Васютина
Консультация для воспитателей «Готовим и произносим речь»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы продолжаем готовиться к публичному выступлению. Рассмотрим более подробно второй уровень ораторского мастерства.
Второй уровень ораторского искусства и составляющие его компоненты.
Владение собой
(как говорить) 1. Естественность поведения оратора
2. Техника речи (дикция, темп, интонация,голос)
3. Контакт с аудиторией
Важно знать и помнить, что публичная речь - это не только владение информацией, но и собой.
Поведение оратора должно быть естественным.
Публикация «Консультация для воспитателей „Готовим и произносим речь“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Естественность поведения - это оопределенная свобода поведения, доброжелательность, разговорный стиль общения; это умение говорить, а не читать с листа, это отсутствие механических жестов, естественные позы. Естественность поведения, на мой взгляд, обусловливается не только личными качествами, умениями и навыками выступающего, но и обязательно его внешним видом: прическа, одежда, обувь. Внешний вид должен соответствовать личности говорящего, теме выступления и аудитории. Вы входите (встаете, начинаете, и первая оценка – это оценка того, как вы выглядите и какую позу при этом держите. Это есть начало контакта со слушателями.
Контакт с аудиторией – это эмоциональное общение оратора и его слушателей.
Контакт с аудиторией позволяет: а) привлечь внимание слушателей, б) воздействовать на слушателей и получать обратную связь (для этого мы и говорим).
Перед началом выступления, пока люди не сосредоточились, необходимо выдержать паузу. Это позволит выступающему правильно обратить на себя внимание.
Очень важен во взаимоотношении с аудиторией зрительный контакт. Периодически следует смотреть в глаза слушателям, но нельзя смотреть поверх голов или смотреть в упор на одного и того же человека.
Очень важен непосредственный контакт со слушателями. Для этого необходимо задавать аудитории вопросы и дожидаться ответов, создавать интригу
(Об этом поговорим несколько позднее, использовать лирические отступления (вспомнить эпизоды из жизни).
Настраивают аудиторию на положительное восприятие личности выступающего и в целом создают хороший настрой три вопроса со стороны оратора, на которые просто невозможно дать отрицательный ответ (Это аудитория №2 (а вы зашли именно в нее) –Да!). Волшебный психологический прием! Три положительных ответа создают положительную атмосферу!
А разрушают контакт и энергетику зала пренебрежение,агрессия, публичные замечания, выражение вслух своих предпочтений или антипатий.
Техника речи
Краеугольным камнем для выступающего является техника речи.
Мы попробуем рассмотреть технику речи с точки зрения специалистов.
Главные составляющие техники речи.
1. Дикция (от лат. dictio - "произнесение") - это произнесение звуков. Невнятно говорящий человек неинтересен для публики. Его очень быстро перестают слушать.
"Говорить надо не так, как нам удобно говорить, а так, как слушателю удобно слушать" и заботиться о своей дикции. .(упражнения в следующей консультации)
2. Темп. Хорошая дикция тесно связана с темпом. Нормальный темп русской речи - 120 слов в минуту. (Это означает, что одна страница компьютерного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за 2-2,5 минуты.)
Есть два варианта темпа речи, неприемлемые в работе на публику: слишком быстрый темп или слишком медленный.
Говорящему важно уметь менять темп. .(упражнения в следующей консультации)
3. Интонация (от лат. intonare - "громко произносить") Если произнести одно и то же предложение с разной эмоциональной и экспрессивной окраской, то оно приобретает разный смысл.
Например:
1) Вы пойдете в кино? (Вы или не Вы)
2) Вы пойдете в кино? (в кино или не в кино)
3) Вы пойдете в кино? (пойдете или поедете)
С помощью интонации выражаются утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.
Интонация часто может изменять прямой смысл фразы.
Необходимо владеть интонацией: делать логические акценты, повышать и понижать тон, придавать речи мелодическое разнообразие, а также делать необходимые паузы.
Мелодическое разнообразие связано с собственно голосом.
4. Для выступающего голос имеет важное значение. Он индивидуален. Однако голосом можно научиться управлять:
- говорить громко для того, чтобы его было хорошо слышно;
-изменять силу звука ("громко" - "тихо");
-говорить приятным голосом без помех (крик, кашель)
Голос имеет ряд характеристик: подвижность, силу, чистоту,тембр, высоту, полетность и подвижность.
Подвижность — это способность голоса изменяться по силе, высоте, темпу.
Сила — это громкость голоса, которая зависит от тренированного дыхания и речевого аппарата. Нужно уметь говорить и громко, и тихо.
Чистота голоса – это его чистое звучание, звонкость.
Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску.
Что такое высота голоса — это его диапазон. Обычно в речи человек использует лишь 3-4 ноты. Диапазон можно и нужно расширять, так как это делает речь выразительнее.
Благозвучие речи — это отсутствие в речи сочетания или частого повторения звуков, которые неприятны слуху.
Полетность голоса — это способность голоса быть хорошо слышимым на любом расстоянии без напряжения голосовых связок.
Под тоном голоса имеются ввиду эмоции и экспрессия. Можно говорить различным тоном: зло, восторженно, по-доброму, сухо и т. д.
Итак, оратор обязан владеть техникой речи, если стремится к мастерству!
Составила воспитатель МАДОУ №4 г. Кемерово
Васютина Галина Анатольевна.