Светлана Кисленко
Семинар для воспитателей «Художественный труд как способ развития творческих способностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другим словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Семинар для воспитателей „Художественный труд как способ развития творческих способностей у дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Каждый здоровый ребенок появляется на свет с колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но если не развивать эти возможности и способности, они останутся неизменными и с возрастом постепенно слабеют и угасают. Чем старше человек, тем труднее развивать его способности. Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности, и чем раньше развивать их у ребенка, тем успешнее будет развитие его творческого начала.
Многочисленные педагоги и психологи (О. В. Дыбина, В. С. Кузин, С. Я. Рубинштейн, Я. В. Пономарёв, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов и другие) подчеркивают, что творчество – это процесс взаимодействия с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это активное участие в процессе своего развития.
Сегодня перед дошкольными учреждениями стоит очень важная задача развитие творческого потенциала подрастающего поколения. Развитие творческой и уникальной личности невозможно без развития уже с ранних лет творческих способностей и творческого воображения.
Творчество и воображение активно формируется средствами «детских» видов деятельности – восприятия сказок, самостоятельные сочинительства,
игры, разновидностей художественного творчества. Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, по мнению многих ученых, являются продуктивные виды деятельности, в частности ручной труд.
Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов. Труд этот, как правило, несет практическую, в известной мере полезную направленность. Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда.
Индивидуальный характер ручного труда (имеется в виду, что даже при коллективной работе каждый из детей выполняет какой-то ее участок собственными руками, при условии последовательного приобщения к нему всех детей, позволяет фиксировать и корректировать некоторые недостатки.
Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка,
Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей, формируются творческие способности.
Например, хорошим подарком для украшения игрового уголка малышей будет коврик, скатерть, дорожка. Любая декоративная коллективная работа должна отличаться четкостью и простотой композиции, несложностью содержания, а представлена в такой последовательности: создание психологической готовности детей к предстоящей деятельности, планирование деятельности, подготовки рабочего места, изготовления поделки, включающее обучение технологии и организации контроля, обслуживание результатов, подведение итогов.
Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами и возможностью взаимодействия различных материалов и техник для создания разнообразных поделок и игрушек, полезных и эстетически значимых предметов и изделий для украшения быта (игр, труда и отдыха). В процессе работы у детей получается реальный и привлекательный продукт (сувенир, упаковка, игрушка, подарок маме). При создании красивых поделок он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретённых в процессе трудовой деятельности и на занятиях по ручному труду. «Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздает художественные образы в своём воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности» (А. В. Запорожец).
Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с различными материалами, которая включает в себя различные виды создания предметов, поделок композиций из пластилина, бумаги, ткани. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования, приёмами присоединения и использование их в различных композициях.
Наряду с конструктивными умениями (складывание, соединение, скручивание, наложение, примазывание и др.) формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать выводы и обобщения, творчески мыслить. Анализируя условия задачи, поставленной взрослым, ребёнок ищет способы её решения, учится планировать и контролировать, организовывать свою деятельность.
В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребёнком, соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, если они получаются и великое огорчение, если образ не получился. Поэтому у ребёнка и воспитывается желание добиваться положительного результата – дети бережно относятся к поделкам, сделанным своими руками: не ломают их, не позволяют другим испортить её, дарят своим близким.
Весь процесс творческого труда нужно строить по следующим принципам обучения:
* Принципы воздействия: воздействие как сотворчество педагога и ребенка; взаимодействие детей как партнера по творческой деятельности; сенсорное взаимодействие ребенка с материалом.
* Принцип игровой подачи материала с учетом возрастных особенностей детей. Соизмеримость преподносимого ребенку материала, созданного культурой с качеством и характером пережитых им эмоций. Организация деятельности ребенка как творчество по поводу личных впечатлений. Сочетание в процессе занятий репродуктивного и творческого типа деятельности.
* Принцип познания ребенком материала от ощущения через эмоции к ассоциации и анализу, а затем к творчеству – я чувствую – я представляю – я воображаю – я творю.
Из теории и практики педагогики известно, что компонентами детского творчества являются : воображение, активность, самостоятельность, инициатива.
Творческий процесс художественного труда сопровождается активной работой творческого воображения, что является предпосылкой эффективности усвоения новых знаний, условием творческого преобразования окружающей действительности, способствует саморазвитию личности.
Активность проявляется, прежде всего, в своём желании полно и до конца реализовать свой замысел и в процессе ручного труда носит творческий характер.
Умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа – является показателем самостоятельности в художественно – творческой деятельности дошкольника.
Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок, опираясь на собственный опыт, руководствуясь фантазией, замыслом, отношением к поделке расширяет границы содержания продукта своего творчества.
Учитывая перечисленные знания о компонентах детского творчества на занятиях по ручному труду решаются следующие задачи:
* Дать знания об использовании различных видов изобразительных материалов в жизни человека;
* Формировать представления о практической художественной деятельности, способствующей развитию творческого начала;
* Формировать у детей прочные умения и навыки действия с различными материалами для детского творчества;
* Создавать условия для экспериментирования с различными материалами, инструментами, изобразительными техниками;
* Поддерживать личностное творческое начало, умение воплощать в художественной форме свои представления, переживания, мысли, чувства, проявлять инициативу;
* Развивать самостоятельность в сочетании знакомых техник для придания детскому продукту ещё большей выразительности и индивидуальности;
* Развивать фантазию, воображение и индивидуальный почерк;
* Развивать сенсомоторные навыки (тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук);
* Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, творческую активность.
Эффективностью развития творчества дошкольника во многом зависит какие методы и приёмы использует педагог в работе с детьми. Основными методами и приёмами обучения дошкольников являются :
* Практические методы (упражнения и экспериментирование, помощь нуждающимся детям);
* Наглядные методы и приёмы (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов и приёмов);
* Словесные методы и приёмы (чтение художественной литературы, рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, указания, инструктаж и т. д.);
* Игровые методы (дидактические, творческие, развивающие игры);
* Игровые приёмы (создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений, внезапное появление игрушек и др.).
Все эти методы и приёмы в процессе работы с детьми используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно. Ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра является ведущей деятельностью дошкольников и является главным содержанием детской жизни. Незаметно для себя дошкольник в игре приобретает новые знания, умения, навыки, осуществляет поисковые действия, учится мыслить, творить.
Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения:
- «Пойди туда - не зная куда, сделай то – не зная, что»;
- «Весёлый – грустный»;
- «Перевертыши»;
- «Невиданное животное»;
- «Помоги мастеру» и др.
Методы анализа и оценки различных изделий и поделок используются общепедагогические с учетом индивидуальных особенностей и возможностей детей. Отсюда следуют следующие критерии определения качества изделий детского ручного труда :
* Функциональность изделия;
* Соответствие формы, цвета, пропорций;
* Фактура материала;
* Использование национальных мотивов и материалов в изготовлении и отделке изделия;
* Выразительность, образность, декоративность, нарядность изделия;
* Мастерство, аккуратность, техничность исполнения образа.
Таким образом, на занятиях по ручному труду ребёнок вооружается умениями и навыками, развивает интеллектуальную и творческую активность, учится планировать свою деятельность, осуществлять задуманное, конструировать поделки, вносить изменения в процесс изготовления, технологию. У детей формируется умение сравнивать, анализировать, открывать что-то новое, делать оригинальные выводы, возникает желание преобразовывать окружающий мир по законам красоты.
И так, ручной труд является эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, что в полной мере подтверждает практическая деятельность и не теряющие своей актуальности слова скульптора Родена (1840-1917гг.) : «…Мир будет счастлив только тогда, когда каждый будет находить радость в своём труде».