МААМ-картинки

Семинар для воспитателей «Алекситимия. Эмоциональный интеллект»

Наталия Кудрявцева
Семинар для воспитателей «Алекситимия. Эмоциональный интеллект»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: создание условий для освоения приемов эффективного общения с ребенком. Исследование психоэмоционального состояния воспитателя.

Задачи:

1. Формирование положительного эмоционального фона в коллективе.

2. Знакомство с понятиями «алекситимия, эмоциональный интеллект у ребенка и взрослого».

3. Развивать у воспитателей способность к рефлексии эмоционального поведения. Развивать навыки самоконтроля.

Публикация «Семинар для воспитателей „Алекситимия, Эмоциональный интеллект“» размещена в разделах

4. Помогать освоению конструктивных способов выражения своих чувств и желаний, распознавать эмоциональное состояние ребенка.

Ход семинара:

1. Теоретическое обоснование темы.

1.1 Основные понятия.

Многочисленные исследования ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией.

Алекситимия - затруднение в осознании и определении собственных эмоций – повышает риск возникновения психосоматических заболеваний у детей и взрослых. Умение разбираться в собственных чувствах, принимать их такими, какие они есть,и управлять ими является

Кроме того, исследователи установили, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни, как считают многие родители. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:

умением признавать свои чувства, способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим; умением распознавать и признавать чувства других, сочувствовать ему.

2.1 Как можно развивать эмоциональный интеллект у детей? Возрастные особенности.

Доказано, что у дошкольников существуют многочисленные проблемы поведения и в основном возникают в результате неадекватной оценке ситуации эмоциональной зависимости ребенка от воспитателя, родителя, сверстников, поэтому возникают кризисы и нарушения поведения в саду, дома и на улице. С одной стороны, увеличиваются количество требований, ожиданий - эмоционально оценочное отношение к ребенку со стороны воспитателя, родителей, а с другой стороны проявление эмоциональной децентрации (способности отстраняться от собственных эмоциональных переживаний к восприятию эмоций сверстников). В этой ситуации родители часто не спрашивают ребенка о его чувствах, а наоборот, учат всячески скрывать их, демонстрируя своим примером терпимости и толерантности в круге своего общения. Поэтому вырастают люди с не развившимися в дошкольном возрасте способностью к осознанию и выражению чувств - люди с алекситимией (с отсутствием эмоций). Таким людям не хватает слов для выражения их эмоций. Кажется, что у них вообще нет никаких чувств, а в действительности они неспособны их выразить или выражают их панически, затрудняясь описать их как собственные, так и чувства других людей. Они часто жалуются на то, что их мутит, они потеют и у них кружится голова, то есть они в тревоге и у них развивается личностная тревожность. Многие дошкольники, если выражение их чувств, приносило в прошлом отрицательный результат - боль, страх, чувство вины, приходили к выводу, что чувства свои лучше никогда не показывать и никому о них не рассказывать. А чтобы случайно не проговориться о них лучше срывать их от самого себя. К сожалению, отказ от собственной эмоциональной боли часто ведет в сторону отказа от вероятной радости. Мы знаем, что в системе межличностных отношений уже в школе дети будут стремится к самоутверждению, но и к соперничеству со сверстниками и другими людьми, проявляют самолюбие с чувством ответственности, которое принимает ситуацию режима в школе. Наиболее интенсивно это чувство развивается у ребенка в условиях познания. Кроме того, развивается чувство доверия и способность к сопереживанию. Сопереживание успеха и неудачи за одноклассника создает особую атмосферу солидарности между учениками: все участники становятся внимательнее и доброжелательнее друг к другу, то есть складываются личные отношения дружбы и сотрудничества, "эмпатии". Эмпатию можно выразить интонацией голоса, жестом, выражением лица и тому подобное она похожа на материнскую любовь к своему ребенку и делает жизнь более романтичной. Эмпатия не зависит от способности к обучению, а от способности "считывать" чувства других невербальным путем. Дети, обладающие искусством эмпатии, лучше успевают на занятии, несмотря на то, что их средний коэффициент умственного развития не превышает коэффициент умственного развития детей, менее способных к расшифровке невербальной информации».

Эмоциональная заброшенность ребенка в семье и школе притупляет эмпатию и даже возникает возможность развития нарциссизма. Определяющими свойствами нарцисса являются: эгоизм, самолюбование, крайне высокая осознанная самооценка, стремление к личной выгоде и благополучию любой ценой, стремление эксплуатировать людей в личных целях. И мы все немножечко нарциссы!

Начинать развитие эмоционального интеллекта необходимо с обучения детей эмоциональной грамотности дома и в образовательном учреждении.

2. Техники и способы развития эмоционального интеллекта.

В целом, при групповой работе с детьми рекомендуется сочетать разнообразные методы:

1. Игры и задания, способствующие овладению приемами межличностного общения, развивающие вербальные и невербальные средства коммуникации, эмпатии;

2. Различные виды дискуссий, игр;

3. Задания, способствующие повышению самооценки, что приводит к ощущению собственной ценности, уверенности в себе;

4. Релаксационные упражнения для снятия психологической напряженности, тревожности; обучения приемам саморегуляции.

Хочу поделиться своим опытом работы. В работе с детьми 5 и старше лет применяю методику «Волшебная страна чувств». Она является авторской - Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов. Как педагог - психолог детского сада на семинаре знакомлю воспитателей с данной методикой и результатами диагностики воспитанников. Данная методика позволяет выявить отношения детей к близким для них людям и к событиям, происходящим в их повседневной жизни, определить в каком актуальном эмоциональном состоянии ребенок пребывает. На мой взгляд она является хорошей коррекционной техникой направленной на отреагирование негативных эмоциональных состояний, раскрытие ресурса личности ребенка, развитие саморегуляции, формирование умения выражать свои мысли, развитие фантазии и воображения.

Ведь цель методики не только исследование психоэмоционального состояния ребенка.

Методика позволяет познакомить детей с разными эмоциональными состояниями, развивать у детей способность к рефлексии эмоционального поведения, развивать у детей навыки самоконтроля. Результаты диагностики по данной методики становятся полезными для воспитателей. практика показывает, что такая форма работы помогает выстраивать взаимоотношения воспитателю не только с детьми, но и с родителями.

Публикации по теме:

Интеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском садуИнтеллект-карта «Россия». Рекомендации для педагогов по созданию интеллект-карт в детском саду Интеллект- карта, карта мыслей или ассоциаций- это способ записи мыслей с помощью схем. В работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Отчет. Семинар — практикум для воспитателей ДОУОтчет. Семинар — практикум для воспитателей ДОУ Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика в детском саду" 3 октября 2017 года для педагогов ДОУ, учителем – логопедом Филатовой Т. С. ,.

Практический семинар для воспитателей «Зимушка-зима» Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и расширение их представлений о видах коррекционной работы с детьми..

Семинар для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных.

Семинар для воспитателей «Стили общения родителей с детьми» "Стили общения родителей с детьми" Старший воспитатель МДБОУ «Детский сад №34» Шевченко Е. Ю. I часть. Теоретическая. Не так много истин.

Семинар-практикум для воспитателей «Бодрящая гимнастика» Роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии дошкольника велика. Отдых в середине дня ему просто необходим. В условиях дефицита.

Семинар-практикум для воспитателей «Речь и движение» Учитель-логопед Климова Елена Александровна Инструктор по физической культуре Запорожец Лариса Григорьевна ГБОУ СОШ №1393 «Школа РОСТ».

Эмоциональный интеллект Эмоциональная сфера ребёнка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности.

Эмоциональный интеллект. Элементы и способы развития ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ЭЛЕМЕНТЫ И СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ Все мы часто сталкиваемся с таким понятием как «интеллект», под которым принято подразумевать.

Здоровьесберегающие технологии семинар для воспитателей Семинар для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии» Забота о здоровье ребёнка — это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для воспитателей «Алекситимия. Эмоциональный интеллект»
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 21:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для воспитателей «Алекситимия. Эмоциональный интеллект»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Кудрявцева (УИ 174879) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД