Елена Лазарь
Эмоциональный интеллект
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональная сфера ребёнка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребёнка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребёнка и становление его исходно благополучной психики.
Эмоциональная отзывчивость – это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний.
Эмоциональная отзывчивость детей дошкольного возраста понимается в первую очередь как:
- умение откликаться на события, явления окружающей действительности;
Публикация «Эмоциональный интеллект» размещена в разделах
- способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом;
- эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.
Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.
В формировании эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения).
От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.
Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей.
Однако особенность дошкольного возраста заключается в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы.
Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (страх, удивление, стыд, злость, радость, грусть, они не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.
Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми.
В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребёнка. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха.
Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка.
Методы воспитания должны быть направлены не на передачу моральных норм с целью формирования соответствующего практического опыта, а на то, чтобы поставить ребёнка в условия, при которых поступок, соответствующий моральной норме, становился бы для него личностно значимым.
Решению поставленных задач способствует организация пед. процесса на основе личностно- ориентированной модели, которая учитывает наличие у детей собственных суждений, предложений, несогласий. Общение в таких условиях принимает характер диалога, совместного обсуждения и выработки общих решений.
В своей работе для развития эмоциональной отзывчивости у детей мы используем следующие методы:
• беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами;
• словесные, настольные, подвижные, ролевые игры;
• рисование эмоций;
• проигрывание этюдов;
• чтение литературных произведений (сказка терапия)
- Рисование эмоций помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций. Рисование помогает снимать напряжение у детей. С помощью цвета ребенок может сигнализировать о своем эмоциональном состоянии.
- Действенным средством ознакомления детей с разнообразием поступков и оценкой их нравственной значимости является художественная литература, в которой описываются конкретные ситуации, близкие к опыту детей, действия персонажей и последствия их действий.
Следует понимать, что нравственную суть поступков персонажей дети понимают не сразу: они начинают перечислять действия героев и не оценивают моральный смысл. Обсуждения помогают ребятам осознать моральную суть положительных поступков героев, их соответствие моральной норме.
Целесообразно использовать следующий пошаговый алгоритм работы над художественным произведением.
Чтение произведения.
Беседа о прочитанном.
Рассматривание иллюстраций.
Игры-беседы детей с персонажами.
Этюды на выражение эмоций у детей.
Игры-драматизации по содержанию художественных произведений. Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.
Развитию у детей эмоциональной отзывчивости способствует и организация коллективной деятельности, которая объединяет детей благодаря наличию в ней общей цели, распределения обязанностей (ролей, общего результата.
Существенное значение имеет деятельность не только реальная, но и воображаемая, позволяющая эмоционально предвосхитить отдаленные последствия своих поступков. В процессе такого воображения происходит своеобразное проигрывание данной ситуации, во время которого можно обнаружить ценность для субъекта сложившихся обстоятельств или действий, которые в этих обстоятельствах могут быть выполнены.
Значительная роль в развитии и воспитании у ребёнка старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущие только ей эмоционально-нравственный опыт, убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение у окружающим людям.
Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребёнком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший источник формирования нравственных чувств ребёнка.