Ольга Бычкова
Практический семинар для воспитателей «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и расширение их представлений о видах коррекционной работы с детьми.
Задачи:
• Выработка общего понимания задач образовательного процесса, углубление сотрудничества между учителями-логопедами и воспитателями.
• Совершенствование профессионализма педагогов и внедрение в практику работы новых методик, прогрессивных педагогических технологий.
• Повышение мотивации профессиональной деятельности и общекультурного уровня педагогов.
Публикация «Практический семинар для воспитателей „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Оборудование: Мольберт, картина «Зимние развлечения», мнемотаблица, игровой куб, звуковые мешочки, картинка «Белый медведь», цветные мелки, бумага для акварели А3, фломастеры.
Ход практического занятия:
1. Логопед:
-А сегодня у зимы новоселье
И она нас пригласила на веселье!
В горницу с поклоном входим,
А на встречу нам сама.
«Здравствуй, зимушка зима!»
Игра «Имена» (Развитие слухового внимания)
Логопед:
- Вы в кружок быстрей вставайте,
- на хлопок имя свое называйте!
Игра «Назови и повтори» (Развитие смысловой памяти).
Логопед: А теперь игра другая, очень легкая, простая. Вспомним слова из песни «Елочка», каждый называет свое слово, повторяя слова предыдущих.
– В лесу
– В лесу родилась
– В лесу родилась елочка
– В лесу родилась елочка, в лесу,
– В лесу родилась елочка, в лесу она
– В лесу родилась елочка, в лесу она росла
– В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой
– В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом
– В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная
– В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная зеленая
– В лесу родилась елочка, в лесу она росла, зимой и летом стройная, зеленая была.
- Молодцы!
Игра «Звучащие мешочки» (развитие чувства ритма)
Логопед: Поиграем в игру со звучащими мешочками
Инструкция: «Возьмите мешочек в левую руку. На команду «раз» - перекладываем в правую руку. На «и» - передаем мешочек партнеру.
Выполняем движения со словами:
Вился, вился
Белый рой.
Сел на землю,
Стал горой.
Чтобы четко говорить
Нужно с язычком дружить!
2. «Язык путешественник». Артикуляционная гимнастика и межсистемное взаимодействие. (Развитие артикуляционной моторики с согласованными и несогласованными движениями рук.)
а) Вышел язычок на улицу. Ай! Холодно! И спрятался в домик. (Высовывать язык вперед, удерживать его по средней линии. Руки на поясе.)
б) Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся. (Рот приоткрыт. Облизывать языком губы по кругу.)
в) Вспомнил, как на завтрак блинчики с малиновым вареньем ел, и слизнул остатки с верхней губы. Вот так. (Рот открыт. Облизывать кончиком языка верхнюю губу.)
г) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач-кач! (Поднимать язык вверх – вниз (до нижней и верхней губы, параллельно с этим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперед – назад. На втором этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными.)
д) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой. Вот так! Тик – так. (Двигать язык к уголку рта вправо – влево и раскачиваться синхронно с движениями языка. На втором этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными.)
е) Решил поиграть в стрелочки, вот так. (Язык следует за движением руки: вверх, вниз, вправо, влево, а другая рука при этом – на поясе. Это упражнение проводится сначала ведущей рукой, потом не ведущей. На втором этапе движения языка и руки носят реципрокный характер: язык – вверх, рука – вниз; язык – влево, рука – вправо и т. д.)
ж) Замерз язычок и, чтобы согреться, стал прыгать цокать, как лошадка, вот так. (Рот открыт. Цокать языком и прыгать. Руки на поясе.)
з) А потом стал играть в «змейку». Вот так. Выкинул язычок со всей силы вперед и обратно спрятался. (С силой выкидывать 8 – 10 раз язык вперед, изображая «жало змеи». Одновременно с этим сжатые в локтях руки выбрасывать вперед и выпрямлять их. На втором этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными.)
и) Потом опять поиграл немножко в «лошадок» и побежал домой обедать и спать (Цокать, стоя на месте, руки на поясе.)
Белым снегом замела поле чистое.
Днём с детьми на коньках всё катается,
Ночью в снежных огоньках рассыпается.
3. Работа с картиной (Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; Развитие навыков связной речи. Стимулирование интеллектуальной инициативы речевой активности. Нацеливание на самостоятельное решение игровых задач и межличностное взаимодействие с другими людьми.)
Логопед: Перед вами картина “Зимние развлечения». И я предлагаю вашему вниманию игры, цель которых: развитие словаря и связной речи детей, их мышления и воображения.
Внимательно рассмотрите всех персонажей, их внешний вид и действия, а также другие интересные детали.
Упражнение «Слова-действия». Назовите все слова – действия, которые можно подобрать к изображённому на картине. Работаем по цепочке, и я начинаю: Скользит, кидает, падает, летит, блестит, …
Упражнение «Составь предложение». Надо составить предложение о действии каждого ребёнка (или объекта). По сигналу произносите по одному предложению. Необходимо произносить предложения довольно быстро друг за другом. Победа в игре достанется тому, кто произносит своё предложение последним.
Девочка катится с горы. Мальчик катит снежный ком.
Я предлагаю вам выход из затруднительной ситуации:
- Можно составить предложение о нескольких объектах сразу. Например: Дети гуляют во дворе.
- Надо составлять предложения и о неживых объектах. Например: Лёд блестит.
Игра «Речевые цепочки». Опять работаем «по цепочке». Предложения о самых разных объектах должны быть составлены по одному образцу (или правилу).
А) В предложении должны быть два слова-действия, которые выполняет один и тот же объект. Например: Девочка села не санки и съехала с горы.
Б) В предложении должно быть слово-признак, которое относится к выбранному объекту. Например: Мальчик скатал снежный ком.
В) В называемом предложении должно быть определённое количество слов (1, 2, 3, и более) Игра проводится с кубиком. При проведении игры с детьми за столами можно выкладывать фишки, пуговицы по количеству слов.
Игра «А что у вас?» Ведущий произносит предложение о действии любого объекта на картине. Следующий игрок должен найти объект, который выполняет точно такое же действие: Девочка держит в руках верёвочку.
Спасительные советы: Некоторые действия может выполнять даже неприметный неживой объект: Ёлочка держит на ветвях снежок.
Игра «Потому что, потому». Первый игрок начинает предложение: «Мальчик весело смеётся, потому что …». Второй игрок должен закончить это предложение. Для этого игроку надо внимательно рассмотреть картинку, найти нужного мальчика и определить, почему ему стало весело, закончить предложение.
Мальчик весело смеётся, потому что ему нравится кататься с горки.
Игра «Небылицы» помогает развивать речевое творчество участников. Вдруг появляется новый персонаж. Можно предложить детям пофантазировать, придумать рассказ о новом герое и событиях, связанных с его появлением.
Мальчик катил снежный ком и заметил рядом ещё один комок. Но он был не из снега. Это был румяный Колобок! Колобок поздоровался и сказал, что он никогда не видел зимы. Он попросил ребят рассказать о зиме, о том, что дети делают зимой. Мальчики и девочки рассказали, что зимой много снега. Поэтому ребята любят лепить снеговиков, кататься на санках, на лыжах, на коньках. Зимой весело и интересно! Колобок решил поиграть с детьми в снежки.
1, 2, 3, 4, 5
Вышел мишка погулять.
Чтобы мишке не хворать,
Надо шубку согревать.
4. Игра «Превращалочки» (развитие сенсомоторных координаций, межполушарного взаимодействия.)
Логопед: В разгар зимы у белой медведицы в снежной берлоге рождаются крошечные медвежата.
В берлоге морозы и ветра не страшны медвежатам. Когда медвежата подрастают, медведица выводит их из берлоги знакомится с миром.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Превращалочки». Я – медведица, а вы – медвежата. Мы будем учиться ходить. Встаём на четвереньки и ползём вперёд с одновременным передвижением руки и ноги. При этом руки и ноги располагаются параллельно друг другу. Затем выполняем это упражнение разноимёнными руками и ногами. Это упражнение можно усложнить. Для этого надо скрестить руки и ползти. Сначала мы передвигаем одноимённые руки и ноги, а затем - разноимённые.
5. Учим детей запоминать стихи. (Формирование у детей желания заучивать стихотворения. Сокращение длительности заучивания. Уменьшение количества ошибок при запоминании текстов. Развитие долговременной памяти.)
Логопед: Сегодня, я познакомлю вас с технологией, которая облегчает процесс запоминания стихотворных текстов у детей.
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы пробудить в детях интерес к заучиванию стихов, можно использовать приём мнемотехники, ориентированный на наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Хорошо известно, что язык мозга – это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такую программу? Мнемотехника и является такой программой. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».
В процессе заучивания детям предлагается мнемотаблица. Это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветную мнемотаблицу, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка – серая и т. д. В мнемотаблице схематически возможно изображение героев, явлений природы, действий, т. е. можно изобразить все то, что понятно детям.
Например, учим с детьми стихотворение о зиме И. З. Сурикова:
«Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложиться.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело».
Все очень просто и понятно детям. Далее идет заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запоминать логическую последовательность. Таким образом, с помощью мнемотаблица можно достичь следующих результатов:
* у детей появится желание рассказывать;
* расширится круг знаний об окружающем мире;
* активизируется словарный запас;
* дети преодолеют застенчивость, робость.
Попробуйте сами и вы увидите результат!
Практическая часть:
Воспитатели, разделившись на две подгруппы, рисуют мнемотаблицы по предложенным стихотворениям.
1. Н. Некрасов «Снежок»
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
2. С. Маршак «Круглый год. Январь»
Открываем календарь –
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу во дворе.
Снег – на крыше, на крылечке.
Солнца в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
В заключении педагоги демонстрируют полученные таблицы, сопровождая их чтением стихотворений.
На окне, серебряном от инея
За ночь хризантемы расцвели
В верхних стеклах небо ярко – синее
И застреха снеговой пыли. (И. Бунин)
Упражнение «Снежные узоры». (Развитие ритмичности, согласованности действий руки и речи.).
Логопед: Мы попробуем нарисовать сегодня снежные узоры, напоминающие горизонтальные восьмёрки. Совершая это действие, вы должны почувствовать их гармоничность, представить красоту зимнего рисунка. В процессе медленного прорисовывания «вальдорфских форм» попробуем ровно дышать, чётко произносить чистоговорку. В результате прорисовывания вы должны почувствовать согласованность ваших действий.
Ру – ру – ру – позовите детвору.
Ра – ра – ра – начинается игра.
Ры – ры – ры - дружно скатимся с горы.
РА – ра – ра- вот и кончилась игра.
Итог практического семинара: Вот и подошло концу наше занятие. Надеемся, что вы расширили свои знания и получили практические советы. Предлагаем вам написать свои отклики и пожелания Зимушке-зиме и опустить их в символический почтовый ящик.
Литература:
• Семенович А. Введение в нейропсихологию. М., «Генезис», 2007
• «Вальдорфская педагогика» М., «Просвещение», 2007
• Омельченко Л. В. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи» журнал «Логопед» № 4 – 2008
• «Русская поэзия детям» М., «Детская литература», 1995
• Семенович А. В. Ланина Т. Н. «Интеграция сенсомоторного репертуара ребёнка – фундамент коррекции общего недоразвития речи» журнал «Практическая психология и логопедия» М. 2004.