Шевченко Елена
Семинар для воспитателей «Стили общения родителей с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
"Стили общения родителей с детьми"
Старший воспитатель МДБОУ «Детский сад №34» Шевченко Е. Ю.
I часть. Теоретическая.
Не так много истин в психологии, но утверждение о том, что тип семейного воспитания и родительские установки определяют особенности личности и поведения ребенка – истина. Конечно, ребенок не является чистым листом бумаги, на котором грамотный родитель может написать все, что захочет, а безграмотный может изуродовать. В нем самом есть силы и немалые.
Публикация «Семинар для воспитателей „Стили общения родителей с детьми“» размещена в разделах
В родительской позиции выделяются две важнейшие переменные: эмоциональное принятие и контроль. Их сочетание во многом определяет то, как строится поведение взрослых и какие психологические свойства формируются у ребенка.
Эмоциональное принятие имеет особое значение для развития ребенка от рождения до 3-х лет. Это обеспечивает самой матери уверенность и спокойствие, формирует доверие к ребенку и его потребностям, подталкивая ее к поддерживающему, разрешающему поведению. Как результат – развитие у ребенка чувства доверия к миру, любознательность и открытость отношений.
Примерно с 3-х лет вступает в силу вторая переменная родительской позиции – контроль. Он может быть низким и высоким. Можно видеть родителей, которые предпочитают оказывать большое влияние на своих детей, способны настаивать на безоговорочном выполнении своих требований, быть последовательными в их предъявлении. Также можно видеть родителей, которые отстраняются от контроля, предоставляя детям самим формировать систему правил. Контроль проявляется и в том, как родители стремятся к развитию ребенка. Одни натаивают на активном включении детей в различные сферы жизнедеятельности, другие – не считают своих детей обладателями каких-то ярко выраженных достоинств.
Родительское отношение мы видим и в различии методов воспитательного воздействия : родители, которые добиваясь послушания используют убеждение, обосновывают свою точку зрения и готовы обсуждать ее с ребенком, при этом эмоциональная поддержка присутствует постоянно, независимо от того, удается ли родителю добиваться своих требований; и родители, которые не формулируют свои требования, прибегают к косвенным способам воздействия: крику, подаркам и наказаниям. Эмоциональная поддержка или отсутствует или зависит от послушания ребенка.
В зависимости от родительской установки формируется и ребенок.
Первый тип детей – это зрелая личность. Компетентные дети формируются под воздействием такой установки родителей, которая представляет собой сочетание эмоционального принятия с высоким объемом требований, с их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью. Дети уверены в себе, им присущ развитый самоконтроль, умение устанавливать дружеские взаимоотношения. Это авторитетный стиль воспитания.
Второй тип детей – избегающие дети. У них преобладает отстраненное или уныло-грустное настроение. Испытывают трудности в установлении дружеских контактов. Боятся новых ситуаций. Для их родителей характерно контролирующее, требовательное поведение, сочетающееся с малой теплотой, низким уровнем уважения к возможностям ребенка. Это авторитарный стиль воспитания.
Третий тип детей – незрелые дети: не уверены в себе, настроение неустойчивое. Самоконтроль не сформирован. Своей инфантильностью он прежде всего обязаны личностной незрелости своих родителей. Главная черта поведения родителей – отсутствие способности к последовательному контролю. При этом может присутствовать эмоциональная поддержка. Это или либеральный или индифферентный стили воспитания.
Родительская позиция не единственный фактор развития ребенка. Позиция формируется и от того, какое место в жизни человека занимает воспитательный процесс. Самое благоприятное последствие для развития ребенка будет в том случае, если воспитание собственных детей является для взрослого ценностным процессом.
Если же для взрослого воспитание ребенка – это реализация потребности в эмоциональном контакте, т. е. он способ удовлетворения иных потребностей взрослого, тогда взрослый будет препятствовать эмоциональной жизни ребенка.
Если воспитание ребенка для взрослого реализация потребности в смысле жизни, то взрослому не нужна самостоятельность ребенка. Он будет неосознанно препятствовать этой самостоятельности под любым предлогом.
Если воспитание – это реализация потребности взрослого в достижениях под девиз: "Он добьется всего, чего не добилась я ", то ребенок воспринимается хорошим только тогда, пока реализует планы родителей и удовлетворяет их амбиции.
Все эти позиции патологичны с точки зрения результатов воспитания, т. к. лишают ребенка права на собственную жизнь и судьбу.
С каждым годом увеличивается процент детей больных неврозом. Неблагоприятное влияние на психическое здоровье детей называют и темпы нашей жизни, и чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, когда взрослые не могут разрешить свои внутриличностные конфликты.
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью к родителям/особенно к матери/, причем не в виде зависимости от нее, а в виде потребности в любви. Ребенок еще не способен понимать причина конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому ссоры между родителями ребенком воспринимается как тревожное событие, и ребенок склонен чувствовать себя виноватым в конфликте. Частые ссоры родителей у детей дошкольников могут стать источником их психического нездоровья.
Самым лучшим профилактическим средством могут стать хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Нет готовых рецептов воспитания, которые можно взять и "приложишь" к своему ребенку. Можно дать некоторые рекомендации.
II часть. Психологическая пауза.
ЦЕЛЬ: активизация творческого потенциала педагогов; развитие эмпатии.
Всем педагогам раздаются полоски бумаги с написанными на них словосочетаниями:
Стыд. Поза
Обида. Губы.
Грусть. Лицо.
Огорчение. Лицо.
Радость. Ноги.
Удивление. Глаза.
Любопытство. Голова.
Злость. Руки.
Гордость. Спина.
Страх. Глаза.
Высокомерие. Голова.
Страх. Зубы.
Усмешка. Губы.
Недовольство. Поза.
Интерес. Походка.
Самодовольство. Походка.
Огорчение. Губы.
Все педагоги, прочитав написанное, должны это изобразить.
III часть. Рассматривание педагогических ситуаций.
ЦЕЛЬ: педагоги, заслушав ситуацию должны определить к какой стиль родительского воспитания присутствует в данном случае.
Родители постоянно жалуются на своего ребенка как на "бандита", заявляют, что не знают, что с ним делать. Но в то же время не принимают никаких советов и жалуясь, л лишь показывают окружающим нестандартность ребенка, свою обеспокоенность его поведением, но в глубине души нередко удовлетворены и горды "проделками сорванца".
Родители стремятся "знать о ребенке все", не оставляя ему ничего сугубо личного, тайного, сокровенного, докучая советами в делах, которые должен решать сам ребенок.
Родители исходят из предпосылки, что они лучше, чем ребенок знают жизнь, опытнее его, поэтому в любых обстоятельствах заранее стремятся обеспечить своему детищу и лучшее решение любых проблем, беря все трудности на себя и лишая его права выбора.
Родители ругают ребенка, уверяя, что они знают, о чем он думает и чего хочет, утверждают, что не допустят проявления у него дурных качеств (лень, азарт, неряшливость и т. д., хотя реально ничего такого у ребенка не наблюдалось.
Родители понимают, что ребенок взрослеет, но это означает и то, что они сами стареют, что им крайне не хочется. Поэтому они стараются как бы игнорировать, не замечать черты взрослости в своих детях, запрещая им занятия и увлечения, характерные для их возраста, культивируя привязанность во всем к родителям.
Ребенком непомерно и постоянно восхищаются по любому поводу и без повода все члены семьи. Игнорируются и не принимаются во внимание любые просчеты и проступки ребенка. Любые его желания оказываются в центре внимания и удовлетворяются.
Родители понимают, что ребенок способен вырасти сам по себе. Существует радио, телевидение, детские учреждения, и то хорошее или злое, что заключено в человеке, неизбежно себя проявит, поэтому нет смысла прилагать воспитательные усилия и брать на себя ответственность за его судьбу.
VI часть. Рекомендации родителям no воспитанию детей.
Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок единственный в своем роде, не похож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией вас самих. Поэтому не следует требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Представьте ему право прожить жизнь самому. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.
Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.
Не бойтесь залюбить ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему это хочется. В качестве поощрения чаще используйте ласку.
Постараетесь, чтобы ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты /желательно, чтобы их было немного/. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами. В случае неповиновения родителям нужно убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка.
Если ребенок демонстрирует открыто неповиновение, родитель может подумать о наказании. Наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать за что наказан.
Не забываете, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в игре можете передать те навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.
Чаще разговариваете с ребенком, объясняете ему суть запретов и ограничений. Помогите ребенку вербально выражать свои чувства и переживания, научиться понимать свое поведение и поведение других людей.
Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию.
Диалогу с обществом ребенок учится у нас, взрослых. Мы его мера, его масштаб, его критерии оценки других, отношения к другим и к себе. Первый шаг в мире взрослых и сверстников он начинает с того, что оглядывается на нас и судит этот мир по законам, преподанным ему нами.
Очень важно осознать, что стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на детское поведение, но и на психическое здоровье детей; так неуверенность ребенка в положительном отношении к себе взрослого или, наоборот, уверенность в негативной оценке его как личности провоцирует подавленную агрессивность.
Нам, взрослым, необходимо помнить, что под влиянием опыта общения с нами, у ребенка не только формируются оценки себя и других, но и зарождается очень важная особенность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные. В общении со взрослыми и сверстниками он впервые осознает, что нужно учитывать не только свою, но и чужую точку зрения. Педагогическая авторитарность в неформальном общении с детый порождает у них дефицит самостоятельности, неумение выразить и отстоять свое мнение. Общаясь с ребенком, очень важно отрешиться от позиции, что наше слово – истина, ибо процесс общения требует понимания другого и отождествления себя с другими.
Детям трудно воссоздать целостный образ взрослого человека, даже родителя. Они видят нас в основном дома, в минуты наибольшего расслабления, поэтому бытовое общение становится характеристикой нашего реального образа. Поэтому никакие наши рассказы о работе, о друзьях, не сотрут в памяти ребенка того, что он уловил в случайном взгляде, в зло брошенной реплике.
Хотелось бы сказать и о принципах единства требований в семье: это единство не следует понимать упрощенно - все требуют одно и то же. Нет! Каждый в семье ведет свою партию, важен принцип совместимости, дополнительности.