Ирина Пиксайкина
Семинар для родителей «Секреты здоровья детей раннего возраста!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: помочь родителям понять своих детей; способствовать проявлению заботы о психологическом здоровье своего ребенка.
Материалы: мяч, листы, ручки по количеству участников.
1. Приветствие: игра – ассоциация «Здоровье – это…».
Публикация «Семинар для родителей „Секреты здоровья детей раннего возраста!“» размещена в разделах
Родителям нужно продолжить предложение: с чем у них ассоциируется «здоровье» Комментарий: в конце игры ведущий делает вывод, что здоровье бывает не только физическое, но и психическое, о котором часто забывают.
Профилактика вирусных заболеваний (медицинская сестра).
Мини-лекция «Профилактика речевых нарушений у детей» (учитель - логопед).
Мини – лекция «Вредные привычки»
Патологические привычки – это навязчивые, фиксированные действия, похожие на ритуал, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка. Его физическом и психическом развитии.
Выделяют следующие привычки:
сосание пальца, предметов,
кусание и грызение ногтей (онихофагия)
выдергивание или выщипывание волос (трихотилломания)
ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация).
Данные привычки часто являются выражением нервности и трудно поддаются коррекции. Поэтому их относят к патологическим. Родители и педагоги могут помочь детям избавиться от этих привычек. Но для этого они должны хорошо знать их природу и действовать осмотрительно.
Патологические привычки уменьшают переживания ребенка и снимают эмоциональное напряжение. Подавив одну привычку можно получить взамен другую. Дошкольники не желают отказываться от них и активно сопротивляются, когда взрослые воюют с приятными для них действиями.
Патологические привычки имеют, как общие, так и специфические черты.
Сосание большого пальца.
Сюда же относится сосание соски до 3-4 лет.
Сосание большого пальца восполняет нереализованный инстинкт сосания и уменьшает беспокойство, успокаивает, убаюкивает, смягчает тяжесть одиночества, приглушает физическую боль. Начинает появляться у ребенка около 6 месяцев. Чаще бывает у детей с флегматичным темпераментом.
Беспокойство проявляется и у плода, если мать волнуется, устает или болеет при беременности. На снимках видно, как плод в этом случае сосет палец.
Причиной является нежелание матери иметь ребенка. Это неблагоприятно отражается как на самой беременности, и на грудном вскармливании.
Вследствие отсутствия грудного вскармливания, раннего перехода к бутылке с соской с широким отверстием, в результате чего ребенок слишком быстро поглощает пищу и не успевает насосаться настолько, насколько ему хочется.
Недостаток материнской ласки, теплого обращения, передача малыша на воспитание родственникам и няне, в круглосуточное ДОУ.
Рекомендации:
Нельзя наказывать и стыдить за такую привязанность. Говорить об этом, подчеркивать и закреплять патологическую привычку постоянными напоминаниями. Отбирать любимый предмет, который сосет ребенок.
Наилучшей тактикой предупреждения и устранения этой привычки является не борьба, а установление доверительного контакта с ребенком, своевременное успокоение и снятие беспокойства.
Наполните жизнь ребенка новыми впечатлениями, помогите ему найти настоящего друга.
Разумно пользуйтесь соской, покачивайте кроватку, убаюкивайте, пойте колыбельную. Подумайте об отсутствии лишних ограничений и чрезмерной активности детей. Регулярно пополняйте багаж совместных положительных впечатлений и эмоций.
Кусание или грызение ногтей.
Кусание и грызение ногтей, как и сосание пальца, возвращает ребенка в период младенчества. Грызение ногтей – легко возникающая привычка, которая носит непроизвольный характер и избавиться от нее чрезвычайно трудно.
Дети обкусывают не только выступающие части ногтей, но и частично и прилегающие участки кожи. Это может приводить к воспалительным процессам. Обкусывание ногтей сопровождается их проглатыванием.
Вовремя грызения ногтей у ребенка происходит выход агрессии и напряженности, психологического дискомфорта и раздражения. Он просто получает удовольствие. Если ребенок не выражает свои переживания и отрицательные эмоции, то они копятся у него и находят такой выход.
Рекомендации:
Нельзя интеллектуально перегружать ребенка в ущерб другим сторонам психического развития. Запрещать и наказывать его за эту патологическую привычку. Говорить ребенку о грызение ногтей, тем самым фиксируя словами в сознании эту привычку.
Необходимо научить ребенка адекватным способам выражения агрессии. Позволяйте ребенку свободно и адекватно выражать свою агрессию и накопившийся гнев. Учитесь понимать, что происходит с ребенком, переключайте и отвлекайте его внимание в момент грызения ногтей.
Уменьшите чрезмерные требования к ребенку. Необходимо настроиться на длительный период затухания этой привычки, который приблизительно равен периоду ее протекания.
Ритмическое раскачивание головой и туловищем.
Причины появления - трудности засыпания (ребенок сам себя укачивает); недостаточная эмоциональная и материальная среда.
Органическое поражение центральной нервной системы, выражающееся в завышенном пороге восприятия, то есть ребенку постоянно нужны новые яркие впечатления. Не получая их, он испытывает внутренний дискомфорт, который внешне проявляется в навязчивых действиях, в частности в раскачивании.
Данная причина требует специального медицинского лечения и коррекционных мероприятий.
Рекомендации.
Важно выяснить, снятся ли ребенку кошмары, боится ли он темноты и может ли оставаться один в комнате. Не фиксировать внимание на привычке.
Доверительное, эмоциональное и теплое общение родителей с ребенком. Пополнить материальную среду. Можно перед сном заняться с ребенком спокойным интересным делом. Например, почитать книгу, принять расслабляющую ванну, послушать классическую музыку. Итак, патологические привычки являются признаком нервности и достаточно трудно поддаются коррекции. Взрослые могут и должны помочь
детям преодолеть их притяжение.
Обратная связь. 7. Прощание