Надежда Серикова
Семинар для родителей Организация предметно-развивающей среды в семье
В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.
Публикация «Семинар для родителей Организация предметно-развивающей среды в семье» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Но для многих родителей семейное воспитание представляется более естественным, особенно для дошкольника, — ребенок растет в привычных домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних стрессов и перегрузок. Задача родителей состоит в умении моделировать социокультурную предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и язык искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Условия, созданные для развития малыша в семье, определяют, как он будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний. Поэтому так важно грамотно создать развивающую среду для ребенка-дошкольника в условиях семейного воспитания. В теории и практике педагогики много внимания уделяется оборудованию игровых и групповых комнат для детей дошкольного возраста, а также оформлению различных помещений именно в детском саду. Этому способствуют различные публикации и консультации специалистов, регулярные художественные тематические выставки по вопросам архитектуры, монументально-оформительского, декоративно-прикладного искусства, книжной иллюстрации, мебели и интерьера. Но весьма мало информации о принципах построения развивающей среды в условиях семейного воспитания.
Предметно-развивающая среда семейного воспитания, которая дает возможность ребенку формировать ценности познания, преобразования и отношения к миру не только с помощью родителя, но и самостоятельно, приобретает смысл понятия «развивающая среда». Действия ребенка с отдельными предметами, обучающими пособиями, играми и игрушками помогают ему познать роль и соотношение предметов и вещей, а также сделать первые шаги в понимании социальных отношений. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие. Поэтому очень важно, чтобы материальная домашняя обстановка была именно развивающей.
Предметно-пространственная среда обладает важнейшей способностью непосредственного и постоянного влияния на детей. Материальное окружение, организованное с целью предоставления большего пространства для творческих исканий ребенка, тем самым активно развивает и тренирует его воображение. Это особенно важно, если учесть слова английского психолога Т. И. Джонеса, что воображение «должно иметь постоянное, а неспорадическое применение».
Обстоятельства, затрудняющие внедрение полноценного явления «развивающая среда» в семьи :
малометражность квартир; невозможность не то что выделить ребенку отдельную комнату, но иногда просто «уголок»;
небольшой общий семейный доход по России и дороговизна различных игрушек и пособий для детей, что делает порой невозможным полноценно оснастить пространство ребенка;
отсутствие у родителей элементарных знаний о том, как должна выглядеть комната ребенка, что ведет к частым перегибам в «дизайнерских» экспериментах родителей.
На самом деле все одновременно и сложно, и просто. Не споря с объективностью вышеперечисленных проблем, хочется сказать, что создание развивающей среды в семье — задача, требующая, прежде всего, четких позиций родителей, знаний об особенностях дошкольного периода детства и разумных материальных затрат.
Самое главное во взглядах родителей на игрушки и наполнение среды детской комнаты, это проверка:
1) сертификации всего, что вы покупаете ребенку, т. е. наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата, который подтверждает безопасность материалов и оборудования;
2) безопасности материалов и оборудования, т. е. обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
Данные позиции наиболее важны в связи с тем, что сегодня на территории России существует почти никем не регулируемая продажа несертифицированных и опасных игрушек, мебели для детей. Причем игрушка может нанести как физический (потеря здоровья, так и психологический урон ребенку (страхи, агрессия, негативные эмоции);
3) развивающий потенциал игрушки.
Взрослый должен осознать, что предметно-пространственная развивающая среда — это средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир. Развивающая среда должна создавать благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности. Поэтому и создавать среду надо с позиции творческой активности и самостоятельности ребенка. Взрослый выступает как помощник, соратник в построении игрового пространства, но ни в коем случае не как его организатор и авторитарный руководитель. Поэтому взрослый создает среду, максимально дающую свободу деятельности и активности ребенка. В детской комнате не нужны богато украшенные интерьеры, которые требуют интенсивного ухода и уборки помещения или пристального наблюдения, как бы чего не помял, не нарисовал, не сдвинул, не сломал. Хотя, конечно, мы учим ребенка бережно относиться к предметам интерьера, но среда, тем более развивающая, не должна выполнять функцию статичного, раз и навсегда заданного пространства жизни. Это среда постоянного освоения и изменения, т. е. тех процессов, что так желанны и необходимы ребенку.
Среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др., становится основой для самостоятельной деятельности, условием для опосредованной формы самообразования ребенка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит разностороннее развитие личности.
Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольника (речевую, игровую, умственную и т. п., но и становится своеобразной лабораторией его самообразования. Предметно-развивающая среда играет особую роль в самостоятельной деятельности дошкольника, так как эта деятельность во многом зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация жизни ребенка, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал.
Говоря о роли среды в развитии детей дошкольного возраста, необходимо учитывать специфику данного возраста, а именно те особенности, которые отличают дошкольника о других старших субъектов образования (школьника, студента). В отличие от последующих возрастных этапов, именно в этот период обеспечивается общее развитие ребенка — своего рода фундамент для любых специальных знаний, умений и отношений к миру.
Основное специфическое отличие дошкольного возраста от других возрастов заключается не только в том, что ребенок-дошкольник получает социальный опыт и новые сведения об окружающем мире от других людей, в первую очередь от взрослых, но и в том, что другой важный источник знаний, социального опыта и развития — окружающая его среда.
Именно среда становится для маленького ребенка носителем информации об окружающем мире. Дошкольнику, чтобы исследовать предметы, оценить все его качества и признаки, необходимо длительное время. В силу неустойчивости внимания ребенок часто отбрасывает игрушку, если через день, неделю ему предлагают новую.
У современных детей наблюдается противоположная тенденция, они не могут удержать внимание на одной игрушке, так как игр и игрушек слишком много. От этого страдает становление и развитие таких психических процессов, как внимание, восприятие, ощущения и в конечном итоге мышление. Поэтому психологи и педагоги советуют единовременно для освоения ребенком должно быть не более 4–5 игрушек.
При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Специфический материал:
для девочек — это куклы, коляски;
для мальчиков — машины, пистолеты;
общее - конструкторы, обучающие игры (лото, шахматы, шашки, домино с картинками, спортивные и музыкальные игрушки.
Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, формы занятости старших и содержания семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд «запрограммированной» культуры,
но и испытывает влияние культурной ауры микрорайона, села, города, по-разному обогащающих жизнь детей, их опыт деятельности и переживаний.
Все эти среды : семейный дом, детский сад, школа, микрорайон, город (село, природные и парковые ландшафты — могут стать источником обогащения опыта детской деятельности, а, следовательно, их психики.