Марина Гирнинг
Семинар для педагогов «Значение сказки в социальной адаптации детей к окружающей действительности». Практическая часть
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА.
-Сегодня мы решили отступить от показа традиционного занятия по теме семинара. И покажем Вам сегодня на практике методы и приемы работы со «сказочным материалом» каждый из них отдельно, а участниками упражнений будут не дети, а наши воспитатели. Каждое упражнение основной целью имеет- научить детей адаптироваться в окружающей действительности через перенос сказочной ситуации в реальность. Но также несет и другие цели и задачи.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
1. Выставка книг «Эти замечательные сказки»
-В своей работе для того, чтобы привлечь детей к знакомству и активной работе со сказкой, мы предлагаем вниманию детей выставки книг.
Цель: привлечь детей к чтению книг, познакомить и заинтересовать детей новыми книгами и произведениями.
2. Выставка рисунков «В гостях у сказки»
-Так же в своей работе мы предлагаем устраивать выставки рисунков при работе со сказкой.
Цель: развитие творческих способностей и эмоционально-положительного отношения к сказке посредством изобразительного искусства у детей.
3. Организационный момент или ритуал приветствия.
-Этот элемент работы взят из сказкотерапии.
Цель: положительный настрой на занятие, сплочение коллектива.
-Сегодня наш ритуал приветствия называется «Волшебный клубок».
-Всем участникам предлагаю встать в круг. У меня в руках «волшебный клубок». Каждый к кому попадает в руки этот клубок наматывает на указательный палец левой руки нитку и, называя по имени своего соседа, желает доброго времени суток и делает комплимент. В ответ надо сказать : «спасибо большое, мне очень приятно».Клубок передается по кругу и ниткой замыкается круг, дойдя до ведущего.
4. Викторина «В мире сказок»
Цель: Расширение и закрепление знаний детей о русских народных сказках.
-Мы представим Вашему вниманию отрывок из викторины.
-Здравствуйте дорогие гости. Сегодня мы с Вами приглашены в гости к сказке. Вы любите сказки? Мы все с детства любим сказки : и взрослые и дети. Сказка помогает познать мир, с ними связаны наши представления о добре и зле, о справедливости. Сказки- древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.
- Какие бывают сказки? (народные и авторские) А почему сказки называются народными? Да, их придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. А почему авторские? Когда Вы были маленькими, Вам рассказывали сказки мамы и бабушки, скоро вы пойдете в школу и сами научитесь их читать. Читая сказки, Вы проникните в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются невероятные чудеса. И вот сегодня мы с Вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Вы, ребята, очень дружные и смелые, будете помогать и выручать друг друга. А как вы знаете и любите русские народные сказки, мы сегодня проверим. За каждый правильный ответ участники получают фишку. Кто соберет больше всего фишек, тот и победил.
Итак, друзья, начнем программу,
Затей у нас большой запас.
А для кого они? Для вас.
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки пляски.
Но нет ничего интересней,
чем наши волшебные сказки!
1 задание. Отгадай загадки.
*Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
*Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки….(Маша и медведь)
*Помогла нам яблонька,
Помогла нам печка,
Помогла хорошая, голубая речка.
Все нам помогали, все нас укрывали,
К матушке и батюшке мы домой попали.
Кто унес братишку, назовите книжку. (Гуси-лебеди)
*Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом ее на курьих ножках. (Баба Яга)
*Летела стрела, попала в болото,
И в этом болоте поднял ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)
*Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко-
Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)
*Вымолвил словечко-
Покатилась печка
Прямо из деревни
К царю и царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю. (По щучьему веленью)
2 задание Сказочные вопросы.
-Продолжаем нашу викторину. Сейчас вам необходимо вспомнить сказки и ответить правильно на вопросы.
*»Скоро сказка сказывается, да не скоро…» Что дальше? (дело делается)
*От кого не ушел Колобок? (от лисы)
*Попив водицы из копытца, брате Иванушка превратился в… (козленочка)
*Кто из зверей в сказках носит фамилию Топтыгин, Отчество Потапыч, а кличку- Косолапый? (Медведь)
* Сколько козлят слопал волк в сказке? (шесть)
*От чего растаяла Снегурочка? (прыгнула через костер)
* «Я там был, мед, пиво пил, по усам текло-…» Что дальше? (а в рот не попало)
*В какое время года происходили события в сказке «По щучьему веленью»? (зимой)
*Куда упала стрела младшего сына из сказки «Царевна-лягушка»? (в болото)
*В сказке «Гуси-лебеди» девочка, разыскивая братца, сначала встретила на пути….(печку)
* Кто во всем помогал Крошечке- Хаврошечке? (Коровушка)
*»Битый небитого везет….» Из какой сказки эти слова? («Лисичка-сестричка и серый волк»)
*Из какого инструмента мужик варил кашу? (из топора)
Физминутка.
-Давайте немного разомнемся.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
Лапы дружно поднимали.
Вот так, вот так
Лапы дружно поднимали.
3 задание. Угадай сказку по предметам.
- Сегодня приходил почтальон Печкин. Принес письмо. Давайте посмотрим что там. Тут следующее задание. Ваша задача- угадать сказку по предметам.
*Миска, кровать, дом в лесу. («Три медведя»)
*Лед, петух, избушка. («Заюшкина избушка»)
*Избушка на курьих ножках, печка, речка. («Гуси-лебеди»)
*Дом, лягушка, волк. («Теремок»)
*Рыба, прорубь, тесто. («Лисичка-сестричка и серый волк»)
*Лужа, купец, ведьма. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
*Поле, конь, царевна («Сивка-бурка»)
*Печь, дрова, ведра. («По щучьему веленью»)
4 задание. Сказочные перевертыши.
-В сказки пробрался злой тролль и перепутал названия сказок и ее героев. Помогите мне навести порядок и исправить ошибки.
-«Зеленый беретик» - «Красная шапочка»
«Мышь босиком» - «Кот в сапогах»
«Девочка с ладошку» - «Мальчик с пальчик»
«Петушок бесцветный» - «Курочка Ряба»
«Царевна-индюшка» - «Царевна-лягушка»
«По собачьему веленью» - «По щучьему веленью»
«Сивка-Мурка» - «Сивка-Бурка»
«Петушок-золотой пастушок» - «Петушок- золотой гребешок»
«Сестрица Аленушка и ьратец Никитушка» - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
«Лапша из топора» - «Каша из топора»
«Баба Бяка» - «Баба Яга»
«Василиса Преглупая» - «Василиса Премудрая»
«Жар-муха» - «Жар-птица»
«Кощей бесстрашный» - «Кощей бессмертный»
«Сестрица Гуленушка» - «Сестрица Аленушка»
«Судо- блюдо» - «Чудо-юдо»
«Иван царевич и блудный волк» - «Иван царевич и серый волк»
5 задание. «Угадай-ка»
-Ваша задача угадать и спеть песенку.
*Какую песенку пел Колобок?
*Что пела коза своим козлятам?
*Что напевала Машенька медведю, сидя в коробе?
*Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?
*Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост и что говорила в это время диса?
*Что спрашивали звери в сказке «Теремок» прежде чем войти туда?
-Вот мы с вами и вспомнили русские народные сказки. Мы не перестанем их читать, ведь благодаря им, мы набираемся мудрости и жизненного опыта.
В мире много сказок грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло
Пусть добро навеки побеждает зло!
В конце викторины подводится итог, победителей награждают грамотами, призами и тд.
5. Моделирование сказки «Волк и семеро козлят» при помощи геометрических фигур.
-Цель: развитие логического мышления.
-Ваша задача:
*показать модель сказки при помощи геометрических фигур (спрятать героев сказке в фигуры, которые легко угадать по форме, величине, цвету, обосновать свой выбор.
* придумать пароль, который знали только коза с козлятами. Как волк обманет козлят в этих новых обстоятельствах?
* зашифровать название сказки, чтобы волк не смог украсть козлят. (слово слева-направо, несколько букв вверх ногами и тд)
-Цель придумывания пароля: «киднэпинг»- похищение детей. Решение проблемы при помощи сказки- пароль-препятствие для похищения. Сначала придумываем пароли в сказке, а потом переносим в реальную жизнь, в семью.
6. Драматизация сказки «Курочка Ряба» с изменением сюжета сказки.
-Цель: развитие воображения, артистизма.
На столе лежат шапочки героев сказки. Ваша задача- угадать о какой сказке идет речь. Распределить роли и показать нам мини-спектакль по сказке, НО эта сказка начинается со слов : «Добрая курочка снесла золотое яичко. Оно было волшебным….»
7. Изобрази схематически сказку.
Цель: Учить выделить главное в сказке и изобразить схематически.
-Каждый из вас получает карточку с название сказки. Никому ее не показываем. Ваша задача- изобразить схематически сказку, обосновать свою схему. Остальные участники должны угадать название сказки.
На подготовку у вас 3 мин.
(«Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Репка», «Гуси-лебеди», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Маша и медведь», «По щучьему веленью»)
8. Рефлексия. (элемент сказкотерапии)
Цель: получение обратной связи, самоанализ деятельности и ее результатов.
-Изобразите схематически на смайликах Ваше отношение к нашему семинару.
-Понравился наш семинар или нет? Чем?
- Почему эта работа важна в нашем учреждении?
-Ваши предложения по данному направлению в работе.
9. Вручение памяток.
10. Ритуал окончания занятия. (элемент сказкотерапии) «Встретимся опять»
Цель: завершение деятельности, настрой на новую встречу.
Все участники встают в круг, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души», получается пирамида из ладошек. Все вместе говорим слова: «Раз, два, три, четыре, пять- скоро встретимся опять!»
Прилагаю фото памяток для педагогов.