Любовь Ненартович
Использование музыкальных коммуникативных игр в социальной адаптации дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Методический кабинет
Управление образования администрации города Новочеркасска
МАСТЕР-КЛАСС
«Использование музыкальных коммуникативных игр в социальной адаптации дошкольников»
Подготовила:
Ненартович Л. Е.,
музыкальный руководитель
МБДОУ детского сада № 17
2016г.
план проведения мастер-класса
Публикация «Использование музыкальных коммуникативных игр в социальной адаптации дошкольников,» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2017
«Использование музыкальных коммуникативных игр
в социальной адаптации дошкольников»
Цель: Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в процессе использования музыкальных коммуникативных игр для успешной адаптации ребен-ка в социуме (сверстники, взрослые).
Задачи:
Конкретизировать знания педагогов о значении музыкальных игр в период адаптации и ранней социализации дошкольников 3-6 лет.
Совершенствовать умения педагогов применять музыкальные игры для развития ком-муникативных навыков в процессе совместной деятельности с дошкольниками в раз-личных режимных моментах.
Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой, проявления творчества их в процессе работы в микрогруппе
Предполагаемый результат:
Систематизируются представления об пользовании музыкальных коммуникативных игр и танцев в деятельности с детьми в течение дня в различных возрастных группах.
Проявление творчества педагогов во время организации и проведения игры с детьми.
ХОД:
1. Вводная часть
Ведущий: Уважаемые коллеги! Особенностью мастер-класса, проводимого сегодня яв-ляется то, что я познакомлю Вас с системой моей работы по использованию музыкальных коммуникативных игр с дошкольниками для успешной их адаптации и ранней социализации детей 3-6 лет, которая проверена мной в работе с воспитанниками и педагогами нашего дет-ского сада и дает положительные результаты. А также, мы, сегодня, в практической деятель-ности, работая в микрогруппах, потренируемся как можно использовать, музыкальную игру, для развития коммуникативных навыков в различных режимных моментах.
2. Во всех нормативно-правовых документах последнего времени – «Закон об образовании в Российской Федерации», «Проект ФГОС дошкольного образования», одним из основных требований к современному дошкольному образованию, является создание условий социаль-ной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка.
Еще В. А. Сухомлинский говорил о том, что “ввести ребёнка в мир человеческих отно-шений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”
Обратимся к понятийному словарю:
Коммуникация (лат. communicatio - сообщение, передача) это и есть смысловой и иде-ально-содержательный аспект социального взаимодействия. Основная функция КОММУНИ-КАЦИИ - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными (Новейший философский словарь);
Хочу обратить внимание ваше, что в современном толковом словаре «К» - общение, пе-редача информации от человека к человеку - форма взаимодействия людей в процессах их по-знавательно-трудовой деятельности; (Толковый словарь, изд. «Большая Советская Энцикло-педия»)
Музыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной зада-чей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это — синтез музыки с речью, движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка.
Анна Иосифовна Буренина дает такое определение Коммуникативным играм.
Это игры направленные на социально-эмоциональное развитие ребенка, важнейших личностных качеств, а также развитие музыкальности, формирование двигательных навыков, умение ориентироваться в пространстве.
Попадая в новый коллектив, малыши испытывает очень большой стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнакомых детей и взрослых. У ребёнка начинается другая жизнь с новыми правилами и от-ношениями.
Дети дошкольного возраста эмоциональны и впечатлительны, испытывают потребность в любви и поддержке. До ребёнка важно донести то, что он уже большой, потому что пришёл в детский сад, и это здорово! В детском саду его любят, ждут и рады всегда видеть. Он много че-го уже умеет делать сам, а ещё большему научится с помощью взрослых.
– Чему может научить взрослый? … Да. И главное, что может сделать взрослый, – это научить его играть вместе с другими детьми. Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству, т. е. коммуникативные навыки.
В своей работе я распределила музыкальные коммуникативные игры-танцы по 4 уров-ням, от простого к сложному и использую их с учетом результатов наблюдения за детьми, бе-сед с воспитателями, педагогом-психологом о том, насколько дети идут на контакт, об особен-ностях их поведения, общения и взаимодействия детей друг с другом и взрослыми. Не только в адаптационный период, но и на протяжении всей работы, для развития коммуникативно-личностных качеств у дошкольников. В эти игры можно играть в разное время в режиме дня: утром, в обед, вечером, на прогулке и в группе, во время перерыва между занятиями, включать как часть интегрированного, тематического занятия и не только по музыкальной деятельности, С подгруппой детей и со всеми детьми. Все зависит от потребностей детей и Вашего желания.
Я применяю в своей работе следующие музыкальные игры и танцы :
с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партне-ров, выполнение игровых заданий (кто лучше покажет). В этих играх, как правило, есть игро-вые сюжеты. Они могут быть со словами и без слов и способствуют развитию эмоционально-сти и выразительности невербальных средств общения, развитию динамической стороны об-щения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению.
Игры, которые построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обихо-де выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, производящие положи-тельные, радостные эмоции. Тактильный контакт, способствует развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализации социального климата в группе.
3. Ролевая игра. И сейчас Я предлагаю Вам взять на себя роль «детей» и поиграть вместе.
Приглашаю несколько «детей», которые раньше не ходили в Детский сад, у них чаще в поведении в группе проявляются отрицательные эмоции, не соблюдают нормы поведе-ния, не умеют общаться и взаимодействовать со сверстниками. Это дети в основном 3-4,5 лет. Я использую простые игры (первого уровня сложности) ,Игра «Поезд»
Слова, как начнешь сейчас я с вами поиграю в игру «Поезд», а вы будите моими ва-гончиками, Кто хочет поехать со мной в Осенний лес? Присоединяйтесь….
. Вот поезд наш едет….
Организация положительной эмоциональной обстановки создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально - волевой сферы детей, вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению
Рекомендации Игру «Поезд» использовать, как вводную чать музыкального или физк занятия.
- которые способствуют преодолению застенчивости, замкнутости,
Ритмическая композиция «Плюшевый медвежонок»- способствуют снятию психическо-го напряжения, коммуникативной робости,, развивают эмоциональную отзывчивость на му-зыкальный образ.
Рекомендации может быть исполнена как сюрпризный момент или в инсценировке
Спасибо, присаживайтесь.
Попрошу теперь «детей», которым примерно от 3,5 до 5,5 лет, у деток отсутствует инте-рес к музыкальной деятельности, они пассивны, выполняющие поручения только по требова-нию, нейтральны по отношению к другим.
С Вами я поиграю в игру посложнее (второй уровень) «Разноцветная игра»
Танец-игра со сменой партнёров снимает барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Дети с заниженной самооценкой в таких танцах чувствуют себя полноправными членами коллектива. Дети, которые лидируют в группе и привыкли пренебрегать «тихонями» и «за-дирами», открывают для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.
это могут быть игры «Веселые дети», «Озорные козлята», «Котята и барбос», «Угадай по голо-су»,
они развивают интерес и общительность, эмоциональное зрительное внимание.
способствуют формированию уметь выбирать партнера, навыков согласованного взаи-модействия.
формируют коммуникативные навыки, через вхождение в игровое взаимодействие.
Мы с вами поиграем в игру…«Разноцветная игра»…развивает слух внимание дружеские от-нощения
Рекомендации использовать в самостоятельной деятельности и на прогулке на празднике с ро-дителями
Молодцы, спасибо Вам.
Очень рада видеть «детей» которые с положительными эмоциями, сдержанные, с само-контролем, исполнительные, способны считаться с чужим мнением, уважительные, внима-тельные, это чаще всего дети 5-6 лет, с ними можно поиграть
«Веселые гуси», «Два барана», «Охотники и зайцы». Музыкально-образные компози-ции «Пошла Влада за водой», «Чебурашки», также развитие коммуникативные навыки, через вхождение в игровое взаимодействие
«Веселые дети», игра «Современный танец», хоровод «На горе то калина» способству-ют проявлению дружелюбных отношений, -
игры - имитации «Гусеница», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», игра «Пле-тень», игра-танец «Снежинки», «Моряки» - проявлению навыков сотрудничества, взаи-модействия друг с другом.
А Вам я предлагаю А теперь мы с вами уже петь не будем, а будем внимательно слу-шать музыку о чем там поется и попробуем показать это в движении.
Игра «Ищи» способствуют проявлению дружелюбных отношений, путем стимулирова-ния тактильного контакта-
Реком-ции можно применять со сказочным героем и в самостоятельной дея-ти
Умнички, спасибо большое!
4. Сейчас мы перейдем к практической части. Теперь Вы педагоги. Предлагаю две груп-пы. Выберете пожалуйста, название игры из четвертого уровня. С повышенной сложно-стью для детей, которые проявляют выдержку, эмоциональны, проявляют творчество, активность. взаимопонимание, чуткость и великодушие.
• Игры на стимулирование проявления творчества, - игры-импровизации «Веселые ля-гушата», «Помогите», творческие задания: придумать композицию игры по любой задан-ной теме, стихотворению. Инсценирование стихов «Крокодил и петух»
• Игры на развитие способностей к самопознанию, самокритичности «Зеркало», «Обезь-янки»
• Игры на импровизацию диалогов. Творческие задания: придумать разговор сказочных персонажей по телефону, «Я начну, а ты продолжи», шутки-малютки
Вам надо внести свое творчество и представить эту игру.
Музыкально-игровое творчество.
Музыкальное приветствие
Музыкальные вопросы
Я начну – а ты закончи
Придумай композицию игры и танца «Гуси» «Колобок»
Сочини музыку дождя ветра грома на муз. инстр
Музыкальный рассказ
Придумать элементы танца сказочного героя
Работа в микрогруппах. Представление игры.
Молодцы. Очень хорошо.
5. Рефлексия. Закончим наш мастер-класс тоже игрой. «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настрое-нию после нашей с Вами деятельности, укажите соответствующую цифру, можете также оставить свои комментарии.
Благодарю за сотрудничество! Творческих успехов!
Примечание: Данный мастер-класс может быть проведен как для педагогов, так и для родите-лей, которые хотят интересно организовать праздник для своих детей.
Используемая литература :
• Буренина
• «Формирование социально-коммуникативной компетентности старших дошкольников в му-зыкальной деятельности», Т. Р. Луфтулина, журнал «Справочник музыкального руководите-ля», 7-2013, стр. 42-52