Наташа Бондарь
Воспитание у детей познавательного интереса к социальной действительности посредством экскурсии
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде всего определимся с понятиями познавательного интереса к социальной действительности. Исходя из того что социальный мир – люди, общество людей, события, факты взаимоотношения между людьми, я считаю, что познавательный интерес к социальной действительности – избирательное, положительное, эмоционально – окрашенное отношение ребенка к социальным объектам, проявляющееся в стремлении получать больше знаний о социальном мире, овладение новыми умениями и навыками по их применению в самостоятельной деятельности.
Публикация «Воспитание у детей познавательного интереса к социальной действительности посредством экскурсии» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
В качестве основного средства формирования познавательного интереса к городу могут выступать экскурсии.
Работа по подготовке к экскурсиям может проводиться поэтапно:
1 этап – подготовительный, который заключается в подготовке предстоящей экскурсии;
2 этап – непосредственное проведение экскурсий;
3 этап – после экскурсионная работа.
Первый этап предполагает наличие 3 составляющих:
- подготовка самого воспитателя;
- детей;
- оборудования и материалов.
В подготовку воспитателя входит : определение темы и цели, уточнение программного содержания, выбор места проведения экскурсий.
Организация предполагает обязательное предварительное посещение места будущей экскурсии, поскольку это дает возможность договориться о прибытии в удобное время, а также уточнить план экскурсии и продумать приемы ее проведения. Наличие коммуникативных умений воспитателя – условия установления взаимоотношений с организациями, обладающими информацией о родном городе.
Воспитатель организуя работу по ознакомлению с родным городом составляет план, который включает в себя работу по ознакомлению с родным городом.
-воспитатель должен быть осведомленным в области знаний по краеведению;
- необходимо умело отбирать сведения о родном городе, и давать их в доступной для детей форме;
- нужно учитывать психическое состояние субъектов во время восприятия объектов, помнить о том, что в момент восприятия точность наблюдений и их глубина пропорциональны интересу;
-следует основательно продумать расстановку детей для обеспечения необходимого обзора изучаемого предмета или явления;
- надлежит помнить о том, что чем удачнее пройдет экскурсия, тем больше интерес она вызовет, тем разнообразнее будут дальнейшие реакции детей.
Рассматривая вопрос подготовки дошкольников, нужно обратить внимание на следующее: за несколько дней до экскурсии провести небольшую беседу с тем, чтобы вызвать интерес к предстоящему мероприятию, оживить представления и впечатления и впечатления, которые могут быть полезными. Зная о том, что деятельность на экскурсии будет протекать при наличии отвлекающих факторов, воспитатель создает общую эмоциональную атмосферу, сообщая при этом цель и место, куда отправятся дети, напоминает правила поведения.
Что касается подготовки оборудования и материалов, в зависимости от целей, места, где будет проходить запланированная экскурсия, готовится и подбирается соответствующий материал, причем к его подготовке можно привлекать и ребят, поскольку это способствует возбуждению интереса к предстоящей экскурсии.
На втором этапе непосредственно проводятся экскурсии, которые вне зависимости от темы состоят из 3-х частей: вводной, основной и заключительной. Вступительная (вводная) часть предполагает напоминание темы, целей, ознакомление с объектом на месте проведения экскурсии. Основная часть – коллективное наблюдение, которое по своей психофизиологической структуре представляет сложный механизм, включающий всестороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания, память, речь. Здесь используются разнообразные методы и приемы: загадки, рассказы, пояснения, обследование, игра и т. д. Экскурсия строится так, чтобы дошкольники не просто рассматривали, но и могли самостоятельно добывать знания, проявлять активность и творчество. Для этого могут применяться проблемные ситуации и практические задания. Система вопросов, применяемых на экскурсии, - движущая сила обучения. На основании рекомендаций при проведении экскурсии использовать следующие виды вопросов:
- требующие простой констатации фактов: кто? что? где? когда? какой?;
- побуждающие к мыслительной деятельности, формированию умозаключений, выводов: почему? зачем? отчего? с какой целью?
Для поддержания мыслительной активности детей важно побуждать их задавать вопросы о том, что они воспринимают, что их заинтересовало, что кажется непонятным.
По окончании второй части воспитатель представляет ребятам возможность удовлетворить любознательность в процессе индивидуального самостоятельного наблюдения. При этом он сам не остается безучастным, а проявляет интерес к действиям ребят : задает вопросы, поддерживает их инициативу, обменивается с ними впечатлениями, что создает возможности для привлечения малоактивных детей к совместной деятельности.
В заключительной части экскурсии впечатления дошкольников уточняются и закрепляются.
На третьем этапе проводится после экскурсионная работа, направленная на уточнение, систематизацию знаний, упрочнение чувств и отношений, зародившихся на экскурсии.
В рамках после экскурсионной работы может организовываться продуктивная деятельность детей : изготовление карты Забайкальского края; рисование на тему «помещения, в которых жили люди в прошлом»; «улицы нашего города» : создание панно «река времени»; изготовление моделей «необычностей» зданий в старину; оформление альбома о родном городе, написание коллективного письма детьми о родном городе Чите и т. д.