Наталия Владимирова
Игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР 5–6 лет по темам: «Животные Севера и Юга».
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с общим недоразвитием речи в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, у них часто наблюдается расхождение объёма активного и пассивного словаря, неточное употребление экспрессивной лексики. Несформированность грамматических представлений (трудности словоизменения, согласования прилагательных с существительными в косвенных падежах, правильного употребления падежных и родовых окончаний т. д.) у дошкольников дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речи в школе. Представленный материал адресован логопедам, дефектологам, воспитателям и родителям для работы с детьми с общим недоразвитием речи.
Публикация «Игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР 5–6 лет по темам: „Животные Севера и Юга“,» размещена в разделах
- В мире животных. Игры, дидактические пособия
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Животные севера. Игры, дидактические пособия
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Игры для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Лексическая тема: Животные Севера.
1. Вспомни и назови животных Севера: северный олень, белый медведь, песец, морж, тюлень, полярная сова, морской котик.
Ответь на вопросы:
• Назови животных – хищников, обитающих на Севере.
• Почему их так называют?
• Для чего моржу нужны ласты?
• Назови детёнышей белого медведя, моржа и оленя.
2. Поиграйте в игру «Подбери признак»
Белый медведь (какой) – …
Песец (какой) – …
Северные олени (какие) – …
3. Поиграйте в игру «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
ласты моржа (чьи) – … моржовые ласты
шея белого медведя (чья) – …
хвосты тюленей (чьи) – …
голова песца (чья) – …
рога оленя (чьи) – …
глаза тюленя (чьи) – …
нос собаки (чей) – …
4. Ответь на вопросы словосочетаниями:
Что? – оленьи рога
Нет чего? – … (оленьих рогов)
Радуешься чему? – … (оленьим рогам)
Видишь что? – … (оленьи рога)
Доволен чем? – (оленьими рогами)
Говоришь о чём? – … (об оленьих рогах)
5. Измени слова по образцу:
сильно – сильнее
холодно – … холоднее.
морозно – … морознее
бело – … белее
тепло – … теплее
красиво – … красивее
6. Кто лишний?
Бурый медведь, белый медведь, песец, морж.
7. Сравни белого и бурового медведя по плану:
• Где обитают?
• Сравни размеры животных;
• Чем питаются?
Лексическая тема: Животные жарких стран.
1. Назвать известных животных жарких стран.
Уметь отвечать на вопросы:
• Кто из животных откладывает яйца, чтобы вывести детёнышей?
• Кто из животных носит прочный панцирь? Для чего?
• Кто как передвигается?
• Кто чем питается?
• Назови самое длинношее; длинноносое; выносливое животное.
• Для чего жирафу длинная шея, а верблюду - горбы?
2. Игра «Подбери признак» - поиск прилагательных
жираф (какой) – высокий, длинношеий, осторожный, пятнистый, важный…
львица (какая) - …
слоны (какие) - …
тигр (какой) - …
черепаха (какая) - …
3. Игра «Чьё это?» - образование притяжательных прилагательных.
грива льва (чья грива) – … львиная
шея жирафа (чья шея) - … жирафья
хвост обезьяны (чей хвост) - … обезьяний
хобот слона (чей) - … слоновый
горб верблюда (чей) - … верблюжий
лапа тигра (чья) - … тигриная
4. Игра «Сосчитай до пяти» - согласование существительных с числительными
одна полосатая зебра
две полосатые зебры
три полосатые зебры
четыре полосатые зебры
пять полосатых зебр
5. Игра «Подумай и ответь» - развитие слухового внимания
• Слон выше бегемота, но ниже жирафа.
Кто самый высокий? Кто самый низкий? А кто ниже жирафа?
6. Игра «Продолжи предложение» - употребление существительных в косвенных падежах
В наших лесах не водится ни слонов, ни зебр, ни львов, ни жирафов, ни тигров …
В Африке живут слоны со слонятами, зебры с зебрятами, львы с львятами, жираф с жирафятами, верблюды с верблюжатами, тигры с тигрятами …
7. Игра «Назови лишнее слово» - развитие мыслительной активности
Слон, лев, собака, тигр.
Крокодил, кенгуру, жираф, кошка.
Носорог, бегемот, Африка, зебра.
Жираф, лев, черепаха, слон.
Литература:
1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4 – 8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 20005
2. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми о ОНР. – М. : Мозаика-Синтез, 2005
3. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2001