Папки-передвижки

Исследование условий формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Ирина Погребняк
Исследование условий формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

I. Диагностика исходного состояния грамматического строя у детей дошкольного возраста

Цель: выявление состояния грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи.

Методики:

1. Определение пространственной ориентировки дошкольника.

2. Определение понимания предлогов в импрессивной речи.

3. Определение употребление предлогов в экспрессивной речи.

1. Определение пространственной ориентировки дошкольника

Задание 1.

Ориентировка в схеме собственного тела с использованием пробы Хеда.

Цель: определить ориентируется ли дошкольник в схеме собственного тела.

Ход обследования:

Публикация «Исследование условий формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

- покажи правой рукой левый глаз;

- правой рукой дотронуться до левого колена;

-левой рукой дотронуться до правого уха и т. д.

Критерии оценки качества выполнения задания:

3 балла - ребенок правильно выделяет правую и левую руку; дифференцирует правые и левые части тела, без затруднения выполняет пробы Хеда;

2 балла - ребенок правильно выделяет правую и левую руки или частично ошибается, затрудняется при выполнении проб Хеда. Выполняет пробы Хеда с самокоррекцией;

1 балл - неправильно выделяет правую и левую руку. Неправильно, медленно выполняет пробы Хеда. Исправляет ошибки после стимулирующей помощи «Подумай еще.»;

0 баллов - не выделяет правую и левую руки, не выполняет пробы Хеда или отказывается выполнять задания.

Задание 2.

Ориентировка в пространстве относительно собственного тела.

Цель: определить ориентируется ли дошкольник в окружающем пространстве относительно собственного тела.

Ход обследования:

- назови, что находится справа от тебя, слева от тебя, спереди и сзади и т. д. ;

- посади куклу с правой стороны от себя, с левой стороны от себя и т. д.

Критерии оценки качества выполнения задания:

Задание 3.

Ориентировка в пространстве без соотнесения собственного тела.

Цель: определить ориентируется ли дошкольник в окружающем пространстве без соотнесения собственного тела.

Ход обследования:

- назови какая фигура нарисована справа, слева и т. д. ;

- посади медведя слева от обезьяны (справа, спереди, сзади). Посади лисенка между обезьянкой и медведем.

- показана картинка к сказке, детям предлагается назвать, что нарисовано в правом верхнем углу, в нижнем левом углу и т. д.

2. Определение понимания предлогов в импрессивной речи

Задание 1: Покажи где?

Цель: понимание предлогов: в, на, над, под.

Материал: картинки с изображениями.

Ход обследования:

Посмотри на картинки и покажи:

- где мяч? - в коробке

- на коробке

- над коробкой

- под коробкой

- где птичка? -

- где шарик? -

- где бабочка? -

- где котёнок? -

Задание 2: Покажи где?

Цель: понимание предлогов: в, на, под, из.

Материал: игрушки, подручные принадлежности.

Ход обследования:

Выполнение действия с предметами в соответствие с заданиями:

- возьми мяч и положи его на стол (под стол, в шкаф);

- положи ручку в альбом (на альбом, под альбом);

- возьми карандаш из пенала (положи карандаш на пенал).

Задание 3: Покажи где?

Цель: понимание предлогов: в, на, под, из, за, из-за, перед, к. Материал: сюжетные картинки.

Ход обследования:

Ответы на вопросы с опорой на сюжетные картинки с различными расположениями предлогов. Покажи где:

- кот идет к дому; кот идет в дом; кот перед домом; кот за домом; кот вылезает из трубы; кот на крыше; кот под крыльцом; кот выглядывает из-за дома.

Задание 4.

Цель: понимание предлогов: в, на, за, под, около.

Материал: игрушки.

Ход обследования: Дается задание:

- посади собачку за (под, в, около) шкаф;

- посади куклу на (за, около, под) кровать; и т. д.

Задание 5.

Цель: понимание различных предлогов.

Материал: сюжетные картинки и предлоги.

Ход обследования:

Педагог называет картинки, а ребенок закрывает картинку схемой предлога.

3. Определение употребления предлогов в экспрессивной речи

Задание 1: Подбор схем к картинкам.

Цель: употребление предлогов: в, на, над, под.

Материал: схемы предлогов, сюжетные картинки: ложка в чашке, мяч под столом, бабочка над цветком, попугай на ветке.

Ход обследования:

Педагог называет картинки, ребенок закрывает картинку схемой предлога и полностью озвучивает картинку.

Задание 2: Дополнение предложения словосочетанием с предлогом.

Цель: употребление предлогов: в, на, под, из, из-за, из-под, над.

Материал: картинки.

Ход обследования:

Педагог читает предложения и вместо конца предложения показывает картинку. Ребенок повторяет начало предложения и заканчивает его, добавляя словосочетание с предлогом:

- папа кладет молоток (в ящик)

- мальчик спрячется (за дерево)

- бабушка ставит вазу (на стол)

- собака сидит (за деревом)

- Вова поливает цветы (из лейки)

- мама ставит ботинки (под шкаф)

- лампа висит (над столом)

- собака вылезла (из-под стола)

- корова вышла (из-за забора).

Задание 3: Сверка предлогов.

Цель: употребление предлогов: в, на, у, под, над.

Ход обследования:

медленное чтение рассказа, четко выделяя голосом место, где автор сделал ошибку.

Жил-был человек рассеянный. Он не только все делал наоборот, но и говорил все наоборот. Хочет человек рассеянный, что-то сказать, а слова у него путаются, друг другу мешают. Ничего понять нельзя. Помоги рассеянному - скажи правильно. Вот, что он сказал:

- бабочка плавает, а рыбка летает,

- утка квакает, а лягушка крякает,

- варенье мягкое, а кресло вкусное,

- рука варёная, а картошка сильная,

- гусь кудахчет, а курица гогочет,

- мышка рычит, а медведь пищит,

- дед в ночи - дрова на печи,

- на столе сапожки, под столом лепешки,

- овечки в речке, караси у печки,

- под столом портрет, над столом табурет.

Задание 4. Составление описательного рассказа по сюжетной картинке с употреблением предлогов.

Цель: употребление предлогов: в, на, за, под, перед, за, около, над.

Материал: сюжетные картинки.

Ход обследования:

попросить ребенка рассказать о местоположении каждого существа и предмета на картинке. Если ребенок испытывает затруднения, задать наводящие вопросы. Покажи и расскажи, кто, где находится:

- петух на жердочке;

- утята в воде;

- свинья под скамейкой;

- собака в будке;

- лошади перед домом;

- девочка в окошке;

- корова за забором;

- птенчики в гнезде;

- курица в гнезде;

- кошка на крыше;

- птица над домом;

- гнездо на дереве.

По всем методикам соответствующей уровень сформированности грамматических конструкций:

Высокий уровень — 3 балла

Средний уровень – 2 балла

Ниже среднего уровень – 1 балл

Низкий уровень – 0 баллов.

Публикации по теме:

Использование цвета в коррекции речевых нарушений Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста.

Формирование навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование условий формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 апреля 2015 в 19:14
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование условий формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Погребняк (УИ 283794) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД