Ирина Погребняк
Исследование условий формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
I. Диагностика исходного состояния грамматического строя у детей дошкольного возраста
Цель: выявление состояния грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи.
Методики:
1. Определение пространственной ориентировки дошкольника.
2. Определение понимания предлогов в импрессивной речи.
3. Определение употребление предлогов в экспрессивной речи.
1. Определение пространственной ориентировки дошкольника
Задание 1.
Ориентировка в схеме собственного тела с использованием пробы Хеда.
Цель: определить ориентируется ли дошкольник в схеме собственного тела.
Ход обследования:
Публикация «Исследование условий формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- покажи правой рукой левый глаз;
- правой рукой дотронуться до левого колена;
-левой рукой дотронуться до правого уха и т. д.
Критерии оценки качества выполнения задания:
3 балла - ребенок правильно выделяет правую и левую руку; дифференцирует правые и левые части тела, без затруднения выполняет пробы Хеда;
2 балла - ребенок правильно выделяет правую и левую руки или частично ошибается, затрудняется при выполнении проб Хеда. Выполняет пробы Хеда с самокоррекцией;
1 балл - неправильно выделяет правую и левую руку. Неправильно, медленно выполняет пробы Хеда. Исправляет ошибки после стимулирующей помощи «Подумай еще.»;
0 баллов - не выделяет правую и левую руки, не выполняет пробы Хеда или отказывается выполнять задания.
Задание 2.
Ориентировка в пространстве относительно собственного тела.
Цель: определить ориентируется ли дошкольник в окружающем пространстве относительно собственного тела.
Ход обследования:
- назови, что находится справа от тебя, слева от тебя, спереди и сзади и т. д. ;
- посади куклу с правой стороны от себя, с левой стороны от себя и т. д.
Критерии оценки качества выполнения задания:
Задание 3.
Ориентировка в пространстве без соотнесения собственного тела.
Цель: определить ориентируется ли дошкольник в окружающем пространстве без соотнесения собственного тела.
Ход обследования:
- назови какая фигура нарисована справа, слева и т. д. ;
- посади медведя слева от обезьяны (справа, спереди, сзади). Посади лисенка между обезьянкой и медведем.
- показана картинка к сказке, детям предлагается назвать, что нарисовано в правом верхнем углу, в нижнем левом углу и т. д.
2. Определение понимания предлогов в импрессивной речи
Задание 1: Покажи где?
Цель: понимание предлогов: в, на, над, под.
Материал: картинки с изображениями.
Ход обследования:
Посмотри на картинки и покажи:
- где мяч? - в коробке
- на коробке
- над коробкой
- под коробкой
- где птичка? -
- где шарик? -
- где бабочка? -
- где котёнок? -
Задание 2: Покажи где?
Цель: понимание предлогов: в, на, под, из.
Материал: игрушки, подручные принадлежности.
Ход обследования:
Выполнение действия с предметами в соответствие с заданиями:
- возьми мяч и положи его на стол (под стол, в шкаф);
- положи ручку в альбом (на альбом, под альбом);
- возьми карандаш из пенала (положи карандаш на пенал).
Задание 3: Покажи где?
Цель: понимание предлогов: в, на, под, из, за, из-за, перед, к. Материал: сюжетные картинки.
Ход обследования:
Ответы на вопросы с опорой на сюжетные картинки с различными расположениями предлогов. Покажи где:
- кот идет к дому; кот идет в дом; кот перед домом; кот за домом; кот вылезает из трубы; кот на крыше; кот под крыльцом; кот выглядывает из-за дома.
Задание 4.
Цель: понимание предлогов: в, на, за, под, около.
Материал: игрушки.
Ход обследования: Дается задание:
- посади собачку за (под, в, около) шкаф;
- посади куклу на (за, около, под) кровать; и т. д.
Задание 5.
Цель: понимание различных предлогов.
Материал: сюжетные картинки и предлоги.
Ход обследования:
Педагог называет картинки, а ребенок закрывает картинку схемой предлога.
3. Определение употребления предлогов в экспрессивной речи
Задание 1: Подбор схем к картинкам.
Цель: употребление предлогов: в, на, над, под.
Материал: схемы предлогов, сюжетные картинки: ложка в чашке, мяч под столом, бабочка над цветком, попугай на ветке.
Ход обследования:
Педагог называет картинки, ребенок закрывает картинку схемой предлога и полностью озвучивает картинку.
Задание 2: Дополнение предложения словосочетанием с предлогом.
Цель: употребление предлогов: в, на, под, из, из-за, из-под, над.
Материал: картинки.
Ход обследования:
Педагог читает предложения и вместо конца предложения показывает картинку. Ребенок повторяет начало предложения и заканчивает его, добавляя словосочетание с предлогом:
- папа кладет молоток (в ящик)
- мальчик спрячется (за дерево)
- бабушка ставит вазу (на стол)
- собака сидит (за деревом)
- Вова поливает цветы (из лейки)
- мама ставит ботинки (под шкаф)
- лампа висит (над столом)
- собака вылезла (из-под стола)
- корова вышла (из-за забора).
Задание 3: Сверка предлогов.
Цель: употребление предлогов: в, на, у, под, над.
Ход обследования:
медленное чтение рассказа, четко выделяя голосом место, где автор сделал ошибку.
Жил-был человек рассеянный. Он не только все делал наоборот, но и говорил все наоборот. Хочет человек рассеянный, что-то сказать, а слова у него путаются, друг другу мешают. Ничего понять нельзя. Помоги рассеянному - скажи правильно. Вот, что он сказал:
- бабочка плавает, а рыбка летает,
- утка квакает, а лягушка крякает,
- варенье мягкое, а кресло вкусное,
- рука варёная, а картошка сильная,
- гусь кудахчет, а курица гогочет,
- мышка рычит, а медведь пищит,
- дед в ночи - дрова на печи,
- на столе сапожки, под столом лепешки,
- овечки в речке, караси у печки,
- под столом портрет, над столом табурет.
Задание 4. Составление описательного рассказа по сюжетной картинке с употреблением предлогов.
Цель: употребление предлогов: в, на, за, под, перед, за, около, над.
Материал: сюжетные картинки.
Ход обследования:
попросить ребенка рассказать о местоположении каждого существа и предмета на картинке. Если ребенок испытывает затруднения, задать наводящие вопросы. Покажи и расскажи, кто, где находится:
- петух на жердочке;
- утята в воде;
- свинья под скамейкой;
- собака в будке;
- лошади перед домом;
- девочка в окошке;
- корова за забором;
- птенчики в гнезде;
- курица в гнезде;
- кошка на крыше;
- птица над домом;
- гнездо на дереве.
По всем методикам соответствующей уровень сформированности грамматических конструкций:
Высокий уровень — 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Ниже среднего уровень – 1 балл
Низкий уровень – 0 баллов.