Ирина Калашникова
Конспект НОД по формированию грамматического строя речи де-тей средней группы.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Дикие животные».
Программное содержание :
Цель занятия: Формирование у детей грамматического строя речи по средствам представления о диких животных, их среде обитания.
Задачи:
Образовательные: Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определения к словам, упражнять в понимании и правильном использовании в речи предлогов в, на, под. Учить выделять, четко и правильно произносить звук ч в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук. Закрепить умение образовывать наименования детенышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа и родительном падеже единственного числа.
Публикация «Конспект НОД по формированию грамматического строя речи де-тей средней группы,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Развивающие: Развитие слухового и зрительного внимания и психических процессов: памяти, мышления, внимания. Развитие общих речевых навыков и грамматического строя речи.
Воспитательные: Содействовать воспитанию собственной активности, ини-циативности, самостоятельности. Формировать навыки и умения сотрудничества, воспитать чувство коллективизма и взаимопомощи. Воспитывать познавательный интерес, желание учиться.
Материал и оборудование: Сюрпризный момент - ребенок в костюме Буратино. Аудиозапись песни «Буратино», наглядные картинки с изображением животных: белки, зайца, лисы, волка, медведя и их детенышей. Игрушки - зайчата, медвежата, лисята, волчата, бельчата и картинки жилья этих животных, магнитная доска.
Методы и приемы: Игровой, словесно – логический, наглядный, самостоя-тельная деятельность детей.
Планируемые результаты: Дети учатся согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, употреблять в разных падежах.
Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация, безопасность, социализация, ознакомление детей с окружающим миром.
Форма НОД : Интегрированное занятие
Предварительная работа: Знакомство детей с дикими животными, чтение художественной литературы, демонстрация иллюстраций диких животных и их детенышей. Беседы с детьми о занимательных сведениях. Разучивание стихотворений и физминутки по теме. Создание условий в группе для самостоятельного знакомства с видами животных.
Методические приемы:
1. Вводная часть. Приветствие гостей «Улыбка».
1.1. Сюрпризный момент. Ребенок в костюме Буратино.
1.2. Задание 1. «Отгадай загадку».
2. Основная часть.
2.1. Задание 2. «Кто где спрятался?»
2.2. Физминутка: «Буратино»
2.3. Задание 3. «Назови детенышей»
2.4. Задание 4. «Поделись с другом»
2.5. Игра – имитация «Кто как двигается?»
2.6. Игра «Зайка» (с движениями)
2.7. Задание «Что делает мишка?»
3. Заключительная часть.
3.1. Игра «Похвалялись звери».
Ход занятия:
1. Вводная часть. Приветствие гостей «Улыбка»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на присутствующих здесь ребят, необычно поздороваться с ними и подарить друг другу свою улыбку и хорошее настроение.
Обращает внимание на гостя. Под запись песни «Буратино» вбегает одноименный персонаж.
Буратино: Знаете, Мальвина, задала мне столько домашних заданий, но я не могу сам с ними справиться, и Мальвину тоже не хочется огорчать. Ребята, а вы мне поможете?
1.1. Задание: «Отгадай загадку»
Его обижают и звери и птицы,
Он каждого кустика в поле боится
Зимою под елкой он так замерзает
Что летом шубейку свою не снимает. (Заяц)
Какие у зайца уши? (Длинные уши)
Какой у зайца хвост? (Короткий хвост)
У зайца мягкая теплая шкурка.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. (Белка)
Какие у белки уши? (Короткие уши)
Какой у белки хвост? (Пушистый хвост)
Шкурка у белки теплая, мягкая.
Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под волчий вой,
Спит в избушке снеговой (Медведь)
Какие уши у медведя? (Маленькие уши)
Какой хвост? (Короткий хвост)
Я, сознаюсь виновата:
Я хитра и плутовата
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком. (Лиса)
Какие уши у лисы? (Острые уши)
Какой хвост? (Длинный, пушистый хвост)
Кто зимой холодной
В лесу ходит злой, голодный? (Волк)
Какие уши у волка? (Острые уши)
Какой хвост? (Длинный хвост)
2. Основная часть.
Вос-ль: А где живут заяц, волк, лиса, медведь и белка? (Все эти животные живут в лесу)
Какие это животные, если они живут в лесу? (Дикие животные, сами добывают пищу, защищаются)
2.1. Задание 2. «Кто где спрятался?»
Буратино показывает детям картинку и просит их найти на ней животных. Предлагает детям сказать, чей хвост в дупле, чьи уши под кустом, чья голова в норе видна, кто, где спрятался (в берлоге, в норе, в дупле, под кустом, на дереве).
2.2. Физминутка: «Буратино»
Вос-ль: Засиделся наш Буратино, хочет поиграть, вставайте с ним вместе.
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
2.3. Задание 3. «Назови детенышей»
Дети находят детенышей по опорным картинкам:
Лиса - лисята
Волк – волчата
Белка - бельчата
Заяц – зайчата
Медведь – медвежата
2.4. Задание 4. «Поделись с другом»
На столе стоят игрушки – зверята. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки и назвать их. Затем дети берут по игрушке и называют кто у него в руках (лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, волчонок). Затем воспитатель предлагает поменяться игрушкой с другом. В обмене игрушкой принимает участие воспитатель: Посмотрите, я отдала Саше своего зайчонка, а у него взяла волчонка. Когда дети поменяются игрушками, воспитатель спрашивает, кому и кого они отдали, а кого получили. А давайте, мы назовем и покажем, как двигаются эти животные.
2.5. Игра – имитация «Кто как двигается?»
Заяц – прыгает
Медведь – идет вразвалочку
Лиса – крадётся
Белка – прыгает
Волк – рыщет.
2.6. Игра «Зайка» (с движениями)
Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке, поднялись как стрелки ушки.
Шорох тихий раздается, кто-то по лесу крадется?
Может ежик здесь шуршит, может мышка здесь бежит,
Может птица пролетает, может мишка здесь гуляет?
Зайка путает следы, убегает от беды.
Прыгнул в бок он, повернулся,
И под кустиком свернулся.
Словно маленький клубок, чтоб никто найти не смог.
2.7. Задание «Что делает мишка?»
Детям раздаются карточки, где медведь выполняет разные действия. ( Дети называют действия: медведь – идет, сидит и т. д.)
Вос-ль: Ребята, а зачем к нам пришел Буратино? (Чтобы мы помогли ему вы-полнить задания) А мы справились с заданиями? (Справились)
А Буратино, какой молодец, внимательно слушал, многому у нас научился. Ему очень понравилось, как вы все вместе дружно работали и ему помогали.
3. Заключительная часть.
Буратино. Спасибо, ребята! Один бы я никогда с такими трудными заданиями не справился.
Воспитатель предлагает детям и Буратино поиграть
3.1. Игра «Похвалялись звери».
Просит каждого подумать, кем он хочет быть: белочкой, зайцем, волком, медведем или лисой. Приглашает к себе ребенка, и игра начинается.
- Я – медведь, - говорит воспитатель.
- А я – волк, - отвечает ребенок.
- У меня шуба коричневая.
- А у меня серая.
- У меня уши круглые.
- А у меня острые.
Далее дети сами произносят диалоги от лица зверей.
3.2. Рефлексия.
Спасибо всем ребятам, за хорошее настроение.
Вопросы к детям, что больше понравилось, какие животные дикие, почему.
В какую игру хотели бы еще сыграть, чтобы дикие животные были персона-жами в этой игре.