МААМ-картинки

Семинар для педагогов «Организация наблюдений на экологической тропе для детей дошкольного возраста»

Вера Чуранова
Семинар для педагогов «Организация наблюдений на экологической тропе для детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы.

Публикация «Семинар для педагогов „Организация наблюдений на экологической тропе для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

Цель: создание мотивации педагогов МДОУ к деятельности в направлении создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения.

Задачи:

-Проанализировать теоретические основы создания экологической тропы на территории и внутри детского сада;

-Разработать план работы педагогов в данном направлении;

-Разработка карты-схемы экологической тропы на территории ДОУ.

Участники семинара : педагоги ДОУ, родители.

Ход семинара – практикума :

Берегите эти воды, эти земли.

Даже малую былинку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

«Творческая мастерская»

Ведущая: Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на первый план, по причине

ухудшения экологической обстановки в целом. Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования

экологической культуры. В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени, что позволяет пропитывать

каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и уважением к природе. На сегодняшний день выделяются самые активные

формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии. В начале нашего мероприятия я предлагаю вам разделиться на четыре

команды с помощью изображений четырех стихий (вода, огонь, земля, воздух).

(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на четыре команды).

Ведущая: Первое и творческое задание каждой команде: необходимо выбрать элемент развивающей среды экологической направленности и подготовить выступление по плану:

1. Название элемента развивающей среды (лаборатория, уголок природы в группе и т. п.).

2. Цель и задачи (как будет способствовать развитию дошкольников; как повысит эффективность работы по экологическому образованию; в реализации каких программ он может помочь и т. п.). Под целью понимается конечный предполагаемый результат, под задачами — способы реализации и достижения результата.

3. Возраст детей, для которых он предназначен.

4. Где расположен и как оформлен.

5. Особенности оформления, материалы, оборудование (для уголков природы, огородов — указать названия животных, растений).

6. Зонирование помещения (если это требуется).

7. Какие формы и методы работы с детьми предполагается использовать (например, экспериментирование, наблюдение, проведение экологических праздников и т. п.)

Время на выполнение задания 20 минут. После чего представляется презентация каждого продукта деятельности педагогов.

Ведущая:

Подведя итог выступлений, явно определился «лидер» среди элементов эколого-развивающей среды. Наиболее важной и

эффективной формой работы оказалась экологическая тропа, как на территории МАДОУ, так и внутри ее.

Педагогическая змейка :

Ведущая: для определения вашего понимания сущности экологической тропы я предлагаю вам лист бумаги, который я запускаю как бумажного змея по кругу. Каждый из вас должен написать на листе ассоциативное слово с выражением

«экологическая тропа», складывать лист гармошкой и передать следующему участнику семинара.

(Педагоги записывают слова на листе бумаги. Как только он возвращается к ведущей, она зачитывает слова, записанные педагогами).

Ведущая: Теперь, хотелось бы сообщить вам научные и педагогические факты об экологической тропе в дошкольном учреждении.

Первые экологические тропы были созданы для посетителей национальных парков в зарубежных странах. В последние годы многие

дошкольные учреждения создают свои экологические тропы. Учитывая небольшую протяженность маршрутов, специфику включаемых

точек (природные и искусственные объекты, возраст детей, формы работы с ними, чаще всего в дошкольном образовании

используется термин «экологическая тропинка». Настоящие экологические тропы, используемые для обучения взрослого населения

и школьников, как правило, прокладываются в естественных ландшафтах, характеризуются значительной продолжительностью и несут

большую содержательную нагрузку. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую,

эстетическую, оздоровительную функции. Можно выделить три основных типа экологических тропинок :

а) на территории дошкольного учреждения;

б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер и т. п.);

в) в здании детского сада.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы — включение в нее как можно большего количества

разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов (видовых точек)

экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревьев, кустарников, трав,

мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных

природных сообществ (луга, леса, клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых

(например, жуков-солдатиков, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т. п.

Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных

участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада. В нашей в целом северной стране

дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому рекомендуется

создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть

на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы:

уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов

для разных целей, фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции

комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах,

теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах,

фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит

от развивающей среды детского сада).

«Конструкторы».

Ведущая: Каждая команда получает два общих задания:

Разработать схему экологической тропинки на территории МДОУ;

Разработать схему экологической тропинки в учреждении.

На выполнение задания вам дается 20 минут, по истечении времени каждая команда предложит вниманию коллег разработанные схемы.

По результатам предложенных педагогами карта-схем экологических троп, а также обоснований о необходимости создания

подобной формы экологического воспитания в МДОУ, было вынесено решение о необходимости создания экологической тропы

на территории МДОУ.

Этапы создания и оформления тропинки

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

составление общей картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов; могут быть составлены картосхемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией — дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому;

выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания и приглашать их в гости;

фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);

изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Основываясь на теоретические факты о значении и организации экологических троп в детском саду, совместно с педагогами разрабатывает перспективный план работы в направлении создания экологической тропы в МДОУ (на территории и внутри детского сада).

Педагогами старшей и подготовительной группы заполняется паспорт будущей экологической тропики, включающий в себя карта-схемы будущей тропы. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы, песнях, стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и т. д.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей

всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек). Ниже приводится ряд примеров таких описаний, составленных нами для некоторых деревьев экологической тропинки.

Публикации по теме:

«Аукцион педагогических идей». Семинар для педагогов по использованию технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста«Аукцион педагогических идей». Семинар для педагогов по использованию технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста «Аукцион педагогических идей» (территориальный практико-ориентированный семинар в формате аукциона педагогических идей «Возможности применения.

Семинар для педагогов ДОУ «Физическая культура, как средство профилактики гиподинамии у детей дошкольного возраста» «Физическая культура, как средство профилактики гиподинамии у детей дошкольного возраста». Инструктор по физической культуре Авдеева Т. Н.

Конспект экскурсии по экологической тропе для детей среднего дошкольного возраста к месту, где растут старые деревья Цель: уточнить знания детей о деревьях, их строении: ствол, корни, ветви, кора; закрепить умение детей определять деревья в безлистный период.

Консультация для педагогов и родителей «Организация похода с детьми дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей «Организация похода с детьми дошкольного возраста»инструктор по ФВ Валькова Р. Б. Поход с дошкольниками.

Консультация для педагогов «Организация работы с детьми на экологической тропе» Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое.

Семинар для педагогов ДОУ  «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Использование технологии «Мнемотехника» в работе с детьми дошкольного возраста 1)Теоретическая часть: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Семинар для педагогов «Поддержка инициативы детей дошкольного возраста» Старший воспитатель Сафина Ольга Геннадьевна ЧДОУ "Детский сад №124 ОАО "РЖД" г. Екатеринбург Семинар для педагогов Поддержка детской инициативы.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Организация и проведение артикуляционной гимнастики» Задача: обучить правилам, методам и приемам проведения артикуляционной гимнастики педагогов ДОУ. Раздаточный материал: зеркала, салфетки,.

Семинар-практикум для педагогов «Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста» Цель: Систематизировать знания педагогов по формированию привычки ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Формировать и закреплять.

Семинар-практикум для педагогов «Личностно-ориентированный подход в работе с детьми дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Наушкинский детский сад" СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЛИЧНОСТНО –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов «Организация наблюдений на экологической тропе для детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 июня 2018 в 11:29
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов «Организация наблюдений на экологической тропе для детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Чуранова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД