Оксана Матлак
Консультация для педагогов «Организация работы с детьми на экологической тропе»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы с детьми на экологической тропе
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно детей дошкольного возраста – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с растениями и животными, местами их обитания, особенностями природных ландшафтов и т. д., дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании.
Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания. Необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
Общие рекомендации при формировании процесса экологического образования детей дошкольного возраста и организации работы на экологической тропе.
• Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;
• Способствовать познавательному развитию ребёнка; формированию нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы родного края (ЯНАО);
• Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.
• Формировать у детей экологически грамотное поведение в природе;
• Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
• Проводить на тропе наблюдения в разные времена года игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
• Расширять знаний дошкольников о природе малой родины и ее исторических ценностях.
• Учить детей оценивать воздействие человека на природу;
• Обогащать и систематизировать знания детей средствами экологической тропы;
• Воспитывать экологическую культуру.
• Воспитывать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
• Воспитывать у ребёнка любовь к природе, родным местам малой Родины – города Тарко-Сале;
• Повысить экологическое просвещение родителей;
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от природы родного края, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.
Планирование работы на экологической тропе возможно осуществлять с учётом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы.
Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально созданы нами на территории ДОУ, путешествуя от одной точки к другой, дети знакомятся с объектами и выполняют задание педагога.
Также можно целенаправленно направиться к конкретному объекту и посвятить время непосредственно одной точке экологической тропы, например «Метеостанция». В паспорте экологической тропы есть карта-схема маршрута, описание каждого объекта, примеры бесед, экскурсий с вопросами, заданиями для детей.
Требования безопасности перед выходом на «Экологическую тропу»
Перед выходом на Экологическую тропу необходимо осматривать территорию «Экологической тропы», не допускать наличия на ней травмоопасных предметов: сломанных кустарников, сухостойных деревьев, металлических предметов, битого стекла и др.
А также необходимо проверять исправность и устойчивость оборудования, находящегося на «Экологической тропе», надёжность крепления лестниц, горок, мостиков, безопасность водоёмов, баллонов, пеньков.
Требования безопасности во время нахождения на «Экологической тропе»
Педагог обязан обеспечить комфортные условия пребывания воспитанников на «Экологической тропе», исключающие психоэмоциональное напряжение, с использованием занимательного игрового и развивающего оборудования и материалов.
Обеспечить в целях профилактики травматизма контроль и непосредственную страховку ребёнка во время лазания, спрыгивания с возвышенности, спортивного оборудования.
Не допускать лазания воспитанников по ограждениям забора, перилам мостиков и деревьям.
Хождение воспитанниками босиком по траве, песку, гравию разрешается только после осмотра и подтверждения безопасного состояния территории.
Проведение игр с песком допускается только при условии ежедневной перекопки и ошпаривания песка кипятком.
Во избежание перегрева в жаркое время года дети должны носить лёгкие головные уборы.
Правила поведения на экологической тропе
1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!
2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.
3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т. п.
7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
• Экологические беседы;
• Наблюдения;
• Элементарные опыты;
• Экскурсии;
• Целевые прогулки;
• Субботники;
• Экологические конкурсы, викторины;
• Решение экологических ситуативных задач;
• Чтение художественной литературы;
• Обсуждение и проигрывание ситуаций;
• Трудовой десант;
• Исследования на тропе;
• Труд в природе;
• «Красная книга природы»;
• Коллекционирование;
• Экологические досуги, развлечения, праздники;
• Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);
• Сбор природного материала;
• Оформление гербария;
• Театрализации, инсценировки.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе
• Взросло-детские проекты;
• Изготовление рисунков, поделок;
• Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
• Участие в конкурсах
• Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
• Фотовыставки;
• Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).
Примерное планирование работы по месяцам на экологической тропе с учетом климатических условий.
Сентябрь
• Деревья и цветы на экологической тропе.
• Слушание звуков музыки в природе — шум листвы и т. д.
• Рассматривание деревьев, опавших листьев.
• Беседа о подготовке деревьев к зиме. Знакомство с народными приметами: много ягод на рябине — к теплой зиме; много грибов много белок будет.
• Сбор опавших листьев деревьев для поделок.
• Изготовление композиций из природного материала.
Октябрь
• Живая и неживая природа.
• Измерение количества осадков с помощью водомера на метеоплощадке.
• Слушание музыки из цикла “Времена года. Осень. ” П. И. Чайковского.
• Поиск объектов живой и неживой природы.
• Беседа о признаках живых организмов.
Ноябрь
• Вода в природе.
• Определение ветра с помощью флюгера и ветроуказателя на метеоплощадке.
• Беседа о разных состояниях воды. Отгадывание загадок о снеге, льде, воде.
• Поиск льда под снегом.
• Беседа “Куда бежит река Пур?”, “Кого река повстречала на своем пути?”.
• Рисование на тему “Кого река повстречала на своем пути?”.
Декабрь
• Деревья зимой (лиственница).
• Рассматривание силуэтов деревьев.
• Рассказ о лиственнице. Сравнение ели и лиственницы.
• Отобразить схематично то, что интересного увидели во время экскурсии.
Январь
• Наблюдения за свойствами снега. Во время снегопада рассмотреть снежинки через увеличительное стекло, определить форму, сосчитать лучи, полюбоваться красотой снежинок, придумать, на что они похожи. Послушать, как скрипит снег, определить в какую погоду он скрипит.
• Измерение снежного покрова при помощи снегомера.
Февраль
• Наблюдения за птицами: воробьями, синицами, воронами, сороками. Сравнить поведение птиц у кормушек, их внешний вид.
• Наблюдение за ветром (зимний ветер злой, ледяной, колючий, холодный, лютый).
• Наблюдения за сугробами. Откуда они берутся? (В метель ветер наметает снег, который задерживается на возвышенных местах).
Март
• Исследование «Где быстрее растает снег». Внести в группу два стаканчика со снегом, один укутать в рукавицу. Понаблюдать, где быстрее растает снег.
• Кормление птиц в «Птичьей столовой»
Апрель
• Наблюдение за снегом: иногда он идет вместе с дождем, снежный покров стал серым, в теплую погоду снег липкий. Что такое наст.
• Наблюдение за сосульками. Сравнение сосулек на солнечной стороне здания и на теневой.
• Сбор обломанных ветром веток.
• Наблюдение в группе за ветками, поставленными в воду, и за ветками деревьев на участке.
Май
• Исследование зависимости характеристик песка от состояния погоды (теплый, когда солнечно; холодный, твердый во время заморозков; сухой, рассыпается в руках, когда светит солнышко; если полить из лейки, становится мокрым, темнеет).
• Исследование: подставить ладошку под солнечные лучи, чтобы выяснить, стало ли солнышко пригревать
• Наблюдение за солнечными часами на территории метеоплощадки.
Июнь
• Исследование «Что происходит с почками».
• Наблюдение за появлением первоцветов.
• Наблюдение за насекомыми. Как они двигаются? В каких местах их больше.
Июль
• Наблюдение за цветами.
• Наблюдение за листьями деревьев и кустарников. Сравнение их по цвету, форме.
Август
• Наблюдение за цветами.
• Беседа о насекомых и наблюдение за ними.
• Экскурсия по экологической тропе «В гостях у лета».
• Поиск признаков лета.
• Наблюдение за солнечными часами на территории метеоплощадки, сравнение с наблюдением в мае.
Литература:
1. С. Н. Николаева «Юный Эколог».
2. С. Н. Николаева «Методика Экологического воспитания в детском саду».
3. П. Г. Саморукова «Мир природы и ребёнок».
4. О. А. Скоролупова «Осень», «Зима», «Весна, насекомые, перелётные птицы».
5. Серебрякова Т. А, Соловьева Т. В. «Программа «Край родной»
6. Л. С. Журавлёва «Солнечная тропинка».
7. С. Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников».
8. Н. А. Рыжова «Воздух- невидимка».
9. С. В, Рянжин «Экологический букварь».
10. Журналы: «Обруч», «Дошкольное образование», «Свирелька».
11. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».