Ольга Сафина
Семинар для педагогов «Поддержка инициативы детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Старший воспитатель
Сафина Ольга Геннадьевна
ЧДОУ "Детский сад №124 ОАО "РЖД"
г. Екатеринбург
Поддержка детской инициативы дошкольника
Цель: Демонстрация способности к анализу, осмыслению и представлению своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО. Расширение знаний педагогов о технологиях поддержки детской инициативы с учетом современных требований и социальных изменений.
Задачи:
Публикация «Семинар для педагогов „Поддержка инициативы детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
• Проанализировать эффективность используемых форм и методов поддержки детской инициативы детей в ДОУ;
• Повысить профессиональную компетентность педагогов ДОУ в способах поддержки детской инициативы;
• Познакомить с вариантами создания условий для поддержки детской инициативы, с методическим обеспечением, формами, принципами работы по данной теме;
• Представить опыт педагогической деятельности.
Добрый день уважаемые коллеги
Слайд 1 Тема методического семинара «Поддержка детской инициативы в дошкольном возрасте в соответствии с ФГОС ДО».
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства - системе образования - воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Слайд 2 В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появился такой раздел как: «Поддержка детской инициативы» основным принципом, которого является - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, по поддержке своей инициативы в разных видах деятельности.
Будет ли являться эмоциональный отклик на созданную мотивацию инициативой? (это импульс)
Как отличить импульсивность от инициативности?
Слайд 3 Что такое детская инициатива?
Детская инициатива – это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира
Инициатива как и любой признак имеет свои риски. Какие риски могут быть в проявлении инициативы ребенка? (слышит только себя, нарушает границы других, непослушание, не видит границ дозволенного и так далее).
Как распознать инициативу ребенка? (высказывания педагогов) Какие признаки инициативы мы можем выделить?
Слайд 4 Признаки инициативности :
- произвольность поведения;
-самостоятельность;
-развитая эмоционально-волевая сфера;
-активность в различных видах деятельности;
-стремление к самореализации;
-общительность;
-творческий подход к деятельности;
-высокий уровень умственных способностей;
-общая познавательная активность.
В чем же заключаются возрастные отличия проявления инициативы детей?
Как проявляется инициативное поведение дошкольников?
Слайд 5
• *(3 года) отсутствие какого-либо планирования;
• *(4-5 лет) ступенчатое планирование;
• * (6-7 лет) целостное планирование
В каких сферах ребенок может проявлять свою инициативу?
Слайд 6
Сферы проявления инициативы :
• *коммуникативная;
• * инициатива как волевое усилие;
• *познавательная инициатива :
• * творческая инициатива
В какой же деятельности мы можем поддерживать детскую инициативу?
Слайд 7
Направления поддержки детской инициативы :
3-4 года – продуктивная деятельность;
4-5 лет – познание окружающего мира;
5-6 лет –личностное общение;
6-8 лет – научение (образовательная деятельность)
Слайд 8
Способы поддержки детской инициативы :
- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
- выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения
Модель трех вопросов:
- Что мы уже знаем?
- Что хотим узнать?
- Где мы это узнаем?
Слайд 9
Формы работы с детьми для развития детской инициативы
• Непрерывная образовательная деятельность (НОД);
• Совместная и самостоятельная деятельность педагога и детей - это игровые экспедиции, викторины, КВНы, импровизированные презентации, фантазийные путешествия;
• Свободная деятельность – спонтанные игры в режиме дня, продуктивная деятельность (разнообразие материала, пространства, общение, ведение экологического дневника, календаря природы, коллекционирование, природоохранный труд, чтение художественной литературы и так далее
Назовите примеры педагогических условий для проявления детской инициативности.
Слайд 10
Педагогические условия для проявления детской инициативности :
• *экспериментирование;
• * проектирование;
• *сюжетное обыгрывание;
• * создание воображаемых миров;
• * игры, игровые приемы, задающие правила;
• * сценарии различных акций, вызывающих интерес к социальным действиям, культуре;
• * совместное сюжетосложение с элементами режессуры;
• * игры-представления по мотивам сказок
Итак, подведем итоги. Что же необходимо сделать педагогу для поддержки детской инициативы?
Слайд 11
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.
Какие же рекомендации мы можем дать родителям по поддержке детской инициативы дома?
Слайд 12
Рекомендации для родителей по развитию детской инициативы :
1. Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной.. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т. д.). Даже если это увлечение вам кажется бесполезным, поддержите его.
2. Инициатива - первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить – годы. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т. д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям.
3. Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — наличие стойкого интереса к ней. Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе.
4. Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества.
5. Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность.
6. Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т. д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка - недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти.
7. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т. д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями. Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего ребенка по телефону родственникам - то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить, в общем - творить.
Способы педагогической поддержки детей в продуктивных видах деятельности
Цель, установка Возможные варианты
Поддержка Осуществить мыслительные действия -Пробующие (проб и ошибок) -Частично-поисковые -Поисковые (догадался, проверил, нашел, подумал, включая типовые действия, рассуждения: «Я знаю; Так всегда бывает; Я вижу и др.
Направленность на решение проблемы (на поиск.) -Вариативные, комбинаторные действия (перебор случаев, согласно гипотезы) -практический (мысленный) ход от полученной информации к новому (очередному) поиску -опыты, эксперимент, элементы «умственного эксперимента»
Педагогическая помощь и поддержка Риторические вопросы - А как же быть? Возможно ли иначе? - Помощь в формулировке высказывания. - Подвести к действию (как по-другому.) - Конкретные вопросы с целью сохранения интереса и активности. (Кроме указанных) - Назвать возможные пути решения проблемы? (преодоления неизвестности, трудности) - помощь в выборе рационального высказывания (прослушали…предложений, какое из них, по вашему мнению, самое верное). –
Поддержка ребенка в случае угасания интереса («Ты высказал хорошую мысль», «Давай подумаем вместе», «Ведь многое уже узнали»). - Непосредственное включение взрослого в практическую опытную деятельность, составление схемы.
Приемы поддержки проявлений инициативы с целью активизации детей при освоении новой игры Ориентировка (общая) (Организация совместного поиска направлений развития игры Определение содержания и хода игры (предложенного ребенком, совместного с ребенком,взятого из приложения к игре) Уточнение целей и правил игры (если в этом есть необходимость) Реализация хода игры Оценка результата (соотнесение задуманного с полученным) Педагогическая поддержка, помощь ребенку в процессе выдвижения им игровых познавательных задач Гипотезы, предложения, мнение, советы. Ассоциации, аналогии. Преобразование способов поиска, задач, результата. Метод «проб и ошибок», метод «мозгового штурма». Освоение игры по частям (фрагментном). Составление мини-ситуаций. Догадка (инсайт, озарение) : О чем надо догадаться? Что отгадать? Поиск результата по алгоритмическому предписанию (тренинг). Приемы мнемотехники. Приемы творческой педагогики (на развитие воображения, творчества, актерских умений) : • ТРИЗ (РТВ) : инверсия (наоборот, хорошо-плохо, наоборот (противоположности). • Элементы режиссерской, ролевой игры. • Креативные приемы (существующее в жизни и нет, реклама, что для чего, продолжение игры, придумывание начала к фрагменту и др.).
Задание 1:
Разделитесь на две команды. Придумайте некий проект, который бы способствовал поддержке детской инициативы. И обыграйте часть этого проекта со второй группой, как будто они и есть ваши воспитанники.
Задание 2
В свое время образование было направлено на индивидуальный подход. В чем он заключался?
Сейчас ФГОС делает акцент на индивидуализацию.
Проверим Ваши знания. На карточках написаны некие признаки двух подходов к образованию (индивидуализация и индивидуальный подход). Распределите эти признаки в таблицу. Какие признаки относятся к индивидуализации, какие к индивидуальному подходу.
Ответ:
Краткий сравнительный анализ двух подходов.
Индивидуализация образования.
Индивидуальный подход в образовании.
Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии
Способы общения: признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата
Тактика: сотрудничество и партнерские отношения диктат и опека
«Хороший ребенок» : ребенок инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий ребенок следует заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия
Убеждение: ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыт ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития
Вывод: распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы).