Галина Иванцова
Семинар-практикум для педагогов на тему «Психическое здоровье дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Вы знаете, что традиционно выделяют следующие компоненты здоровья :
- психическое здоровье (Эмоциональное)
- социальное здоровье
- физическое здоровье
Следует отметить, что невозможно работать над укреплением и формированием лишь одной составляющей здоровья. Человек может быть здоровым только при наличии всех компонентов здоровья, развитых на достаточном для его возраста уровне.
К сожалению, многие из нас достаточно поздно начинают понимать важность не только физического, но и эмоционального здоровья.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов на тему „Психическое здоровье дошкольника“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Многие дети имеют невротические состояния. Такие дети сложны и для педагогов, для родителей, и для общества. Иногда, вполне психически здоровых детей педагоги и родители превращают в невротиков. Не бывает плохих детей, бывают плохие родители и педагоги.
Почему важно сохранять психическое здоровье детей? Наверняка каждый может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта ребенка:
• появление страхов, тревожности, агрессивности
• переход психологических переживаний в соматическое расстройство, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически.
• проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты: (замкнутость, наркотики, побег из дома и т. д.)
Наши дети большую часть времени проводят в детском саду. Вот почему так важна атмосфера (климат) в группе детского сада, которая определяется:
1. отношениями между воспитателем и детьми;
2. отношением между самими детьми.
Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически, именно воспитатель, а не дети создает определенный климат в группе.
Хочу предложить вашему вниманию психологические речевые настройки, которые помогут создать в группе положительный эмоциональный фон, атмосферу доброжелательности и защищенности.
Их основное назначение – установки на хорошее настроение. Проводить их можно утром, после завтрака, дети и воспитатель встают в круг, держась за руки.
Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.
Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.
Самочувствие ребенка в группе – это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, его участие в совместной деятельности, внутреннее спокойствие. Т. е. эмоциональное благополучие ребенка.
Какие игры можно предложить?
Игры на снятие негативных переживаний
«Привидение»(игра интересна предоставляемой детям свободой) «Ладошки»
Игры на снятие отрицательных эмоций
«Обзывалки»: детям, предлагается передавая мяч друг другу, обзывать необидными словами, например, названиями овощей и фруктов: «Ты, Леша, морковка». Завершать обязательно хорошими словами «Светка- конфетка», «Маринка-картинка».
Снятие напряженности, невротических состияний
«Дракон кусает свой хвост»
Звучит веселая музыка, дети встают друг за другом, руки кладут на плечи. Первый ребенок – голова дракона, последний – хвост. Голова пытается поймать хвост, а тот уворачивается.
Релаксации.
Именно от нас, педагогов, во многом зависит сохранение психологического здоровья детей. А для этого необходимо бережно относиться к своему собственному психологическому здоровью. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет снять ему излишнее эмоциональное напряжение.
Сейчас встаньте друг за другом в круг. Все участники двигаются по кругу, и в соответствии со словами ведущего с помощью легких постукиваний пальцами делают впереди идущему человеку массаж.
Представьте, что вы очутились в сказочной стране. И вот пошел дождик, но не простой, а волшебный. Он стучит по шее, по плечам, по спине
Я хочу предложить вам выполнить комплекс психологической зарядки, который поможет овладеть приемами релаксации и концентрации, способствует повышению энергетического потенциала, помогает сохранить психическое здоровье.
(выполнение психологической гимнастики)
КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ.
Каждое упражнение повторяется от 3 до 5 раз.
1. Погложивая себя левой, затем правой рукой по затылку, повторять : «Я одобряю себя».
2. Сжав кисти в кулак, колотите по воздуху, повторяя: «Я полна сил».
3. Поворачивая голову вправо-влево, повторять: «Все идет хорошо».
4. Потирая ладонь о ладонь, повторять: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
5. Руки на бедрах. Делая наклоны туловища вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен и я прекрасна!».
6. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, делать наклоны туловищем вправо – влево, повторить «Какой чудесный день»
7. Массируя мочки ушей, зажмуривать попеременно левый и правый глаз, повторять: «Будущее прекрасно».
8. Ладони на животе, напрягая и расслабляя мышцы живота, повторять: «Радость. Любовь. Здоровье.»
9. Лопатки сведены, руки сцепить в замок за спиной, согнув ногу в колене, поднимая ее, повторять: «Я само совершенство»
(после выполнения комплекса упражнений участники делятся впечатлениями)
Литература: Аралова М. А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Сакович Н. А. Практика сказкотерапии. - Спб. : Речь, 2007