Юлия Виноградова
Семинар-практикум для педагогов на тему «Психологическая комфортность ребёнка во время пребывания в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель семинара : повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области эмоциональной сферы детей.
Задачи:
1. Формировать у педагогов новый взгляд на ребенка как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнера по совместной деятельности.
2. Способствовать эффектному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на эмоциональное развитие с ребёнком.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов на тему „Психологическая комфортность ребёнка во время пребывания в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
3. Совершенствовать систему по созданию психологического комфорта пребывания детей в ДОО.
Ценность семинара заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене между участниками и ведущим.
Ход семинара.
1. Теоретическая часть
Вводная часть начинается ритуалом приветствия и психологического настроя.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем практическом семинаре. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.
1.1. Психологический настрой : «Все в твоих руках»
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома».
Тема нашего сегодняшнего семинара «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
(слайд) Требования ФГОС по обеспечению психологического и физического комфорта пребывания детей в ДОУ.
1.2. Вхождение в тему : Метод «Ассоциации»
Ведущий: Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:
К – О – М – Ф – О – Р – Т – (слайд)
Ведущий: (листочки с вопросами)
(слайды)- Что такое комфорт? Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С. И. Ожегов)
-Какой бывает комфорт? Физический и психологический.
- Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. (Психологический комфорт ребёнка в детском саду- это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности ребенка в результате взаимодействия его с образовательной средой. С. А. Козлова)
- Физический комфорт – потребность, включающая в себя удовлетворение, связанное физической безопасностью, хорошим здоровьем, свободой от боли.
- Как оценить психологический комфорт? – по внешним признакам, по методикам.
- От чего зависит психологический комфорт ребёнка в детском саду?- от эмоционального благополучия педагога, от атмосферы в группе (отношения между педагогом и детьми, отношения между самими детьми, от стиля педагогического общения.
(слайд)Обобщенный портрет психологически здорового человека — это, прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь, прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.
Проблема психологического здоровья.
Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.
Находясь долго в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья.
(слайд)Почему важно сохранять психологическое здоровье детей?
(слайд) Для успешного эмоционального развития детей необходимы определенные условия:
- удовлетворение их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими,
- в любви и педагогической поддержке,
- самостоятельной деятельности по интересам,
- в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками.
- Самореализации и признании их достижений окружающими.
Одной из главных задач педагогов является создание психологического комфорта дошкольников.
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
(слайд) Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между воспитателями и родителями.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой.
Воспитатель оказывает существенное влияние на качество группового климата, а не дети.
Первый шаг, который должен сделать педагог, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.
(слайд и папка с методиками)1.3. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребёнка.
Психолог знакомит педагогов с методиками по оценке психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада. Данные методики лежат на столах для изучения педагогами.
Посмотрите перед вами лежат методики изучения оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада.
•
Рисунок «Я в своей группе детского сада».
•
Цветовая диагностика «Домики».
•
Тест на эмоциональное отношение.
•
Анализ «Атмосфера в моей группе».
•
Социометрия.
По этим методикам можно определить комфортно ли детям в группе, как эмоционально воспринимают группу дети, какая атмосфера в группе, и кто и в группе лидеры и аутсайдеры. Рассказать по каждой методике.
(слайд)1.4. Результаты диагностического обследования детей.
2. Основная практическая часть.
(слайд)2.1 Было проведено анкетирование педагогов на определение «Стиля педагогического общения». Анкетирование анонимное.
В анкетировании участвовало- 17 педагогов
По результатам анкетирования преобладающим стилем оказался- демократический (88%)
2.2. Эмоциональное благополучия педагога как условие положительного эмоционального состояния детей.
Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение.
Психолог проводит комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.
.
(текст в файле)Упражнение «Разогревки - самооценки»
Цель: снятие напряжение усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе.
Участвуют все педагоги.
Задания:
если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с окружающими, похлопайте в ладоши;
если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;
если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами, топните ногой;
если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от внешних стимулов, подмигните;
если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь вокруг себя;
если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем –то, мгновенно ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;
если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас только нежелательные последствия, кивните головой;
если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того эмоциональны ли вы, потанцуйте.
Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
2. Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой : «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь до ста».
3. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
4. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
5. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего».
6. Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».
7. Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».
8. Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».
9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И все у меня получается».
10. Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
Спасибо, можно присесть. Немного отдохнули.
А теперь приступим к рекомендациям.
2.3.(папка с играми и упражнениями) Игры и упражнения на снятие мышечного напряжения, усталости, перевозбуждения, преодоление застенчивости, повышения самооценки и т. д.
Сегодня мы проработаем несколько упражнений, которые помогут вам создать благополучный эмоциональный настрой детей в группе и обеспечить их психологический настрой.
Например:
1.«Театр масок»
цель: расслабить мышцы лица, снять мышечное напряжение, усталость.
Ребята! Мы с вами посетим «Театр масок». Вы все будете артистами, а я - фотографом. Я буду просить вас изобразить выражение лица различных героев. Например: покажите, как выглядит злая Баба-яга. Дети с помощью мимики и несложных жестов или только с помощью мимики изображают Бабу-ягу.
«Хорошо, здорово! А теперь замрите, фотографирую. Молодцы!»
Изобразите Ворону из басни «Ворона и лисица» в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр (плотно сжать челюсти, одновременно вытягивая губы, изображают клюв). Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы!
А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки «Красная шапочка», когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с серым волком (широко раскрыть глаза, поднять брови, приоткрыть рот). «Замрите! Спасибо!»
А как хитро улыбалась Лиса, когда хотела понравиться колобку? Замрите! Снимаю! Молодцы!
Замечательно! Хорошо потрудились! (Далее можно похвалить особо тревожных детей).
(стихи)2. Игра «Сурдоперевод»
Цель: активизировать группу.
Материалы: листочки с написанным текстом – разные стишки простые.
Ведущий предлагает объединиться всем в пары. Пары поочерёдно выступают перед другими участниками. Каждый из пары выступает по очереди в роли дикторов и сурдопереводчиков. Пока один из партнёров читает стих, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика – передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста.
3. Упражнение «Пресс - конференция»
Каждый из ребят по очереди становится гостем, садится на стул в центре зала, остальные задают ему вопросы на известные темы.
Рекомендации: Темы пресс – конференции должны быть хорошо известны и понятны детям. Например: «Мой режим дня», «Моя любимая игрушка», «Мой лучший друг» и т. д. Следите затем, чтобы каждый желающий мог задать свой вопрос. Часто активные дети не дают высказаться более стеснительным. Обращайте их внимание на это.
4. Упражнение «Передай по кругу»
Цель: включить каждого участника в общий процесс. Также упражнение учит детей быть внимательными, аккуратными, развивает координацию движений, память.
Сидя в круге, ведущий (пантомимикой) передает по кругу воображаемый предмет: «горячую картошку», «бусинку», «котенка» и т. д., не называя его.
5. Упражнение «Конкурс хвастунов»
Цель: упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что он принимаем и ценим другими детьми.
Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Соседом справа. Посмотри внимательно на своего соседа справа. Подумай, какой он, что он умеет делать, что у него хорошо получается. Например, так: Лена – очень умная, очень красива, быстро бегает, весело смеется и т. д.»
После того, как будет пройден круг, дети определяют победителя – лучшего хвастуна. Можно обсудить кому, что понравилось больше: рассказывать - хвастаться о соседе или слушать, как о нем рассказывают.
3.(слайд)Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду»
3.1. Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:
- Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
- В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
- Быть затейником и участником детских игр и забав.
-В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.
- Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
3.2.(слайд)В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей.
Создание такой среды включает в себя:
-организацию зоны для психологической разгрузки;
-обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции;
- обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;
-повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
-обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.
Организация психологического уголка в группе.
Для проведения профилактической работы направленной на создание благоприятных психологических условий на группе ДОУ, необходимо организовать психологические уголки в каждой возрастной группе т. к психологический уголок является реальным инструментом в руках воспитателей для действенной психологической поддержки детей в течение дня.
(слайд и папка с текстом)Оснащение психологического уголка :
1. Зона саморегуляции и релаксации:
2. уголок для уединения;
2. кресло-капелька или мягкая мебель. Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
3. телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
4. груша для битья, биты, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей — это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно;
5. мишени, мешочки с поролоном для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
6. набор бумаги для разрывания,
7. корзина или кольцо для метания бумаги;
8. коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет.
9. стаканчики «одноразовые» для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче
10. стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т. д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;
11. волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
12. шарики-«болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;
13. дидактическая игра «Собери бусы»;
14. цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;
15. массажные мячи-«ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
16. мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа — растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.
2. Зона коммуникации:
игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:
— игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах;
— «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;
— стенд «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;
— парные пазлы помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.
3. Зона повышения самооценки:
- в раздевалке коробочка «Добрых дел»
3.3. Также очень важный элемент психологической комфортности детей в группе это –
Психологические речевые настройки для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности, создания хорошего настроения.
Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, что он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность и радость встречи и т. д.
Примерные речевые настройки, которые должны показать детям, что им рады, настраивать на доброжелательные отношения с взрослыми и другими детьми.
Проявите фантазию, дайте выход вашему творческому потенциалу:
(слайд)Примеры психологических речевых настроек :
- Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
- Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.
- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.
(листочки и ручки) 4. Заключительная часть
Завершая работу нашего семинара, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее, игру с собой – «Я заслуживаю…» Счастье редко дается человеку «большим куском», в течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их не просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в детях, которые вас огорчают. Сейчас возьмите ручки и листочки бумаги, запишите фразу «Я заслуживаю…», вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: «Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса», «Я заслуживаю того, что Ваня быстро оденется сегодня на прогулку», и т. д. вспомните не менее 5 событий.
Каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: «Я заслуживаю.» Это необходимо делать в течение трех недель. Чтобы не забывать, напишите эту фразу на листе бумаги и повесьте на видное место. Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим.
Рефлексия «Все в твоих руках»
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.
• «Большой» - для меня было важным и интересным…
• «Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию
• «Средний» - мне было трудно (мне не понравилось)
• «Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы…
• «Мизинец» - для меня было недостаточно.
5. Заключение
Семинар – практикум проходил в рамках нашего детского сада, в ходе которого были освещены теоретические и практические аспекты данной темы.
Семинар состоял из нескольких этапов, плавно переходящих из одного в другой. В начале семинара было проведено упражнение на снятие напряжения, усталости, создания атмосферы психологического и коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе, был дан психологический настрой. Педагоги получили информацию о психологическом комфорте детей в детском саду, ознакомились с результатами диагностического обследования детей в данном направлении.
В ходе практической части вниманию педагогов были предложены психологические игры и упражнения, которые они могут использовать с детьми в своей работе с целью создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности, снятия напряженности, страхов, повышения самооценки у детей и т. д. Было рассказано не только о правилах проведения данных игр, но многие из них проиграли сами педагоги. Взрослые на некоторое время представили себя детьми, а также смогли почувствовать их психологическое состояние.
В конце мероприятия было предложено несколько наглядных пособий для проведения психологических упражнений с детьми, педагоги получили памятки в виде буклетов и был подведен итог (рефлексия) с педагогами в нетрадиционной форме, т. е. на нарисованной ладошке участники семинара определяли на каждом пальце значимость того или иного этапа, проведенного семинара.
Подводя итоги, можно отметить, что цель и основные задачи данного семинара были достигнуты. Результаты данного мероприятия не сводится только к формированию у участников системы знаний и умений, большое значение имеет улучшение психологического состояния и получения импульса к дальнейшему саморазвитию, что гарантирует принцип оказания психологической помощи.
Таким образом, такая форма работы с педагогами положительно сказывается на повышении педагогической и психологической компетенции педагогов, стимулирует самопознание и самообразование, способствуя повышению качества образования в целом.