Копейкина Арина
Семинар для педагогов «Использование современных технологий в образовательном процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение уровня компетентности педагогов образовательного учреждения в вопросах применения современных технологий для улучшения образовательного процесса ДОУ.
Задачи:
1. Совершенствование педагогического процесса посредством использования современных образовательных технологий в различных видах деятельности дошкольного образовательного учреждения.
2. Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере инновационных технологий, как средства обучения детей дошкольного возраста.
3. Повышение педагогического мастерства воспитателей, их творчества.
Публикация «Семинар для педагогов „Использование современных технологий в образовательном процессе ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме семинара.
Ход семинара:
Слайд 1
Чтобы психологически настроится на нашу работу, проведем с вами упражнение «Ассоциация».
Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.
Я начну фразу, а вы, продолжите эту фразу.
Если педагог –это цвет, то какой?
Если педагог –это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог –это настроение, то какое?
Если представить, что педагог –это сказочный герой, то кто?
Слайд 2
Начнем мы с такой притчи:
Однажды царь решил подвергнуть испытанию всех своих придворных, чтобы узнать, кто из них способен занять в его царстве важный государственный пост. Толпа сильных и мудрых мужей обступила его. «О, вы, подданные мои»,- «У меня есть трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее».Он подвел присутствующих к огромному дверному замку, такому огромному, какого еще ни кто никогда не видывал. «Это самый большой и самый тяжелый замок, который когда-либо был в моем царстве. Кто из вас сможет открыть его?» - спросил царь. Одни придворные только отрицательно качали головами, другие, которые считались мудрыми, стали разглядывать замок, однако, вскоре признались, что не смогут открыть его. Раз уж мудрые потерпели неудачу, то остальным придворным ничего не оставалось, как тоже признаться, что эта задача им не под силу, она слишком трудна. Лишь один визирь подошел к замку. Он стал внимательно его осматривать и ощупывать, затем попытался различными способами сдвинуть с места, и наконец, одним рывком дернул его. О, чудо - замок открылся! Он просто был, не полностью защелкнут. Тогда царь объявил: «Ты получишь место при дворе, потому, что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но надеешься, на собственные силы и не боишься сделать попытку».
Нам педагогам, тоже необходимо набраться смелости и сделать попытку для реализации инноваций в образовательном процессе (не просто их знать, а использовать в своей практической деятельности).
Слайд 3
Дошкольное образование в 21 веке стремительно меняется, внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников.
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что воспитатель выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Слайд 4
Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение. Главные методы – объяснение в сочетании с наглядностью, а виды детской деятельности – слушание и запоминание.
Инновационная технология содержит компонент инновации. Инновация (нововведение, изменение, обновление) – деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового. Применение инновационных образовательных технологий оказывает влияние на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению, повышает уровень образовательной деятельности.
Сегодня, мы, поговорим о педагогических технологиях и их эффективном использовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».
Слайд 5
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).
Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий.
Слайд 6
Какие образовательные технологии вы знаете?
– здоровьесберегающие технологии;
– технологии проектной деятельности;
– технология исследовательской деятельности;
– информационно-коммуникационные технологии;
– личностно-ориентированные технологии;
– технология портфолио;
– игровая технология;
Верно, это всё образовательные технологии. Но сегодня я бы хотела поговорить с вами о совершенно новых современных технологиях – это буккроссинг, буктрейлер, говорящие стены и геокешинг. Сейчас я расскажу по подробнее о каждой технологии.
Слайд 7
Несомненно, у каждого из Вас дома есть полка, стеллаж, коробка с книгами, которые Вы уже никогда не будете читать. Несколько лет назад появился такой термин как буккроссинг. Что же это такое? Это своеобразная, необычная библиотека, в которой нет сотрудников, потому что их функции выполняют любители чтения. Прочитанные книги оставляют в специально оговоренных местах для того, чтобы ими смогли воспользоваться другие последователи этого удивительного движения.
Буккроссинг - это территория так называемой «Освобожденной книги». Как она «освобождается»? Любой, кто хочет участвовать в акции, может не только взять, но и сам принести книгу и оставить ее в специально отведенном для этого месте, чтобы другие люди могли ее прочесть. Вот так книга «освобождается» с пыльных домашних полок и готова путешествовать.
Слайд 8
Автор «Буккроссинга» - специалист по интернет-технологиям Рон Хорнбэкер. Однажды, в 2001 году, он оставил в холле отеля пару десятков книг, которые в его доме занимали много места и пылились за ненадобностью. Такое явление как «буккроссинг» известно, наверное, уже многим. Это библиотека или клуб, как угодно. Любой может взять понравившуюся книгу, разумеется, совершенно бесплатно, там, где предусмотрено место для буккроссинга.
Берешь, читаешь книгу, приносишь обратно и ее берет следующий читатель. Буккроссинг может применяться с младшего дошкольного возраста, ведь книга должна сопутствовать человеку всю жизнь.
Слайд 9
Целью буккроссинга является: пропаганда чтения, повышение интереса к книгам, приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг, возрождение интереса к чтению, традициям семейного чтения. Буккроссинг помогает формировать у детей не только любовь к книгам. С помощью приобщения детей и их родителей к чтению мы решаем основные задачи в развитии речи дошкольников. Это - овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью, развитие фонематического слуха, овладение предпосылками обучения чтению. Также чтение книг помогает развивать речевую активность детей, обучать пользоваться информацией, воспитывать бережное отношение к книгам.
Я хочу рассказать, как направление «буккроссинга» можно организовать в группе. В раздевалке можно оформить место: красочные вывески и корзина с книгами – путешественниками. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.
Слайд 10
Следующая технология буктрейлер. Как вы думаете, что это может значить?
Буктрейлер – видеоролик рекламного характера, рассказывающий в произвольной художественной форме о книге. Включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание.
Цель: формирование устойчивого интереса дошкольников к книге, художественной литературе через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей посредством использования технологии «Буктрейлер».
Слайд 11
Использование технологии буктрейлер в отношении детей решает следующие задачи:
1. привлечение внимания к художественной литературе,
2. развитие самостоятельности и инициативности,
3. формирование предпосылок учебной деятельности,
4. развитие речи, творческого потенциала детей, реализация потребности детей в общении друг с другом, воспитание нравственных качеств личности.
Слайд 12
Как это работает? Сначала с детьми проводится беседа по прочитанной сказке. После этого распределяются роли, проводится театрализация по этой сказке. На этом этапе можно привлечь родителей и они вместе с детьми создают книжки - малышки «Наши любимые герои»; дети могут создать свои необычные концовки произведений.
Слайд 13
Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все: и люди, и книги, и понятия». Оказывается, в детском саду могут воспитывать даже «стены».
«Говорящая стена» – инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ, в своеобразный живой экран. Основная идея технологии «Говорящая стена» – трансформация среды пребывания детей в обучающую среду.
Слайд 14
Какие задачи решает интерактивная стена:
• создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
• позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;
• развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
• обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.
Интерактивная стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.
Слайд 15
Как работать с интеллектуальной «говорящей» стеной выбор педагога. В каждой группе работа индивидуально и исходит от потребностей детей. По продолжительности от 10 до 30 минут в подготовительной группе.
«Говорящую стену» можно использовать как элемент любой НОД. Говорящая стена помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.
Главное преимущество «Говорящей стены» в том, что дети могут самостоятельно в свободное время пользоваться материалами. В свободном доступе для детей пособия, раздаточные материалы, иллюстрации, картинки на разные темы.
Вокруг доски на стене можно закрепить прищепки, что увеличит развивающее пространство группы и повысило его вариативность. На прищепки воспитатели подвешивают картинки и схемы к занятиям, работы воспитанников, фотографии игр и экспериментов, детских достижений. Такой способ организации пространства стены позволяет педагогу разместить больше информации, что повышает развивающий потенциал игр и занятий.
Слайд 16
«Говорящая стена» позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка, интересы. Самостоятельная деятельность детей не должна регламентироваться педагогом. Педагог не должен руководить ребенком, а уважать его интересы, индивидуальные особенности развития.
Наблюдать, а не вмешиваться. Не навязывать темп выполнения, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению, не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения. Только тогда, интеллектуальная «говорящая» стена выполнит функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно.
Слайд 17
Одним из педагогических инструментом в процессе воспитания и развития дошкольников является игра геокешинг. Основателем географической игры стал Дэйв Алмер, спрятавший тайник в лесу рядом со своим домом и предложивший найти его всем желающим.
Что такое геокешинг, как вы думаете?
Геокешинг – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Она предполагает поисковую и исследовательскую деятельность.
Правила игры, надо выполнять всем участникам, иначе игра не получится:
• Действовать в команде.
• Не отклоняться от маршрута.
• Клад является общей находкой (предмет, положенный в контейнер, который прячут в интересном месте)
Слайд 18
Способы поиска клада: для игры важна карта местонахождения. На карте нужно отметить, где спрятали клад. Способ поиска клада:
1. Поиск клада по загадкам.
2. Поиск клада по приметам.
3. Поиск клада по схемам.
Геокешинг предполагает и поисковую и исследовательскую деятельность. Основная идея состоит в том, что воспитатель прячет тайники, другие с помощью «Карты сокровищ» находят спрятанные клады. Кладом может быть не предмет, а например, слово. Игра представляет собой активный познавательный процесс, в нее можно играть всей группой, с родителями, соревноваться в нахождении клада с другой группой ДОУ, или устроить соревнования между семьями.
Образовательный геокешинг наполняет новым практическим содержанием организацию познавательной деятельности дошкольников. Данная технология позволяет сделать процесс обучения действительно актуальным, личностно-значимым, интересным и творческим. Данную технологию можно использовать не только на прогулке, но и в любых режимных моментах и на занятии. Дети с удовольствием справляются с задачей по поиску «клада». Участвуя в игре, дети закрепляют уже полученные знания, узнают новые сведения, обогащающие их представление о мире людей и животных, нравственных ценностях, учатся правилам безопасного поведения в природе, узнают много интересного, познавательного о родном крае, о данной местности.
Слайд 19
Задачи геокешенга:
• Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• Развитие умения определять и применять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• Воспитание волевых и дружеских качеств, чувства товарищества, взаимопомощи.
• Формирование основы культурного и экологически целесообразного поведения (в природе и обществе)
Для организации образовательного геокэшинга воспитателю важно соблюдать структурные компоненты технологии: усвоить понятие «геокэшинг»; учет главного правила образовательного геокэшинга для детей – «Удиви меня!»; понимать, какие образовательные задачи можно решать через образовательный геокэшинг.
Слайд 20
Методика проведения геокешинга с детьми включает в себя 4 этапа:
1 этап – предварительная работа. Здесь изготавливается макет (группы, детского сада, участка ДОУ или другого объекта находящегося за территорией учреждения). Также на этом этапе с детьми проводятся игры-занятия по ориентированию, умение работать с макетом, картой-схемой, умение определять на них местоположение различных объектов.
2 этап – подготовительный. На этом этапе педагог создает сценарий, подбирает задачи для каждого задания, и готовит все необходимое, для проведения самой игры, целью которой является найти тайник.
3 этап – проведение игры. На данном этапе с детьми рассматривается карта, схемы, маршруты.
4 этап – презентация результатов. На этом этапе дети представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют их в конечный продукт.
Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Слайд 21
Человек не может по- настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. (Чарльз Диккенс)