Екатерина Скороходова
Семинар для педагогов ДОУ «Подготовка детей к обучению грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Целевые ориентиры речевого развития детей старшего дошкольного возраста предполагают:
• владение речью как средством общения и культуры;
• достаточный словарный запас (около 7 тысяч слов);
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Подготовка детей к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте :
1) Ознакомление детей со словом – вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
2) Ознакомление с предложением – выделение его как смысловой единицы из речи;
3) Ознакомление словесным составом предложения – деление предложения на слова и составлением из слов (2- 4) предложений;
4) Ознакомление со слоговым строением слова – членение слов (из 2 – 3 слогов) на части и составление слов из слогов;
5) Ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов:
• Определение количества,
• Последовательности звуков (фонем);
• Составление слов с определёнными звуками;
• Понимание смыслоразличительной роли фонемы.
Сформированность фонематического восприятия - важнейший компонент успешной работы дошкольников по овладению грамотой
• У детей в возрасте от 3 до 5 лет наблюдается повышенная чувствительность к звуковой стороне речи. В дальнейшем такая восприимчивость теряется, поэтому так важно именно в этом возрасте развивать фонематический слух и речевое восприятие
• То есть, при обучении грамоте необходимо наличие добуквенного, чисто звукового периода обучения, который будет проходить ряд этапов: от умения различать звуки (как речевые, так и неречевые) до звукового анализа и синтеза
• Прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (называть по порядку звуки, из которых состоят слова).
Серьёзные методические ошибки
• Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза;
• Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей (недостатки звукопроизношения и различения звуков);
• Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ];
• Не используется орфоэпическая грамматика, введение которой в процесс звукобуквенного анализа позволяет читать по правилам орфоэпии (ЗУБ - [ЗУП], КОМОК - [КАМОК], ЖИЛ - [ЖЫЛ].) и предупреждает ошибки по типу оглушения-озвончения, безударных позиций гласных, вариаций твердости-мягкости …