Ксения Румянцева
Семинар для педагогов «Роль педагога в формировании и развитии одаренности у детей в условиях внедрения профстандарта»
▼ Скачать + Заказать документы
Сл 1-
«Роль педагога в формировании и развитии одаренности у детей в условиях внедрения профессионального стандарта Педагог
».[/b]
- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара «Роль педагога в формировании и развитии одаренности у детей в условиях внедрения профессионального стандарта Педагог».
Публикация «Семинар для педагогов „Роль педагога в формировании и развитии одаренности у детей в условиях внедрения профстандарта“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Сл 2- Чтобы психологически настроится на нашу работу, проведем с вами игру -упражнение «Ассоциация».
Цель: настроить педагогов на работу, снять психологическое напряжение.
Я начну фразу, а вы, поймав мяч, продолжите эту фразу.
Если педагог – это цвет, то какой?
Если педагог – это геометрическая фигура, то какая?
Если педагог – это настроение, то какое?
Если представить, что педагог – это сказочный герой, то кто?
Если время года, то какое?
Если педагог – это вид спорта, то какой?
Если педагог – это цветок, то это…
Если педагог – это драгоценный камень, то какой?
Если педагог – игра, то какая?
Если педагог – это планета какая?
Вот мы с вами и пофантазировали немного. Ну а если говорить серьезно.
«Педагог - это инженер человеческих душ. Калинин М. И.
Эта фраза является ключом к пониманию профессии Педагог. В наше бурное время, когда человек и человечество теряют свое лицо в погоне за удовольствиями, когда люди попадают в зависимость от телевидения и интернета очень важно сохранить что-то человечное, духовное в себе и окружающих. Эта огромная ответственность лежит на плечах современного педагога и воспитателя, потому что современный мир избавляет человека от необходимости мыслить.
Сл 3 - Я думаю, вы со мной согласитесь, что сейчас время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться во времени"?
В процессе перехода на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования изменились требования, предъявляемые как к образовательному процессу, так и к профессиональным качествам педагога, как основному носителю и ретранслятору знаний.
Итак, сегодня в рамках нашей встречи мы поговорим с вами о профессиональном стандарте педагога дошкольного учреждения, о том, какими личностными качествами, знаниями и умениями должен обладать педагог XXI века, о его профессиональной компетентности и в том числе, его роли в формировании и развитии одаренности у детей в условиях внедрения профессионального стандарта Педагог и попытаемся создать образ идеального педагога.
Сл 4- (на слайд) Педагоги не могут кого-то успешно учить,
если в это же время не учатся сами.
Али Апшерони, гуманист и мыслитель
Педагог - наиболее гуманная, творческая, серьезная, нужная профессия. Она является фундаментом всех профессий в мире. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца. Только педагог «ведёт ребёнка по жизни» : обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Только он развивает ребёнка, как личность.
Сл 5 - Понятие «личность» включает в себя социальные свойства и качества человека: речь, сознание, навыки и привычки, которые делают его общественным.
Развитие личности — это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней.
Роль воспитателя в формировании личности дошкольника очень велика. От того как и какими средствами пользуется педагог воспитывая детей, зависит какими людьми они вырастут.
Сл 6 - Основное назначение педагога - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости и раскрытие его потенциальных способностей.
Как только ребенок приходит в учреждение, у него появляется новый взрослый — педагог, влияние которого порой выше влияния родителей. Он способствует знакомству детей друг с другом, созданию атмосферы общей работы, сотрудничества, взаимопонимания. Именно педагог является наиболее значимой личностью для ребенка.
Сл 7- - В. А. Титов выделяет основные личные качества, которые должны быть присущи всем педагогам : - описание в буклет
• профессионализм педагога.
• эмпатия
• педагогический такт
Сл 8 - (на слайд и в буклет)
Учёные обращают внимание так же на такие важные особенности личности педагога :
1. Скромность - Это качество помогает ему сохранять свой авторитет, быть объективным при оценке каких - либо ситуаций и решении проблем.
2. Великодушие - оно отражает, независимо от пола и возраста, гуманный характер педагогической деятельности.
3. Открытость - характеризует поведение и отношение педагога к людям на работе, дома, в общественных местах.
4. Личный положительный пример - для этого педагог должен стараться :
– быть естественным и современным;
– быть тактичным в поведении;
– в совершенстве владеть культурой межличностного общения;
– быть интеллектуальным
5. Терпимость -
– в отношениях с нарушителями дисциплины, неуспевающими;
– в выражении своего мнения по поводу различных конфликтных ситуаций;
6. Душевность - проявляется в
– в культуре межличностного общения;
– в повседневном поведения;
– в доброжелательном отношении к людям.
7. Высокая нравственность педагога :
– позволяет строго придерживаться нравственных норм, независимо от эмоционального состояния, стресса;
– в культуре речи, требующей избегать обидных слов, грубостей и нецензурных выражений, хвастовства и высокомерия.
Кроме того, молодые педагоги должны стараться овладеть такими качествами, как высокая духовность, преданность профессии, общественная активность, предприимчивость, организованность и другими, поскольку они действительно помогают повысить эффективность педагогического труда.
Сл 9 – (на слайд)
«Современному ребенку - современного педагога!» - лозунг сегодняшнего дня!»
- А кто же такой «современный педагог»! – спросить
Это Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат. Творческая личность, которая стремится найти себя.
Сегодня мы постараемся в этом разобраться.
Впервые в истории дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности.
Ключевая установка стандарта - поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка. Это стандарт условий. Если условия созданы - Стандарт реализован.
Одна из главных задач современной системы дошкольного образования- повышение качества воспитательно-образовательной работы, что в свою очередь напрямую зависит от кадров. К работе дошкольных учреждений сегодня предъявляются все более высокие требования.
Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, так как уровень и характер достижений ребенка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально.
Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.
Сл 10 – (на слайде выведен Стандарт)
О том, каким должен быть педагог как профессионал, какими он должен обладать компетенциями говорится в профессиональном стандарте Педагог.
Сл 11- (на слайд и коротко проговорить)
Основные педагогические компетентности педагогов дошкольной образовательной организации:
- Методологическая компетентность. Умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в дошкольном учреждении с трех позиций (ДО, группа, каждый ребенок).
- Психолого-педагогическая компетентность. Владение теоретическими знаниями в области индивидуальных особенностей психологии и физиологических возможностей дошкольников, умение использовать эти знания в проектировании образовательного процесса. Умение педагогическими способами определить уровень развития детей.
- Коммуникативная компетентность. Заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений
- Исследовательская компетентность. Умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса
- Презентационная компетентность. Умение презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов и др.
- Акмеологическая компетентность. Способность к постоянному профессиональному совершенствованию.
-Информационно-коммуникационной компетентности. Практическое владение компьютером. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях и др.
Сл 12 - На слайд
Профессиональный стандарт предполагает формирование пяти новых профессиональных компетенций у педагогов
1. Работа с одаренными обучающимися
2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
3. Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии.
4. Преподавание русского языка обучающимся, для которых он не родной.
5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми обучающимися, имеющими серьзные отклонения в поведении)
Как вы уже заметили, в профстандарте уделяется пристальное внимание работе педагогов по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых воспитанников.
Сл 12(1) - И сегодня мы рассмотрим с вами одно из направлений – это работа с одаренными детьми.
Так как одной из задач современного образования является ориентация на выявление и поддержку креативных дошкольников. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему.
Поэтому в нашей дошкольной образовательной организации стоит цель - так построить всю учебно-воспитательную деятельность так, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в том или ином виде деятельности, не прошли мимо внимания педагога, реализовались в педагогической деятельности с этими детьми.
Сл 13 - И Личность педагога играет важную роль в раскрытии возможностей ребенка. Именно от его личностно-профессиональных особенностей зависит, проявят ли дети свои, данные природой, задатки, или они так и останутся никем не замеченными.
Истинно одно – “только талантливый педагог способен воспитать талантливого ребенка”. И таланты у каждого проявляются по-своему (как у ребенка, так и у его педагога)
Сл 14 - вспомним, кто такой талантливый, способный и одаренный ребенок….
Термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляется как синонимы и отражают степень выраженности способностей.
(на слайд не проговаривать)
• Одаренный ребенок - тот, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
Способный – годный к чему либо или склонный, ловкий, пригодный
Талант – природные данные человека
Сл 15 - Теперь разберем, кто такой талантливый педагог, и какими личностными и профессиональными качествами он должен обладать…
Вообще, личность педагога является ведущим фактором любого воспитания и развития. Не является исключением и ситуация с педагогом для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы современного педагога является глобальная личностная характеристика система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы.
(на слайд)
Качества, необходимые педагогу для работы с одаренными детьми.
Педагог должен :
1. быть доброжелательным и чутким;
2. разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
3. иметь высокий уровень интеллектуального развития;
4. иметь широкий круг интересов и умений;
5. иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
6. быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
7. иметь живой и активный характер;
8. обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
9. проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
10. иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
11. обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
12. иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Педагогу важно правильно организовать учебно-воспитательный процесс.
Сл 16 - А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одаренным ребенком.
К профессиональной компетентности относятся психолого-педагогические знания, умения и навыки:
(на слайд и проговорить)
• знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления;
• знания о психологических особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии;
• знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одаренными детьми; знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одаренных детей;
• умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одаренных детей на основе признаков одаренности;
• умения и навыки в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их контингента и конкретных условий обучения;
• умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи.
Сл 17- Немало важной составляющей профессиональной компетентности являются и профессионально значимые личностные качества педагогов :
• высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии;
• внутренний локус контроля;
• высокая и адекватная самооценка;
• стремление к личностному росту и др.
Все вышеназванные качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога — «желанию жить ребенке».
Сл 18 - Необходимо также учитывать следующие составляющие
(в буклет)
(на слайд и проговорить кратко)
• комплексный подход к процессу организации сопровождения одаренного ребенка с привлечением всех участников образовательного процесса (педагогов, администрации, родителей);
• обязательный учет зоны ближайшего развития при разработке индивидуальной программы сопровождения ребенка;
• комплексность оценивания всех сторон поведения и деятельности ребенка, с использованием различных источников информации и длительности наблюдений;
• разнообразное включение ребенка в специально-организованные сферы деятельности, которые соответствуют его интересам и склонностям;
• участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, спортивных соревнованиях, фестивалях, смотрах и т. д.
Соответственно все вышеназванные составляющие психолого-педагогической компетентности педагога и эффективности организации психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении позволяют сделать вывод, что для сопровождения одаренного ребенка требуется «одаренный» педагог.
Сл 19 - Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Неподготовленные педагоги часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам.
(на слайд)
По мнению некоторых исследователей, поведение педагога для одаренных детей должно отвечать следующим характеристикам:
• он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы;
• создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в группе;
• предоставляет обратную связь;
• использует различные стратегии воспитания и обучения;
• уважает личность;
• способствует формированию положительной самооценки ребенка;
• уважает его ценности;
• поощряет творчество и работу воображения.
Педагогам можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:
1) с помощью тренингов в достижении понимания самих себя и других;
2) предоставлением знаний о процессах воспитания, обучения и развития и особенностях разных видов одаренности;
3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.
Необходимо ставить и решать задачу подготовки педагогов специально для одаренных.
Исследования говорят, что подготовленные педагоги значимо отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы, более подходящие для одаренных, они больше способствуют самостоятельной работе детей и стимулируют сложные познавательные процессы и больше ориентируются на творчество.
Сл 20 - Межличностное общение, способствующее оптимальному развитию детей с выдающимся интеллектом, должно носить характер помощи, поддержки. Это определяется такими особенностями представлений и взглядов педагога :
(на слайд)
• представления о других: окружающие способны самостоятельно решать свои проблемы, они дружелюбны, имеют хорошие намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать.
• представления о себе: я верю, что связан с другими, а не отделен и отчужден от них, я компетентен в решении стоящих проблем, я несу ответственность за свои действия.
Цель педагога : помочь проявлению и развитию способностей ребенка, оказать ему поддержку.
Сл 21- Существуют базовые и специфические компоненты профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми
(на слайд и в буклет)
Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют :
а) общая профессиональная педагогическая подготовка — предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;
б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.
Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют :
а) психолого-педагогические знания, умения и навыки
б) профессионально-личностная позиция педагогов
в) профессионально значимые личностные качества педагогов
Сл 22 - Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми (Стратегии) — (на слайд).
Работая с одаренными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе. Так, одним из основных психологических принципов работы с детьми является принцип «принятия другого», согласно которому педагог должен изначально принимать ребенка как индивидуальность со своими уже сложившимися особенностями.
Сл 23 - Вывод: Профессиональное развитие и становление педагога без грамотно построенного самообразовательного процесса невозможно; ведь самообразование - необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.
(на слайд)
«Только систематически работающий над собой педагог может стать настоящим мастером».