Надежда Дубовик
Конспект совместной деятельности в старшей группе «Семикаракорские узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №32
Конспект совместной деятельности в старшей группе
Подготовила: Дубовик Н. И.
Воспитатель
г. Новочеркасск
Цель: создавать условия для овладения детьми навыками семикаракорской росписи в продуктивной деятельности.
Задачи:
Публикация «Конспект совместной деятельности в старшей группе „Семикаракорские узоры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Продолжать знакомить детей с донским народным промыслом «Солнечная керамика», учить детей выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цвета, совершенствовать навыки работы с красками, передавать в речи свое отношение к выбору элементов росписи и цвета в рисунке.
Развивать у детей интерес к донскому декоративно-прикладному искусству, творческо – деятельную активность, самостоятельность, речь и мелкую моторику рук детей.
Воспитывать любовь и уважение к традициям, культуре и искусству донских мастеров, художественный вкус на основе приобщения дошкольников к культурному наследию Донского края.
Предполагаемый результат: Дети будут стремиться в самостоятельной деятельности расписывать посуду, применяя навыки семикаракорской росписи и использовать эту посуду в игре.
Оборудование: Уголок казачьего быта, семикаракорская посуда (чайник, декоративная тарелка, кружки, салатники, вазочки и др., интерактивная доска, образцы элементов Семикаракорской росписи, заготовки посуды «белье», слайдовая презентация, акварель, кисти, баночки с водой, салфетки, аудиозапись казачьих песен.
Предварительная работа: Беседы о народном промысле, рассматривание иллюстраций донской степи и образцов изделий семикаракорской посуды, расписывание заготовок семикаракорской посуды, упражнение детей в приёме «мазковой» росписи, составление «двулистика», «трёхлистика», дидактическая игра «Семикаракорские узоры», разучивание песни «Донская жемчужина», беседы о жизни казаков и их ремёслах.
Ход занятия
Звучит веселая музыка (дети заходят, здороваются с гостями)
В. Дети, вы слышите, какая веселая музыка? И сегодня я не хочу быть Н. И., а буду я сейчас, догадайтесь кем (надевает платок и фартук).
Ответы детей
Мотивация к содеятельности.
В. Хотите узнать как раньше на Дону было?
Ответы детей: хотим
В. Или я не хозяйка? Или не мастерица?
Красиво дом убрала, кушать наварила. Приглашаю вас в свою горницу.
В. Что вам нравиться в моей горнице?
Ответы детей (предметы обихода, посуда – кружки, вазочки, салатники, кофейник и др.).
В. Чем знаменита эта посуда?
Ответы детей : эта посуда изготавливается у нас на Дону, посуда сделана из белой глины, расписана семикаракорской росписью
Слайд с изображением видов города Семикаракорска.
В. Что за город такой на экране
Ответ: Город Семикаракорск.
В. Почему он так называется?
Ответы детей: Очень давно семь братьев Каракоровых жили на правом берегу Дона, затем они переселились на левый берег Дона, где родилась казачья станица Семикаракорская.
В. Ребята. Давайте расскажем нашим гостям, чем она прославилась
Ответы детей: В тех местах нашли хорошую белую глину, которую стали использовать для изготовления посуды. Так появилась своя гончарня.
В: Что такое гончарня?
Ответы детей: Помещение, где работают гончары, люди, которые делают посуду из глины на гончарном круге.
В: Как расписывалась посуда?
Ответы детей: Сначала посуда обжигалась в печи, а потом расписывалась художниками только вручную
Слайды с изображением процесса изготовления посуды
В. До сих пор вся Донская посуда изготавливается и расписывается только вручную. Эти изделия сохранили весь колорит Донского края, его традиции и историю. Донская керамика обладает уникальным свойством: вносить тепло и уют в каждый казачий курень.
Слайд Семикаракорская посуда.
В: Давайте расскажем, как поэт Зоя Заяц воспела наш донской промысел в своём стихотворении.
Стихотворение «Каракорская посуда» Зоя Заяц
Что за сказочное чудо-
Каракорская посуда!
В тихом южном городке.
От столиц всех вдалеке
Этот промысел развился
Из гончарной мастерской.
А теперь – смотри какой!
Цех фаянса современный
И ассортимент отменный-
Есть под чай, и под водицу,
И под знатную ушицу,
Есть и штофы для вина,
Блюда, вазы – все сполна.
И расписаны на диво-
Колоритно и красиво.
Лег в узор к мазку – мазок.
Славя милый уголок-
Посреди донских просторов
Наши Семикаракоры.
Просто сказочное чудо-
Каракорская посуда!
В: Возьмите понравившийся вам больше всего предмет посуды и попробуйте рассказать о нём.
Ответы детей. (Дети описывают предмет посуды, рассказывают какими узорами расписана она : растительными - цветы, трава, фрукты, овощи; какие элементы росписи использовали художники - цветок, двулистик, трилистик, завиток, дуга, решетка.
В. Какие цвета используют художники для росписи посуды?
( Предполагаемые ответы: зеленый, желто-охристый, синий, коричневый – цвета донской степи).
В. В основе композиции – букетно – растительный орнамент с акцентом на более крупном центральном цветке часто дополняется сеткой, решеткой, дугами, завитками.
Слайд с изображением посуды.
В:Смотрите, все эти цветы, словно подернуты легкой дымкой! Да ведь в наших донских степях иначе и не бывает! Солнце так палит, что вся степь как-будто туманом покрыта!
Слайд картинка степи.
В. Очень красива наша донская степь. Ее цветы привлекают к себе насекомых. Давайте понаблюдаем за ними
В. Молодцы! Вы много знаете о семикаракорской посуде.
Мне кажется, что имея такие знания вы легко и сами сможете расписать посуду. Хотите попробовать? Как будто вы на самом деле художники.
Ответы детей: Да хотим.
В. Для этого вот что у меня есть (показать заготовки предметов посуды «белье»)
Роспись дело трудное, нужно чтобы пальчики были гибкими. Давай те сделаем для них гимнастику.
Скоро будем рисовать
Надо пальцы нам размять (хлопаем в ладоши, потом кулачками)
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки (поднимаем ручки, потягиваемся)
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас детей (прогоняем тучку)
Вот к нам солнышко пришло (дети поднимают голову вверх, и разводят руки в стороны)
. Стало весело, светло (шевелят пальцами над головой).
В. Мастера, скорей за дело,
Украшай посуду смело!
Составляй такой узор,
Чтобы радовал он взор.
Практическая деятельность под музыкальное сопровождение.
В. Какие замечательные изделия у вас получились!
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние.
И мастерство волшебное достойно восхищения.
Казаки на Дону любили не только работать. Но и душевные песни петь.
В. А мы кто?
Ответы: Донские казачата.
В. Споём любимую песню?
Песня.
Рефлексия: Выставка детских работ. Дети рассказывают о своей работе.
Воспитатель: Что было для вас самым интересным?
Ответы детей.
Воспитатель: Где можно разместить эти изделия, чтобы могли полюбоваться ими?
Дети ищут решение задачи: организовать выставку в группе.
Воспитатель: У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит». Она о вас, вы подарили радость себе и окружающим людям. Спасибо за творчество.