Краснова Юлия
Семейный проект в старшей группе детского сада «Маленькие открытия в моей большой семье»
▼ Скачать + Заказать документы
В семейном кругу мы с вами растём
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ – родительский дом.
В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября 1917 года, дня октябрьской революции, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталось, трансформировавшись. Часть – канули в небытие. Ну и, конечно появились новые. Изменились и взгляды на понятие «семьи», на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью – семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта. Поэтому, традиции – это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентации в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.
Публикация «Семейный проект в старшей группе детского сада „Маленькие открытия в моей большой семье“» размещена в разделах
- Проекты
- Семейные проекты
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Наш детский сад посещают дети разных национальностей: русские, буряты, украинцы, татары, армяне и т. д. Акцент делается на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни. Так родилась идея реализации проекта под общим названием
Тип проекта : взросло-детский, познавательно-речевой, творческий.
Проблема: В современном обществе, характеризующимся высокой активностью, душевными затратами, дефицитом человеческого тепла и внимания, теряется связь поколений, семья перестает быть крепостью и опорой для ее членов, забываются традиции, обычаи, прошлое. Постепенно ослабевает воспитательный потенциал семьи. А ведь еще древние педагоги считали, что воспитывать детей нужно в любви и уважении к родителям и почитании предков, растить будущего семьянина с малых лет. Очень хочется, чтобы ниточка, связывающая людей в семейных отношениях, была толстым канатом, способным удерживать весь род.
Актуальность: Воспитание гармонично развитой личности в новом Законе об образовании является приоритетным. Такое развитие возможно лишь в тесном взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьёй. В связи, с чем и возникла необходимость в разработке данного проекта по развитию семейных традиций.
Цель: углублять знания детей о составе своей семьи, родословной и семейных традициях.
Задачи: -уточнить и углубить знания детей о своих родственниках, родственных связях и членах семьи;
-дать детям представление о том, что каждая семья индивидуальна, имеет свою историю, традиции, интересы и устои;
-создавать условия поддержания интереса для успешного выполнения задания;
-развивать познавательно-поисковую активность детей;
-обогащать детско-родительские отношения опытом творческой деятельности;
-развивать речевые умения детей вести монолог и диалог, рассказывать о себе, своей семье, используя свой личный опыт;
-воспитывать любовь и уважение к своим близким.
Продолжительность проекта : один месяц.
Участники проекта : дети старшей группы, их родители, воспитатель группы.
Предположительные результаты: Данный проект поможет раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих родной поселок, их обычаях и традиций, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, формировать у них представление о себе и других как о личности. Воспитание чувства гордости у воспитанников за свою семью, любовь к каждому члену семьи; знание истории своей семьи, семейных традиций и праздников. Создание системы совместной деятельности: «ребёнок - педагог» и «ребёнок - родитель» по данной проблеме.
Предполагаю, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о традициях своей семьи и своего народа.
План реализации проекта.
1-й этап. Подготовительный.
Наименование мероприятия. Категория участников Продукты деятельности. Примечание.
Подбор и изучение литературы и материалов по теме проекта : "Маленькие открытия в моей большой семье" Воспитатель
Родители Список используемой литературы. (приложение №1)
Список детской художественной литературы рекомендуемой родителям. (приложение №2)
Организация выставки детской художественной литературы. Родители
Воспитатель Выставка детской художественной литературы (приложение №3)
Разработка плана тематической недели по теме: "Семья" Воспитатель Приложение №4
Консультация для родителей: «Роль семейных традиций в воспитании детей» Воспитатель
Родители Приложение №5
2-й этап. Основной.
Наименование мероприятия Категория участников Продукт инновационной деятельности
Изготовление информационного листа для родителей: "Что в имени моем. " Воспитатель Приложение №6
Беседы с детьми о семье и семейных традициях. Дети
Воспитатель Приложение №7
Рассматривание презентации на тему: "Семейные реликвии" Дети
Воспитатель Приложение №8
Рассказы детей о своем генеалогическом древе. Дети
Воспитатель Приложение №9
Организация совместной игровой деятельности детей. Дети
Воспитатель Приложение №10
Продуктивная деятельность детей. Декоративное рисование "Подарок бабушке". Дети
Воспитатель Конспект
Приложение №11
Продуктивная деятельность. Аппликация "Птица счастья". Дети
Воспитатель Конспект
Приложение №12
Продуктивная деятельность. Лепка "Мамочка моя" Дети
Воспитатель Конспект
Приложение №13
3-й этап. Презентация проекта.
Мини-рассказы родителей на тему: "Почему вы назвали ребёнка именно таким именем". Родители
Воспитатель Приложение №14
Семейный вечер стихов. Родители
Дети
Воспитатель Приложение №15
Конкурс "Ласковое обращение" Родители
Дети
Воспитатель Приложение №16
Дети дарят подарки своим членам семьи. Дети
Родители
Воспитатель Приложение №17
Приложение №1.
Список используемой литературы.
1."Дошкольное образование" №2, 2008 г. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Организация проектной деятельности в детском саду.
2. Захарова, Костина: "Проектная деятельность в детском саду : родители и дети". Школьная пресса,-2010 год.
3. Штольц Х. "Дети и семейный конфликт". М., 2000 г.
4. Астахов П. А., Я и семья. – М. : Эксмо, 2009. – 96с. : ил. – (Детям о праве).
5. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008.
-207 с.
6. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н., Краснощекова Г. В., Подопригора С. П., Полынова В. К., Савельева О. В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
7. Гуров В. Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М. : Педагогическое общество России, 2003.–160с.
8. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- 96с.
9. Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 143с., ил.
Краснощекова Н. В., Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007. – 251с. – (Школа развития)
10. Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007. – 48 с.
11. Оберемок С. М. Проектирование в образовании. Комплексный проект модернизации образования Новосибирской области: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2009. – 45 с.
Приложение №2.
Список детской художественной литературы, рекомендуемой родителям для чтения детям.
1. Стихотворения из сборника "У чёрной вороны белые дети. "
2. Д. Непомнящая "Мама для мамонтёнка"
3. Бр. Гримм "Птица Найденыш"
4. Э. Успенская "Простоквашино"
5. Русская народная сказка "Репка"
6. Д. Хаворд "Мамина любовь"
7. Русская народная сказка "Три медведя"
8. Ш. Перро "Красная шапочка"
9. С. Капутикян "Моя бабушка"
10. Р. Гамзатов "Мой дедушка"
11. Ю. Яковлев "Мама"
12. Е. Благинина "Вот такая мама"
13. А. Лопатина "Беседы и сказки о семье"
14. Я. Аким "Родня"