Гордеева Марина
Конспект занятия «Семейные посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : Семейные традиции.
Цель: Создать условия для воспитания уважительного отношения к наследию русского народа.
Задачи:
1. Знакомство с наиболее распространенными семейными традициями.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
3. Воспитывать уважительное отношение к наследию народной культуры.
Оборудование: мультимедийка; семейное генеалогическое древо; оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом»; самовар, выпечка; карандаши, плакат, рисунки;
Сценарный план занятия.
Темочки:
1. Вводная часть. - постановка целей, задач.
2. Основная часть. - актуализация знаний; - рассказ-беседа о семейных традициях русского народа;
3. Заключительная часть. - систематизация детьми полученных знаний.
Ход занятия.
1. Вводная часть. - Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о традициях разных народов. Сегодня мы продолжим разговор о традициях, но уже семейных. На занятии, мы рассмотрим только самую малую часть тех традиций, которые существуют в современных семьях и сопоставим их с традициями в крестьянских семьях. Семья, ребята, является для человека самым важным в жизни. У каждого из вас в будущем будет своя семья, и я надеюсь, что каждый из вас перенесёт в свою семью те традиции, о которых мы будем сегодня говорить, и в вашей семье будут прочные и надёжные традиции. И так тема нашего занятия «Семейные традиции».
2. Основная часть. - Давайте вспомним, что же такое «традиция»? - У каждого народа, у каждой семьи есть свои традиции. О каких традициях разных народов вы узнали на прошлом занятии? - Как вы думаете, эти традиции народов можно назвать семейными?
- Почему? - Ребята, а как вы думаете, все семьи одинаковые? - Да, разные. А чем они отличаются? (Привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.) - Да, верно, многим отличаются семьи и в том числе традициями, тем, что передается из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. На Руси вплоть до 40-х годов 20 века считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Высшие сословия русского общества непременно изучали свою родословную, но и в крестьянских семьях существовала эта традиция. Эта традиция возвращается в семьи. В нашей семье тоже есть генеалогическое древо нашей семьи, которое расположено у нас в семейном музее. - Наша семья пополнилась новыми ребятами, поэтому им необходимо рассказать об этой традиции, кто ознакомит их с этой традицией? - К нам в семью прибыли новые ребята, поэтому их фотографии, мы сегодня тоже расположим на нашем генеалогическом древе. - Прошу каждого из вас расположить свою фотографию на древе. - Сейчас наше древо содержит фотографии всех выпускников и всех жильцов этой семьи. - Ребята, как вы думаете, чем отличается традиция составлять родословную сейчас от наших предков? (оформлением). - Раньше велись родословные книги. Там содержались родословные княжеских и боярских фамилий, представители которых занимали высшие должности в государственном и военном аппарате. Родословные книги появились в 40-е годы 16-го столетия. - Как сегодня можно оформить родословную? (альбомы, эскизы деревьев). - Ребята, а здесь у нас расположена фотовыставка «Загляните в семейный альбом». - Как вы думаете, почему она здесь? -С какой связана традицией? (собирать и хранить семейные фотографии). - С 1829года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей. На нашей выставке «Загляните в семейный альбом» представлены фотографии из ваших семейных альбомов. - Расскажите, чем дороги вам эти фотографии?
- Сейчас мы проведём конкурс на самую интересную и весёлую фотографию. Возьмите в руки жетончики, которые лежат у вас на столах, и напишите номер той фотографии, которая вам понравилась больше всего. - Посчитайте, каких номеров больше. - Чем вам понравилась эта фотография? - Итак, фотография … понравилась вам больше всех. За это мы вручаем ему фотоальбом и желаем ещё много таких же интересных фотографий. - Как вы думаете, чем современная традиция хранить фотографии отличается от этой же традиции в крестьянских семьях? (качество фотографии, способы хранения). - Кроме традиции собирать и хранить фотографии во многих семьях существует традиция хранить старые вещи. Эта замечательная традиция есть во многих семьях. Известно, что одним из предметов, которым особенно гордился А. С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти никогда не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям. Старинные вещи хранят в бабушкиных сундуках. Вот и у нас он такой расписной и красивый. Какие же тайны хранит этот сундук? (достаём из сундука вещи). - Чья это вещь? Что ты можешь о ней рассказать? - А кому принадлежала эта вещь? Для чего служила эта вещь? - Как вы думаете, почему же мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги нам как память. - Мы сегодня много говорим о семейных традициях, и такая традиция как справлять дни рождения пришла к нам тоже издревле. В старину, ребята, отмечали не дни рождения, а именины. Дело в том, что при рождении человеку присваивали имя святого, в день которого он родился. Святой, как считалось, являлся небесным покровителем человека. Празднование именин было доброй традицией в каждой семье. Некоторые люди старшего поколения и сейчас отмечают именины, считая их днём более значимым, чем день рождения. В этот день рассылали гостям именинные пироги. Во время праздничного ужина гости подносили имениннику подарки: отрезы материи, деньги, игрушки. Была и такая традиция: за столом над головой именинника разламывали пирог с кашей. Считалось, что жизнь в течение года будет счастливее, если просыплется больше каши. Чтобы удача не оставляла именинника, нужно было разбить нарочно, специально какую-нибудь посуду. - Скажите, какие традиции существуют в нашей семье при праздновании дней рождения? - Какие ещё традиции тесно вошли в жизнь нашей семьи?
- Отмечать семейные праздники тоже традиция. Какие праздники отмечаем мы в семье? - Для чего нужно отмечать семейные праздники? Семейные праздники делают семью более крепкой и дружной. Творческая работа. - Подводя итог нашему занятию, я предлагаю вам составить коллаж, об одной из семейных традиций. Возьмите на столе файл с рисунками о той традиции, о которой вы хотите составить коллаж. В коллаж вы можете добавить свои рисунки, добрые слова о семейных традициях. Работу вы должны будете представить с комментариями, защитить.
3. Заключительная часть. - Сегодня мы много говорили о разных семейных традициях. - О каких традициях мы сегодня говорили на занятии? - Что нового вы узнали о семейных традициях? - Для чего же они нужны? (Чтобы было интересно, весело, чтобы семья была крепкой и дружной). -Ребята, в нашей семье есть замечательные традиции Мне бы хотелось, чтобы вы стали продолжателями традиций нашей семьи, в будущем, когда у вас будет семья. Ведь очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное - они нужны, чтобы укреплять семью. - Мы живём в большой семье, и у нас уже давно сложилась традиция семейного чаепития. И сегодня мы ее не будем нарушать. Мы будем пить чай. Это тоже добрая традиция. А более подробно о традиции семейного чаепития мы познакомимся на следующем занятии. Дорогие ребята, приглашаю вас к нашему столу.
(начинается чаепитие)