Папки-передвижки

Конспект занятия по кубановедению «Кубанские посиделки» (1 фото)

Элла Колосова
Конспект занятия по кубановедению «Кубанские посиделки»
▼ Скачать +Заказ

Название проектной задачи: Конспект занятия.

Занятие: Кубановедение

Группа: Подготовительная

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел): Воспитанники должны в совместной деятельности с родителями подготовить костюмы, подготовить предметы, иллюстрации к сюжетам. Уметь применять народные пословицы и поговорки. Использовать музыкальные или фольклорные формы сопровождения, научить анализировать документы, делать сообщения, отделять главное от второстепенного, работать народными поговорками, картинами.

Публикация «Конспект занятия по кубановедению „Кубанские посиделки“» размещена в разделах

Сотрудничество членов группы в ходе выполнения задания. Знания, умения способы действия, на которые опирается задача: Используя полученные знания на занятии передавать чувство любви, уважения, гордости к предкам, их жизни, быту, занятиям.

Общеучебные умения: Работа в группах, взаимопомощь в решении поставленных вопросов.

Планируемый педагогический результат (указать конечный продукт): Демонстрация детьми полученных знаний. Владение понятиями: "казачий язык", традиционная народная культура, художественная культура, башлык, бешмет, черкеска. Охарактеризовать традиционную народную и художественную культуры, развитие просвещения, науки, здравоохранения. Развитие творческих способностей детей.

Способ и формат оценивания результатов работы: Взаимопроверка рабочих групп, оценка выступающих детей аплодисментами зрителей.

Методическое обеспечение (учебные пособия, автор, оборудование, материалы: УМК «Детство», Буклеты «Поговорки казаков», картины зданий начала ХХ века, портреты выдающихся деятелей, предметы быта, фотографии жилищ, костюмов, документы. Дополнительная литература. Заранее было дано сообщение "Просвещение Кубани в ХХ веке", "Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920 г. ", стр. 554-565.2. "Музеи" (источник тот же, стр. 566-567, Трехбратов Б. А., Бодяев Ю. М. 3. "Периодическая печать" (источник тот же, стр. 570-573. "Хрестоматия по истории Кубани" Краснодар, 1975 г., стр. 242

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Цели занятия:

1. Введение в новое знание.

2. Ознакомление с традиционной народной культурой Кубани.

План:

1. Организационный момент.

2. Погружение в тему.

3. Казачьи игры.

4. Работа на листке формата А4.

5. Итог занятия.

6. Слово родителям.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

2. Погружение в тему.

Здесь и в песнях казачий размах и полет,

И в свершеньях масштабы российские,

На Кубани живет богатырский народ,

И дела у него богатырские.

В. С. Подкопаев

Начинается занятие с просмотра фильма (воспитатель включает мультимедийный слайд фильм).

Казачья усадьба – подворье. Жилье из двух хат: "малая хата или кухня" и "великая хата или чистая половина". Ограды из глины, плетня, камыша. Обязательны хозяйственные постройки. Запашная земля за станицей. Крыша хаты – из камыша, соломы, редко из железа, хата обмазана глиной, белилась. В подворье колодец, летняя печь, "свежой угол", горка, комод, сушук, рушники, фотографии.

Выходят заранее подготовленные воспитанники подготовительной группы.

Рассмотреть на занятии предметы быта: рушники, ложки, прялку, станы – ткацкие станки, пряхи – прялки, салатолки – ступки с пестиком, блюда, богонки, корыта, макитры – горшки для приготовления и хранения хлеба, глечики – для молочных продуктов.

Ребенок 1: Кубань является уникальным регионом, где соединились в одно целое элементы культур южнорусских, восточно-украинских и других местных народов.

Ребенок 2: Большая часть современных казачьих поселений Кубани возникла в 18-19 веках при освоении новых земель. Черноморские станицы заселились в основном украинским населением, а линейные станицы – русским населением.

Ребенок 3: Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных рек, которые застраивались прямыми и широкими улицами с центральной площадью и церковью посредине. Селения окружались рвом и земельным валом. Потом эти селения стали называться куренными селениями, а затем – станицами, как и в других казачьих войсках России. Линейные станицы не отличались строгой планировкой.

Ребенок 4: В станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными или саманными, крыши – четырехскатные под камышом или соломой. В линейных станицах жилища чаще всего – деревянные. Почти в каждой избе имелись русская печь и "красный" угол с иконой под рушником. На стенах висели фотографии – традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники.

Воспитатель: А вы знаете, дети, что казачья одежда различалась типами костюмов казаков? Были два типа костюмов: те, которые были у запорожцев и те, что носили в Донском войске. Сначала Черноморцы носили синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка, под которой надевался кафтан красного цвета. В дальнейшем была утверждена единая форма черноморцев – шаровары и куртка из синего сукна. Линейные казаки носили одежду черкесского образца. Но потом казачья форма черноморцев и линейцев стала одинаковой: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимой – бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Позднее все казаки стали носить обычный мундир.

А вот женская одежда различалась у казачек, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты – "кохточки".

Традиционная народная культура (слово воспитанникам)

Кубанская культура проявляется в языке. "Казачий язык возник на основе соединения разговорных стилей украинского, русского языков. Он речист, но откровенен, образен".

Раскрыть смысл слов (дети пользуясь буклетами знакомят с Кубанским диалектом)

Робыть – работать.

Придворье – подворье.

Худоба – домашнее животное.

Кучковаться – собираться вместе.

Кликать – звать.

Балакать – говорить.

Спивать – петь.

Рыготать – смеяться.

Щирый – добрый.

Гарный – красивый.

Дэбелый – здоровый.

Неслухянный – непослушный.

Ободранцы – неопрятные.

Поганцы – грязнули.

Дурноеды – дармоеды.

Лайцы – сквернословы.

Раскрыть значение поговорок: фронтальная работа с группой

На седьмом небе – очень рад.

Як банный лист – навязчивый человек.

Що з возу упало, щитай пропало – потерянного не найдешь.

Палку ткны – дэрэво вырастэ – означает плодородие земли.

Свинья калюжу найдэ – свинья грязь найдет.

Покиряэвэ тэлятко двух маток суэ сосэ – ласковый теленок двух маток сосет.

3. Казачьи игры.

Сценка.

Выходит царица «Екатерина».Зачитывает «Указ о создании города и Казачестве на Кубани». Рядом стоит ребенок в костюме Суворова.

Суворов:

- А теперь посмотрите Государыня, чем занимались мальчики на кубани в казачьих семьях.

- Каждый ребенок с 6-7летнего возраста, учился защищать родную землю.

Джигитовка на саблях. Два ребенка показывают приемы джигитовки.

- Как вы уже догадались наши ребята одеты в традиционную кубанскую одежду. Это:

(работа с терминологией)

Черкесска – верхняя одежда казака.

Бешмет – одежда казака.

Башлык – суконный головной убор в виде капюшона.

Спидныца – нижняя юбка.

Казачьи песни – это исторические, походные и военно-бытовые, лирические и обрядовые.

Прослушивание народной песни "Як работал я у пана у первое лето". Дети подпевают.

Разбор пословиц:

1 ребенок: Ходи больше, проживешь дольше.

2 ребенок: Землю родимую, как мать любимую.

3 ребенок: Врасплох и медведь труслив.

4 ребенок: Берись дружно, нэ будэ грузно.

5 ребенок: Богатырская рука однажды бьет.

6 ребенок: То не казак, шо поборов, а той, шо вывернулся.

7 ребенок: Бой отвагу любит.

8 ребенок: Назад тике раки лазять.

9 ребенок: Нэ той правей, хто сильнэй, а той, хто честнэй.

10 ребенок: Кто драку затевает, тот чаще битым бывает.

11 ребенок: Гуртом и батька добрэ быты.

12 ребенок: Знание старого – сила молодого.

13 ребенок: Молодость плечами крепка, а старость – головою.

14 ребенок: Казак без седла, что черкес без кинжала.

15 ребенок: Не давать коню тощать – в дороге не станет.

16 ребенок: Все можно отдать товарищу, кроме боевого коня.

17 ребенок: Лошадь – она и жизнь твоя; она и смерть твоя; она и счастье твое.

Дети рассуждают и объясняют смысл пословиц.

4. Работа над созданием образа «Царицы и казаков» при помощи рисунка.

Самостоятельная работа.

Воспитатель:

- А теперь я предлагаю Вам нарисовать традиционный кубанский костюм, сюжет «Императрица Екатерина» дети работают по выбору)

5. Итог занятия.

Рефлексия.

Воспитатель:

- Что нового Вы узнали на занятии?

- Чему научились?

- Что больше всего запомнилось?

6. Слово предоставляется приглашенным родителям (с комментированием)

Домашнее задание: особенности кубанского костюма. Изобразить проект кубанского костюма или фрагмент вышивки.

Конспект занятия по кубановедению «Кубанские посиделки»
Публикации по теме:

Циклограмма музыкального руководителя (1,5 ставки) Циклограмма музыкального руководителя: Понедельник: 8.00 – 8.30 – Утренняя гимнастика (музыкальное оформление); 8.30 – 9.00 – Подготовка.

Презентация «Спасители МЧС». К проекту «Спасатели вперед!»Презентация «Спасители МЧС». К проекту «Спасатели вперед!» В прошлом учебном году подготовительная группа работала над проектом «Спасатели вперед». Работа была проведена большая и интересная. Ребята.

Автор публикации:
Конспект занятия по кубановедению «Кубанские посиделки»
Опубликовано: 18 ноября 2014 в 09:30
+302Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по кубановедению «Кубанские посиделки»» (включая файлы) размещена пользователем Элла Колосова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 255.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД