Элла Колосова
Конспект занятия по кубановедению «Кубанские посиделки»
▼ Скачать +Заказ
Название проектной задачи: Конспект занятия.
Занятие: Кубановедение
Группа: Подготовительная
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел): Воспитанники должны в совместной деятельности с родителями подготовить костюмы, подготовить предметы, иллюстрации к сюжетам. Уметь применять народные пословицы и поговорки. Использовать музыкальные или фольклорные формы сопровождения, научить анализировать документы, делать сообщения, отделять главное от второстепенного, работать народными поговорками, картинами.
Публикация «Конспект занятия по кубановедению „Кубанские посиделки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Посиделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Сотрудничество членов группы в ходе выполнения задания. Знания, умения способы действия, на которые опирается задача: Используя полученные знания на занятии передавать чувство любви, уважения, гордости к предкам, их жизни, быту, занятиям.
Общеучебные умения: Работа в группах, взаимопомощь в решении поставленных вопросов.
Планируемый педагогический результат (указать конечный продукт): Демонстрация детьми полученных знаний. Владение понятиями: "казачий язык", традиционная народная культура, художественная культура, башлык, бешмет, черкеска. Охарактеризовать традиционную народную и художественную культуры, развитие просвещения, науки, здравоохранения. Развитие творческих способностей детей.
Способ и формат оценивания результатов работы: Взаимопроверка рабочих групп, оценка выступающих детей аплодисментами зрителей.
Методическое обеспечение (учебные пособия, автор, оборудование, материалы: УМК «Детство», Буклеты «Поговорки казаков», картины зданий начала ХХ века, портреты выдающихся деятелей, предметы быта, фотографии жилищ, костюмов, документы. Дополнительная литература. Заранее было дано сообщение "Просвещение Кубани в ХХ веке", "Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920 г. ", стр. 554-565.2. "Музеи" (источник тот же, стр. 566-567, Трехбратов Б. А., Бодяев Ю. М. 3. "Периодическая печать" (источник тот же, стр. 570-573. "Хрестоматия по истории Кубани" Краснодар, 1975 г., стр. 242
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Цели занятия:
1. Введение в новое знание.
2. Ознакомление с традиционной народной культурой Кубани.
План:
1. Организационный момент.
2. Погружение в тему.
3. Казачьи игры.
4. Работа на листке формата А4.
5. Итог занятия.
6. Слово родителям.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
2. Погружение в тему.
Здесь и в песнях казачий размах и полет,
И в свершеньях масштабы российские,
На Кубани живет богатырский народ,
И дела у него богатырские.
В. С. Подкопаев
Начинается занятие с просмотра фильма (воспитатель включает мультимедийный слайд фильм).
Казачья усадьба – подворье. Жилье из двух хат: "малая хата или кухня" и "великая хата или чистая половина". Ограды из глины, плетня, камыша. Обязательны хозяйственные постройки. Запашная земля за станицей. Крыша хаты – из камыша, соломы, редко из железа, хата обмазана глиной, белилась. В подворье колодец, летняя печь, "свежой угол", горка, комод, сушук, рушники, фотографии.
Выходят заранее подготовленные воспитанники подготовительной группы.
Рассмотреть на занятии предметы быта: рушники, ложки, прялку, станы – ткацкие станки, пряхи – прялки, салатолки – ступки с пестиком, блюда, богонки, корыта, макитры – горшки для приготовления и хранения хлеба, глечики – для молочных продуктов.
Ребенок 1: Кубань является уникальным регионом, где соединились в одно целое элементы культур южнорусских, восточно-украинских и других местных народов.
Ребенок 2: Большая часть современных казачьих поселений Кубани возникла в 18-19 веках при освоении новых земель. Черноморские станицы заселились в основном украинским населением, а линейные станицы – русским населением.
Ребенок 3: Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных рек, которые застраивались прямыми и широкими улицами с центральной площадью и церковью посредине. Селения окружались рвом и земельным валом. Потом эти селения стали называться куренными селениями, а затем – станицами, как и в других казачьих войсках России. Линейные станицы не отличались строгой планировкой.
Ребенок 4: В станицах строились хаты в украинской или южнорусской традиции. Они были глинобитными или саманными, крыши – четырехскатные под камышом или соломой. В линейных станицах жилища чаще всего – деревянные. Почти в каждой избе имелись русская печь и "красный" угол с иконой под рушником. На стенах висели фотографии – традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники.
Воспитатель: А вы знаете, дети, что казачья одежда различалась типами костюмов казаков? Были два типа костюмов: те, которые были у запорожцев и те, что носили в Донском войске. Сначала Черноморцы носили синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка, под которой надевался кафтан красного цвета. В дальнейшем была утверждена единая форма черноморцев – шаровары и куртка из синего сукна. Линейные казаки носили одежду черкесского образца. Но потом казачья форма черноморцев и линейцев стала одинаковой: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимой – бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Позднее все казаки стали носить обычный мундир.
А вот женская одежда различалась у казачек, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты – "кохточки".
Традиционная народная культура (слово воспитанникам)
Кубанская культура проявляется в языке. "Казачий язык возник на основе соединения разговорных стилей украинского, русского языков. Он речист, но откровенен, образен".
Раскрыть смысл слов (дети пользуясь буклетами знакомят с Кубанским диалектом)
Робыть – работать.
Придворье – подворье.
Худоба – домашнее животное.
Кучковаться – собираться вместе.
Кликать – звать.
Балакать – говорить.
Спивать – петь.
Рыготать – смеяться.
Щирый – добрый.
Гарный – красивый.
Дэбелый – здоровый.
Неслухянный – непослушный.
Ободранцы – неопрятные.
Поганцы – грязнули.
Дурноеды – дармоеды.
Лайцы – сквернословы.
Раскрыть значение поговорок: фронтальная работа с группой
На седьмом небе – очень рад.
Як банный лист – навязчивый человек.
Що з возу упало, щитай пропало – потерянного не найдешь.
Палку ткны – дэрэво вырастэ – означает плодородие земли.
Свинья калюжу найдэ – свинья грязь найдет.
Покиряэвэ тэлятко двух маток суэ сосэ – ласковый теленок двух маток сосет.
3. Казачьи игры.
Сценка.
Выходит царица «Екатерина».Зачитывает «Указ о создании города и Казачестве на Кубани». Рядом стоит ребенок в костюме Суворова.
Суворов:
- А теперь посмотрите Государыня, чем занимались мальчики на кубани в казачьих семьях.
- Каждый ребенок с 6-7летнего возраста, учился защищать родную землю.
Джигитовка на саблях. Два ребенка показывают приемы джигитовки.
- Как вы уже догадались наши ребята одеты в традиционную кубанскую одежду. Это:
(работа с терминологией)
Черкесска – верхняя одежда казака.
Бешмет – одежда казака.
Башлык – суконный головной убор в виде капюшона.
Спидныца – нижняя юбка.
Казачьи песни – это исторические, походные и военно-бытовые, лирические и обрядовые.
Прослушивание народной песни "Як работал я у пана у первое лето". Дети подпевают.
Разбор пословиц:
1 ребенок: Ходи больше, проживешь дольше.
2 ребенок: Землю родимую, как мать любимую.
3 ребенок: Врасплох и медведь труслив.
4 ребенок: Берись дружно, нэ будэ грузно.
5 ребенок: Богатырская рука однажды бьет.
6 ребенок: То не казак, шо поборов, а той, шо вывернулся.
7 ребенок: Бой отвагу любит.
8 ребенок: Назад тике раки лазять.
9 ребенок: Нэ той правей, хто сильнэй, а той, хто честнэй.
10 ребенок: Кто драку затевает, тот чаще битым бывает.
11 ребенок: Гуртом и батька добрэ быты.
12 ребенок: Знание старого – сила молодого.
13 ребенок: Молодость плечами крепка, а старость – головою.
14 ребенок: Казак без седла, что черкес без кинжала.
15 ребенок: Не давать коню тощать – в дороге не станет.
16 ребенок: Все можно отдать товарищу, кроме боевого коня.
17 ребенок: Лошадь – она и жизнь твоя; она и смерть твоя; она и счастье твое.
Дети рассуждают и объясняют смысл пословиц.
4. Работа над созданием образа «Царицы и казаков» при помощи рисунка.
Самостоятельная работа.
Воспитатель:
- А теперь я предлагаю Вам нарисовать традиционный кубанский костюм, сюжет «Императрица Екатерина» дети работают по выбору)
5. Итог занятия.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Что нового Вы узнали на занятии?
- Чему научились?
- Что больше всего запомнилось?
6. Слово предоставляется приглашенным родителям (с комментированием)
Домашнее задание: особенности кубанского костюма. Изобразить проект кубанского костюма или фрагмент вышивки.