Бахинская Ю В
Семейное воспитание детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи семейного воспитания детей с нарушением ОДА (в своей основе являются общими задачами воспитания разносторонней гармоничной личности.
По мнению одного из основоположников развития основ семейного воспитания в России П. Ф. Каптерева, они включают:
1) воспитание самодеятельной личности, вытекающее из всестороннего и, по возможности, гармонического развития ее духовных и телесных сил;
2) развитие личности как члена общественного целого;
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
3) развитие личности лицом к лицу с природой и при помощи природы;
4) воспитание личности в сознании ее связи со всемирным бытием и его первоисточником.
Физическое развитие является важной частью общей системы воспитания и лечения детей с церебральным параличом.
Психическое и эмоциональное развитие, а также успешная социализация зависят от способности к движению и познанию таким образом окружающего мира и себя. Вопросы физического воспитания детей с ДЦП рассмотрены в работах отечественных авторов: М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой, Р. Д. Бабенковой, В. А. Бубновой и др.
Основной целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция двигательных нарушений. Большую роль в достижении данной цели играет семья.
Включаясь в единую общую программу развития и коррекции, семья решает следующие задачи физического развития ребенка с церебральным параличом:
• создание условий для развития двигательной сферы (нормализация режима сна и питания, закаливание ребенка, соблюдение общего двигательного режима, организация сенсомоторной среды,
• способствование общему двигательному развитию и коррекции нарушенных функций.
Большую роль в укреплении здоровья ребенка с церебральным параличом играет соблюдение режима, нормализация жизненно важных моментов – питания и сна. Без этого организм ребенка оказывается не готов к физической нагрузке в процессе выполнения специальных упражнений по развитию движений. Родителям следует постепенно приучать ребенка к определенному распорядку дня, начиная с раннего возраста. Для этого необходимо знать примерные нормы сна и целесообразные для детей разного возраста промежутки между приемами пищи.
Дети с церебральным параличом очень восприимчивы к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно верхних дыхательных путей. Низкая реактивность и адаптивность организма обусловлена поражением центральной нервной системы и малой двигательной активностью ребенка.
Ребенок с ДЦП чутко реагирует на различные погодные изменения. Ухудшение психофизического состояния (плаксивость, беспокойство, усиление непроизвольных движений, снижение аппетита, вялость, сонливость) ослабляет эффективность коррекционно-развивающей работы и отрицательно влияет на развитие ребенка в целом (Е. М. Мастюкова, 1991 г.). Закаливание организма ребенка с ДЦП является необходимым средством укрепления здоровья.
Соблюдение общего двигательного режима является необходимой составляющей всего физического развития детей с ДЦП. Родителям необходимо помнить о правильном положении ребенка во время кормления, одевания, купания и игры. Смена поз, которые подбираются в соответствии с его физическими особенностями, должна происходить примерно через 20 минут. По мере развития двигательных возможностей ребенка эти позы меняются. Недопустимо длительное пребывание малыша в положении сидя с согнутыми ногами, особенно если он плохо держит голову. Это может привести к формированию стойкой патологической позы и способствовать развитию сгибательных контрактур коленных и тазобедренных суставов.
Одной из основных задач семейного воспитания детей с ДЦП является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. Особое значение имеет ранняя стимуляция развития основных двигательных навыков.
Моторное развитие при ДЦП не просто отстает (т. е. не соответствует возрастным нормам, но и качественно нарушено на всех этапах овладения двигательными функциями.
Родителям необходимо знать последовательность развития основных двигательных навыков:
• удержание головы и развитие ее движений;
• выпрямление верхних конечностей и развитие опороспособности рук (опора на предплечья и кисти);
• развитие поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и обратно);
• развитие функции сидения и самостоятельного присаживания;
• развитие ползания на животе и четвереньках;
• развитие вставания на колени, затем на ноги;
• развитие самостоятельной ходьбы.
Развитие общих движений необходимо проводить постепенно. Вначале (ребенок пассивен) взрослый берет руки ребенка и ставит их в нужное положение или осуществляет ими какое-либо движение до тех пор, пока не почувствует активность со стороны ребенка, затем (ребенок пассивно-активен) частично помогает ребенку, когда это нужно, затем, продолжая стимуляцию движения, добивается самостоятельного выполнения его ребенком. Используя имеющиеся двигательные возможности как базовые, необходимо создавать или стимулировать более сложные движения.
Дети с нарушениями ОДА часто являются объектом насмешек сверстников, что может причинять им душевную боль и нанести глубокую психологическую травму. Чаще всего эти дети стеснительны, не уверены в себе и боятся проявлять инициативу в общении со сверстниками. Поэтому, от родителей требуется предельное внимательное отношение к душевному состоянию ребенка, всесторонняя помощь в решении его проблем и психологическая поддержка в трудных ситуациях.
Ребенок не должен чувствовать дефицит общения и любви, поэтому родители обязательно должны способствовать общению своего ребенка со сверстниками и сами давать ему как можно больше внимания и заботы. Также, большое внимание нужно уделить развитию талантов и способностей такого ребенка, ведь это поможет ему в будущем найти любимое дело, в котором он сможет самореализоваться, почувствовать себя самостоятельным и нужным другим людям.