Папки-передвижки

Семейное воспитание детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

Бахинская Ю В
Семейное воспитание детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать

Задачи семейного воспитания детей с нарушением ОДА (в своей основе являются общими задачами воспитания разносторонней гармоничной личности.

По мнению одного из основоположников развития основ семейного воспитания в России П. Ф. Каптерева, они включают:

1) воспитание самодеятельной личности, вытекающее из всестороннего и, по возможности, гармонического развития ее духовных и телесных сил;

2) развитие личности как члена общественного целого;

Публикация «Семейное воспитание детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах

3) развитие личности лицом к лицу с природой и при помощи природы;

4) воспитание личности в сознании ее связи со всемирным бытием и его первоисточником.

Физическое развитие является важной частью общей системы воспитания и лечения детей с церебральным параличом.

Психическое и эмоциональное развитие, а также успешная социализация зависят от способности к движению и познанию таким образом окружающего мира и себя. Вопросы физического воспитания детей с ДЦП рассмотрены в работах отечественных авторов: М. В. Ипполитовой, Е. М. Мастюковой, Р. Д. Бабенковой, В. А. Бубновой и др.

Основной целью физического воспитания является развитие двигательных функций ребенка и коррекция двигательных нарушений. Большую роль в достижении данной цели играет семья.

Включаясь в единую общую программу развития и коррекции, семья решает следующие задачи физического развития ребенка с церебральным параличом:

• создание условий для развития двигательной сферы (нормализация режима сна и питания, закаливание ребенка, соблюдение общего двигательного режима, организация сенсомоторной среды,

• способствование общему двигательному развитию и коррекции нарушенных функций.

Большую роль в укреплении здоровья ребенка с церебральным параличом играет соблюдение режима, нормализация жизненно важных моментов – питания и сна. Без этого организм ребенка оказывается не готов к физической нагрузке в процессе выполнения специальных упражнений по развитию движений. Родителям следует постепенно приучать ребенка к определенному распорядку дня, начиная с раннего возраста. Для этого необходимо знать примерные нормы сна и целесообразные для детей разного возраста промежутки между приемами пищи.

Дети с церебральным параличом очень восприимчивы к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно верхних дыхательных путей. Низкая реактивность и адаптивность организма обусловлена поражением центральной нервной системы и малой двигательной активностью ребенка.

Ребенок с ДЦП чутко реагирует на различные погодные изменения. Ухудшение психофизического состояния (плаксивость, беспокойство, усиление непроизвольных движений, снижение аппетита, вялость, сонливость) ослабляет эффективность коррекционно-развивающей работы и отрицательно влияет на развитие ребенка в целом (Е. М. Мастюкова, 1991 г.). Закаливание организма ребенка с ДЦП является необходимым средством укрепления здоровья.

Соблюдение общего двигательного режима является необходимой составляющей всего физического развития детей с ДЦП. Родителям необходимо помнить о правильном положении ребенка во время кормления, одевания, купания и игры. Смена поз, которые подбираются в соответствии с его физическими особенностями, должна происходить примерно через 20 минут. По мере развития двигательных возможностей ребенка эти позы меняются. Недопустимо длительное пребывание малыша в положении сидя с согнутыми ногами, особенно если он плохо держит голову. Это может привести к формированию стойкой патологической позы и способствовать развитию сгибательных контрактур коленных и тазобедренных суставов.

Одной из основных задач семейного воспитания детей с ДЦП является развитие двигательных функций ребенка и коррекция их нарушений. Особое значение имеет ранняя стимуляция развития основных двигательных навыков.

Моторное развитие при ДЦП не просто отстает (т. е. не соответствует возрастным нормам, но и качественно нарушено на всех этапах овладения двигательными функциями.

Родителям необходимо знать последовательность развития основных двигательных навыков:

• удержание головы и развитие ее движений;

• выпрямление верхних конечностей и развитие опороспособности рук (опора на предплечья и кисти);

• развитие поворотов туловища (переворачивания со спины на живот и обратно);

• развитие функции сидения и самостоятельного присаживания;

• развитие ползания на животе и четвереньках;

• развитие вставания на колени, затем на ноги;

• развитие самостоятельной ходьбы.

Развитие общих движений необходимо проводить постепенно. Вначале (ребенок пассивен) взрослый берет руки ребенка и ставит их в нужное положение или осуществляет ими какое-либо движение до тех пор, пока не почувствует активность со стороны ребенка, затем (ребенок пассивно-активен) частично помогает ребенку, когда это нужно, затем, продолжая стимуляцию движения, добивается самостоятельного выполнения его ребенком. Используя имеющиеся двигательные возможности как базовые, необходимо создавать или стимулировать более сложные движения.

Дети с нарушениями ОДА часто являются объектом насмешек сверстников, что может причинять им душевную боль и нанести глубокую психологическую травму. Чаще всего эти дети стеснительны, не уверены в себе и боятся проявлять инициативу в общении со сверстниками. Поэтому, от родителей требуется предельное внимательное отношение к душевному состоянию ребенка, всесторонняя помощь в решении его проблем и психологическая поддержка в трудных ситуациях.

Ребенок не должен чувствовать дефицит общения и любви, поэтому родители обязательно должны способствовать общению своего ребенка со сверстниками и сами давать ему как можно больше внимания и заботы. Также, большое внимание нужно уделить развитию талантов и способностей такого ребенка, ведь это поможет ему в будущем найти любимое дело, в котором он сможет самореализоваться, почувствовать себя самостоятельным и нужным другим людям.

Публикации по теме:

Коррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппаратаКоррекционная деятельность педагога в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата В работе с детьми, имеющие двигательные расстройства, встречаются легкие нарушения, такие как нарушения осанки, деформация грудной клетки,.

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Из опыта работы «Работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата» В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (5-7 лет.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Нестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими рукамиНестандартное оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата своими руками Предлагаю вашему вниманию оборудование сделанное своими руками для профилактики опорно-двигательного аппарата и пополнения предметно – развивающей.

Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» Стопа функционирует нормально как единый комплекс тогда, когда нагрузка, действующая на нее, полностью уравновешивается крепкими связками.

Памятка для родителей «Семейное воспитание» Дорогие родители! Хотим предложить вам сотрудничество по воспитанию ваших детей. Дети – самое дорогое, что мы имеем. Дети - наше будущее.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Стажерская площадка «Формирование когнитивных функций у детей с ЗПР средствами интерактивного оборудования»Стажерская площадка «Формирование когнитивных функций у детей с ЗПР средствами интерактивного оборудования» Современные технологии меняют подход к образованию и развитию. Дети адаптируются к новым тенденциям в несколько раз быстрее, чем взрослые.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейное воспитание детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Опубликовано: 22 марта 2021 в 21:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семейное воспитание детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата» (включая файлы) размещена пользователем Бахинская Ю В в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД