Сария Галеева
Обучение дошкольников элементарному музицированию
▼ Скачать + Заказать документы
Секреты музицирования
Только избранные имеют слух такой, как у тебя, я же имею только то,
что дал мне Бог.
Ты со своей музыкой забыл о главном… Что в груди неизбранных тоже
бьется сердце» (Том Жобим)
Аннотация: Элементарное музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. История музицирования так же длинна, как и само бытие музыки в человеке - его первые стремления выразить себя миру и найти гармонию были попытками музицировать. В музицировании он учился находить индивидуальные формы звукового общения – с миром и самим собой.
Публикация «Обучение дошкольников элементарному музицированию» размещена в разделах
Ключевые слова: элементарное музицирование, импровизация, Карл Орф, Орф-педагогика, Орф-инструменты.
В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, изменяются взгляды на десятилетиями существовавшее положение вещей. Особое звучание приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием. К ним, без, сомнения, относится и начальное музыкальное воспитание, призванное сыграть в жизни человека очень важную роль. Как и в любой другой области, здесь начальное воспитание часто определяет будущие взаимоотношения с музыкой.
Музыкальное воспитание в понимании общества перестало выполнять лишь узко специальную роль. Современная ситуация предъявляет к начальному воспитанию изменившиеся требования. Среди его задач появились и иные, отвечающие насущным запросам человека. Наиболее значимые из них можно определить следующим образом:
• создание условий, представление шанса каждому ребенку для поиска и выявления индивидуальных для него способов общения с музыкой;
• творческое развитие его природной музыкальности;
• высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений.
Современная музыкально-педагогическая практика, стремясь отвечать
актуальным запросам общества и подстраиваясь к реальным потребностям воспитанников, все чаще обращается к формам творческого музыкального общения, представляющим сегодня особую ценность и интерес.
Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним в первую очередь следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, потребность, а затем и умение находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.
Музицирование – это путь к воспитанию любителя музыки, не только завсегдатая концертных залов, но и участника любительских ансамблей, праздников, встреч. Музицирование воспитывает слушателя, который в минуты отдыха доверчиво впускает музыку в свои тайники, чтобы она навела там порядок и гармонию, успокоила смятение и дала надежду.
Для музыкальной педагогики музицирование - это практическая деятельность, а не абстрактно-интеллектуальная или «созерцательная». Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении или творении музыки. Он «добывает» музыку сам для себя, исполняет ее, а не только потребляет. В современном образовательном учреждении он может быть тем чудесным оазисом, где есть место для спонтанности и творчества, самовыражения, самопознания и невербального общения.
Действие, умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна еще древним китайцам, она непостижимо проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и не забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Действие выступает лучшей проверкой понимания. Очевидно, что самое первое — дошкольное музыкальное обучение целесообразно и необходимо строить, исходя из ведущего принципа педагогики «обучение в действии» : ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческих действий.
Есть дистанция огромного размера между ребенком, слушающим со стороны, как играет музыку педагог, и ребенком, играющим и тем более творящим эту музыку самостоятельно, пусть в его партии будет только один звук, им самим придуманный. Детям необходимо творить и перевеивать, чтобы понимать. Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта, им надо «попробовать» ее а порядке простого испытания, не «догадываясь о ней», а «пребывая в ней» — петь, играть на инструментах, танцевать, самому придумывать и изменять. По мнению современного немецкого педагога и замечательного музыканта В. Вюнша, духовный опыт человечества, запечатленный в музыке, «становится достоянием учащихся только в том случае, если они сами приступают к творческой воспроизводящей деятельности.
В процессе приобретения личного опыта творческого музицирования и обучения на его основе рано или поздно наступает момент, когда каждый ребенок и даже взрослый интуитивно, а затем сознательно начинает ощущать глубинную разницу между возможностью быть активным в музыке, желанием быть там лично как деятелю и тем, чтобы быть просто слушателем, Разница всегда ребенком трактуется в пользу активности. И этот выбор, кажется, делает сам организм. Его реакции необходимо доверять, потому что голоса-сигналы кричат изнутри: «Это хорошо, в самом деле! Никогда не сомневайся в этом».
Применение в работе с дошкольниками принципов педагогической системы выдающегося немецкого композитора Карла Орфа содействует расширению общего и художественного кругозора детей, общей и специальной культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса и творческого начала («для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка»).
Принципы педагогической концепции музыкально-педагогического труда «Орф-Шульверка» («Шульверк» в переводе с немецкого – «обучать в действии») :
1. «Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из ребенка» (И. Г. Песталоцци)
2. Принцип импровизации на основе синтеза музыки, речи и движения.
3. Использование фольклора – обязательное условие элементарного музицирования.
4. Введение в музыкальное воспитание детей специального инструментария, основу которого составляют штабшпили ( Орф-инструменты: металлофоны, ксилофоны, глокеншпили, а также ударные и духовые инструменты.
5. Учет индивидуальных особенностей детей
6. Элементарное музицирование как психотерапия.
Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания Карла Орфа: «каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» Суть идеи К. Орфа – познание музыки через активное музицирование, которое соединяет речь, музыку и движение. Данная система представляет большой интерес, так как обладает рядом несомненных достоинств:
• для организации музыкальных занятий с использованием элементов системы К. Орфа не требуется специального музыкального образования;
• система обладает необходимой универсальностью, экономичностью, гибкостью, позволяющей сочетать ее с различными методиками, высокой адаптивностью к различным национальным условиям, дает возможность использования лучших образцов народной культуры;
• «элементарное музицирование» учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, предполагает взаимодействие людей, которые обладают разными навыками, потребностями, способностями;
• создает потенциал для развития дальнейшей творческой деятельности, как детей, так и педагогов.
«Будем играть на инструментах, танцевать и аккомпанировать себе, придумывать музыкальную сказку или озвучивать стихи» — все эти формы вызывают азарт и восторг, дают эмоциональный всплеск, без которого нет музыки вовсе. Дети от них не устают, потому что являются деятелями, а не сторонними наблюдателями или слушателями. Они внутри музыки, а не снаружи ее.
У детской музыки, которую малыши импровизируют или даже сочиняют, нет бытия во взрослом мире, на нее лишь в незначительной степени распространяются наши представления о прекрасном. У нее есть главный смысл – прикладной, элементарная музыка помогает детям изучать и исследовать мир, а также свое к нему отношение через музыкально-творческую деятельность.
Список литературы
1. Келлер В. «Шульверк» Орфа, его международное значение. Серия «Музыкальное воспитание в современном мире». - Москва, 1970 -
2. Леонтьева О. Карл Орф. М. : Музыка, 1984
3. Материалы семинаров по элементарному музицированию детей : Варна – Екатеринбург. 1992
4. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Под общей редакции Л. Беренбойма. Серия «Музыкальное воспитание XX века». М. : Советский композитор, 1978