Наталья Смирнова
Конспект семинара-практикума «Секреты детской мотивации»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект семинара- практикума «Секреты детской мотивации».
Цель семинара : Способствовать психологическому просвещению родителей по вопросу формирования и развития детской мотивации.
Задачи семинара- практикума :
• Расширить знания родителей о мотивационной сфере, о её формировании у дошкольников.
• Познакомить с эффективными психологическими техниками развития мотивации.
• В совместной деятельности сформулировать практические советы по повышению мотивации у детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Семинар, практикум
- Темочки
• Способствовать повышению компетентности родителей в вопросах воспитания и образования своих детей.
Слайд 1. Секреты детской мотивации.
Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть вас в нашем уютном зале на семинаре- практикуме «Секреты детской мотивации».
Фронтальный опрос.
Задумывались ли вы о том, почему я или мой ребёнок чего- то не хочет делать? Связывали ли вы это с мотивацией? Предлагаю вам проголосовать. У вас есть 3 цветных карточки:
• Зелёный- «Да, задумывалась, для меня это актуально»
• Синий- «Да, но не связывал это с мотивацией»
• Красный «Нет, не задумывался»
Резюмируем итоги.
Упражнение: «Что не хотят делать дети?»
Цель упражнение: Выявление проблемных ситуаций в детско- родительских отношениях.
Что чаще всего дети не хотят делать? (команды должны придумать 3 варианта и записать их на заранее приготовленных полосках)
Озвучиваем и прикрепляем на доске
Как вы думаете почему?
Даём определение мотивации.
Теоретический блок «Что такое мотивация».
Слайд 2. Определение мотивации.
Мотивация — это система стимулов, которые управляют деятельностью человека, побуждая его делать или не делать что либо.
Мотив — это некий обобщенный образ: образ материального предмета или образ идеальный, воображаемый, но всегда имеющий для конкретного человека ценность.
Слайд 3. Ассоциация с автомобилем и бензином в нём.
Мы говорим, что мотивация — это бензин, а наш организм машина с двигателем внутреннего сгорания. Есть принципиальная разница между разными двигателями разных машин, например, жигули будет сложно состязаться с автомобилем «Формула-1» по скорости на трассе, но в чем, собственно, сила и ясность образа: обе такие машины одинаково
стоЯт, если они не заправлены. Только при наличии бензина становятся важными прочие параметры автомобиля: при его отсутствии все автомобили равны, поскольку не двигаются. Иначе говоря, вы можете иметь очень развитый мозг, тренированные психические функции, но при отсутствии мотивации вообще никак не продвинуться в выбранном виде деятельности, а другой человек, с весьма и весьма средними способностями, но с наличием пусть даже не очень сильной, но устойчивой мотивации, продвинется и обгонит всех.
Слайд4. Виды мотивации.
Классификация мотивации на постоянную (устойчивую) и временную (неустойчивую) тоже очень полезна, особенно в вопросах, связанных с обучением. Устойчивая мотивация -такая мотивация, мотивы которой привязаны к потребностям личности. Неустойчивая мотивация, напротив, требует постоянного подкрепления. Если говорить о мотивации к обучению, то у абсолютного большинства детей и подростков, с которыми мы имеем дело, мотивация к обучению —это неустойчивая мотивация
Существует разделение мотивации по форме подкрепления: отрицательная и положительная. Положительная – это когда ребёнка хвалят, одобряют. Поощряют. Отрицательная- даётся негативна оценка действиям.
Мотивация бывает внешняя и внутренняя. Различаются они тем, где лежат мотивы : внутри человеческой личности или за ее пределами, в окружающей среде.
Слайд 5. Классификация мотивов.
Мотивы (а мы помним, что они должны быть достаточно конкретны, чтобы сыграть на поле мотивации) у людей могут быть довольно разными, и классификаций этих мотивов существует очень много. Выделяя общее в работах разных людей, можно выделить следующие группы мотивов. Вы их видите на слайде.
Слайд 6. Особенности мотивации детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте у детей есть следующие виды мотивации : процессная, игровая, мотивация подкрепления, соревновательная. Остановимся подробнее на каждом из этих видов мотивации.
Слайд 7. Процессная мотивация.
Группа мотивов, связанных с процессом. Бывает так, что мы увлекаемся какой то деятельностью не потому, что нас настойчиво к этому принуждают, не потому, что за выполнение какой то работы нам обещают «золотые горы», а потому, что деятельность интересна нам сама по себе. То есть мы увлекаемся процессом ее выполнения, и внешние стимулы становятся глубоко вторичны, не важны. Это значимая группа мотивов, поскольку она позволяет существенно экономить «топливо» нашей мотивации, а часто и дозаправляться этим «топливом» от деятельности, чтобы тратить его на что то, что увлекает гораздо меньше. В раннем возрасте мотивация у ребенка в основном процессная поскольку заниматься неинтересным делом он не может органически. В силу этого включение в деятельность возможно исключительно через игру или подражание деятельности взрослого. И даже эта мотивация является неустойчивой, поскольку для этого не сформированы психические функции, и в первую очередь внимание. Непроизвольное внимание есть у нас с самого рождения, а вот произвольное формируется уже в ходе жизни. Постепенно ребенок вырабатывает в себе устойчивое внимание. Наиболее интенсивно эта работа происходит в промежутке между 3 м и 7 м годами, и примерно с этого же момента можно говорить о том, что ребенок может удерживать мотивацию к какой либо деятельности. Помимо игры и подражания в этот период подключаются два вида мотивации, использующие желание ребенка общаться и поддерживать отношения с родителем или другим взрослым: «Помоги мне» и «Научи меня». При этом мотив «Научи меня» позволяет удивительным образом переключать внимание ребенка. Например, когда ребенок капризничает, можно сказать: «Ой, что то я забыл, как подметать пол, делать башенку из кубиков, как бегать за кисой.» или еще что нибудь в этом духе. В результате ребенок моментально забывает про свои капризы и начинает учить своего папу или маму, как это делать. Возникает ощущение, что у детей обучение других — это инстинкт, которому они следуют с удовольствием.
Слайд 8. Мотивы, сформированные подкреплениями.
Мы с вами уже разобрали, что подкрепления бывают положительные и отрицательные. Предлагаем вам упражнение «бумажный человечек».
УПРАЖНЕНИЕ "БУМАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК"
Цель упражнения: осознание родителями значимости критикующих и поддерживающих фраз для эмоционального благополучия детей и взрослых.
Возьмите чистый лист бумаги формата А4 (желательно для рисования или черчения, чтобы был более плотным, обычный для принтера тоже подойдет) и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.
Рассмотрите вашего человечка. Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его "ругать" : "Кривой какой-то!" ,"Косой", "Некрасивый", "Надо быть лучше", "Ноги короткие". Подумайте, что он не умеет? и т. д.
После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько "заутюживайте" его ногтем. Как-то так: ругнули- завернули, ругнули - завернули.
Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Посмотрите, до какого состояния ваш человечек докрутится, полностью или на половину.
Если пофантазировать, то как думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек?
Кто -то хочет поделиться?
Мы можем предположить, что на самые бестолковые, тревожные и неэффективные действия, или вообще откажется от любых действий.
Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили - отвернули, похвалили - отвернули.
Получилось?
Это упражнение как правило, помогает прочувствовать и осознать следующее:
1) мы ругаем себя и других не потому что это полезно и помогает, а потому что это легко и привычно;
2) поддерживать бывает сложнее, чем ругать.
А ещё оно наглядно показывает, как вредно отрицательное подкрепление какого- либо действия.
Негативные мотивы запоминаются лучше, чем позитивные, и соответственно, ребенок, которого один раз заставили что то делать с использованием страха, стыда или вины, а потом много раз мотивировали при помощи различных вариантов положительной мотивации, запомнит тот самый один раз, и в его картине мира ситуация будет выглядеть, как «меня постоянно принуждают».
Использование мотивов поощрений — действенный инструмент на
определенном уровне развития ребенка, однако важно понимать, что
взрослый человек, не освоивший другие способы мотивации, вряд ли
сможет быть эффективным хотя бы в чем то, не говоря уже о том, чтобы
быть просто счастливым.
Следующий вид мотивации для ребёнка - это игровая мотивация.
Слайд9. Игровая мотивация.
Вы наверняка знаете, что ведущим видом деятельности (т. е. деятельности в которой ребёнок лучше всего развивается) для ребёнка дошкольного возраста является игра. Игра может быть отличным способом развития психических процессов.
Упражнение «Обыграй ситуацию».
Цель упражнения: Обменяться опытом решения практических ситуаций с другими родителями. Найти эффективные способы решения проблемных ситуаций.
Команда родителей выбирают ситуации из упражнения «Что не хотят делать дети?» Просим придумать командам игровые способы решения этой ситуации. Потом команды по очереди рассказывают или разыгрывают ситуацию. (5-7 минут).
Слайд 10. Соревновательные мотивы.
Группа соревновательных мотивов, мотивов достижения. С одной стороны, очевидно, что стремление кого то «догнать и перегнать» -это естественное стремление не только конкретного человека, но и группы людей. С другой избыточная сосредоточенность на соревновательных мотивах может привести к не желательным последствиям. Психологическим проблемам от навязчивого сравнения себя с другими людьми. Для правильного использования этой группы мотивов надо понимать, что соревновательная мотивация может быть как внешняя, так и внутренняя. В первом случае, когда соревновательный мотив является внешним, человек сравнивает себя с другими, и ценность результатов своей деятельности связывает с результатами деятельности «соперников». Во втором случае, когда соревновательный мотив оказывается внутренним, человек оценивает свою деятельность, сравнивая с собой же. Детям дошкольного возраста не рекомендуются соревновательные игры до 4 летнего возраста, но и в более старшем возрасте многие дети бояться проиграть, испытывают много негативных эмоций по поводу проигрыша. Но для школьного обучения важно, чтобы ребёнок научился проигрывать. Для того чтобы у него была мотивация улучшить свои результаты.
Слайд 11. Как работает детская мотивация.
Детская мотивация работает по достаточно простой схеме. Возникает интерес — пробую — получается — положительное подкрепление — новый виток интереса. Если на одном из звеньев происходит разрыв, вся цепочка рвётся, интерес пропадает.
Давайте рассмотрим пример разрыва цепочки.
Реальная история. Мальчик не мог сам выполнять задания логопеда. Он постоянно отвлекался, в результате дело затягивалось надолго, да и результат был не очень.
В чем проблема и как тут можно помочь? Задача «выполнить задания» слишком большая для ребёнка с неустойчивым вниманием. В результате цепочка разорвана. Значит, надо нарезать ему эту работу на съедобные кусочки. Мама заводит таймер на 15 минут и все это время молча сидит рядом с ребенком. Мальчик видит, что сидеть осталось совсем недолго, и тиканье стрелок само напоминает ему о том, что надо делать дальше. Ровно через 15 минут таймер звонит, ребёнок бежит на кухню, пять минут прыгает под музыку, а потом возвращается к заданию. Мама не уговаривает, не заставляет. При такой смене деятельности ребёнок не устаёт, у него получается, и мотивация к выполнению задания повышается.
Поддержка внутренней мотивации.
Человек, например, хочет играть на скрипке. Но лень заниматься по часу в день, опускаются руки при трудностях. А успехов (вот этого «сделал!») пока нет — до концертов еще не рукой подать. Как быть? Поддержка внутренней мотивации состоит в том, чтобы человек постепенно научился получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую пьесу, и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо. И тут простор для нашей фантазии: и рассказы про великих, у которых тоже не всегда получалось, и истории из собственной жизни, и создание атмосферы, и слушание музыки, и разговоры «вокруг» нее. Постепенно начинает формироваться образ «себя-скрипача» (необязательно потом становиться музыкантом, но пока ты играешь — ты скрипач). То есть внешнее становится внутренним и уже как-то неловко, когда сегодня не позанимался или кота не обслужил.
Родительская задача так же проста, как схема — не допустить разрыва ни на одном из этапов, сохранив и преумножив возникший интерес.
Слайд12. Платформа успешности.
Вот ещё несколько способов замотивировать ребёнка.
Правило «зелёной ручки»
Впитавшаяся в нашу кровь красная учительская паста заставляет нас указывать на ошибки, неточности и недостатки, тогда как действовать должно «правило зелёной ручки». Чем вносить исправления «красной ручкой», лучше отметьте «зелёной ручкой» то, что получилось у ребёнка лучше всего. Даже если не получилось пока ничего, обязательно обратите внимание на то, что «ты научился правильно держать ручку — значит, скоро получатся и буквы!». Не надо бесконечных «молодцов» и «хорошо», найдите что-то конкретное, что можно оценить. Хоть что-нибудь! «Ты уже правильно разрезаешь по ровной линии». «Мне нравится, как ты смешиваешь краски». «Ты хорошо чувствуешь ритм». Отмечайте каждое новое достижение.
«Камушки успеха»
Мы выбираем любую тему, любой критерий, который важно подтянуть или поощрять. Что бы он зафиксировался у ребёнка и стал для него нормой. Сейчас мы будем хвалить ребёнка и поощрять камушками какое -то поведение, которое нам нравится, начиная от поведения, успехов на уроках, настроения, очень широкий диапазон того что вы хотите усилить у ребёнка. Прошла неделя, давай подведём итоги этой недели. Жёлтые камушки - это как быстро ты утром одевался в садик. (ребёнок отвечает)4 камушка кладём в банку и хвалим ребёнка. Зелёненькие камушки – это как ты убирал игрушки. В понедельник и в среду ты без напоминания сам убрал свои игрушки, вот тебе 2 камушка. Красные камушки - это как ты выполнял задания логопеда. Молодец, ты выполнял их очень хорошо, вот тебе 5 камушков. Когда набирается достаточное количество камушков, ребёнок может выбрать приз (зоопарк, театр, или ещё что- то). Можно в конце дня подводить итог, а не в конце недели. Эта техника очень мотивирует, структурирует. Подводит итоги, даёт обратную связь, даёт поддержку и вдохновляет ребёнка.
«Доска мотивации»
Как без усилий привить ребенку хорошие привычки и научить с радостью выполнять домашние дела? Доска мотивации вырабатывает стремление выполнять домашние дела, формирует полезные привычки. Можно повесить доску на видное место и отмечайте выполненные дела магнитом – звездочкой, поощряйте ребенка за выполненные задания в конце недели.
Каждый день у ребенка есть определенные дела: "Я ставлю чистую посуду на место"; "Я одеваюсь"; "Я готовлю одежду на завтра"; "Я сплю всю ночь в своей кровати"; Я делаю домашнее задание"; "Я не говорю плохих слов" и другие. Они прописаны на магнитиках. Каждое дело сопровождает иллюстрация (если ребенок не читает). Доска разбита по дням недели. Выполнил дело - ставишь магнит-звездочку. Если заполнил все поля, в конце недели получаешь поощрение!
Уважаемые родители! Наш семинар- практикум подходит к концу. И для нас очень важна обратная связь от вас. Предлагаем вам сделать это яблоко спелым. Для этого напишите свои впечатления о проделанной работе, ответив на любой из этих вопросов и приклеить свои листочки на спелое большое яблоко?
Слайд 13. Рефлексия «Спелое яблоко»
Цель: привлечь родителей к анализу работы семинара-практикума через обратную связь.
Родители отвечают на вопросы на цветных стикерах, и прикрепляют их на большое, белое вырезанное яблоко.
- Что было важно?
- Что было сложно?
- Что нового узнали?
- Пригодится ли полученный опыт?
Завершение.
Наша встреча подходит к концу, и мы хотим поблагодарить вас, уважаемые родители, за вашу активную работу на семинаре, за вашу обратную связь. В заключении нашей встречи хотим вручить вам памятку «Что нужно делать родителям, что бы мотивация работала». Спасибо за внимание!
Список литературы.
Границкая Л. С. Научить думать и действовать. – М., 1991.
Дусавицкий А. К. Формула интереса. – М., 1989.
Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. Питер. Санкт-Петербург. 2002 год.
Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М., 1988.
Немов Р. С. Психология. Книга 1. Владос. М. ,1998 год.
Ягодкин Н. Энциклопедия детской мотивации М., 2023.
Смирнова С. С. Практическая возрастная психология М., 2022.