Людмила Сурикова
Эстетическое воспитание в учебном процессе «Счастье видеть мир и рассказывать о нём»
▼ Скачать + Заказать документы
У каждой песни своё начало, но истоки песен надо искать в сердце человека. И слово тоже начинается в сердце.
А где начало, где истоки эстетического восприятия мира? Убеждена, что чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, окружающего мира, передавать увиденное людям, тем ярче и чище он будет.
Счастье видеть мир и рассказывать о нём людям! Умение чувствовать прекрасное, подбирать нужное слово, чувствовать радость открытия – всё это наполняет сердце и душу великим счастьем.
Темочки:
Особый настрой души, мажорное восприятие окружающего мира, умение дарить радость я воспитываю в детях ежедневно, ежечасно, ежеминутно.
Часто на разных уроках я провожу минутки поэзии. Ребёнок может прочитать стихи или прозу, как он чувствует.
Замела метель все рыжие листики и легла под куст отдохнуть. Вдруг видит, ещё один – большой-большой.
- А ты откуда взялся, листик?
Засмеялся листик:
- Я не листик. Я – рыжий лисёнок.
(Циферов Г. «Маленькие сказки»)
Обычно минутка поэзии идёт как мелодекламация, когда одновременно со словом звучит музыкальное произведение П. И. Чайковского, С. Рахманинова, Д. Кабалевского и др. Дети любят эти мгновения уроков.
При изучении имён прилагательных попросила детей сказать всего одну фразу о своей маме, но сказать так, чтобы все почувствовали, какая она - мама. Звучали такие ответы: «У меня мама прекрасная, как солнце», «Лучше всех, ни у кого нет такой», «Любимая, неповторимая, единственная в мире» и т. д.
Дмитрий Голубков в книге «Здравствуй, человек!» пишет:
«Человек, как звезда, рождается –
Чтоб светлее стала Вселенная.»
Такой эпиграф использовала я на уроке, когда дети изучали тему «Глагол». Задала учащимся вопрос: «Зачем человек приходит на Землю?».
Ответы детей были очень интересные, глубокие, даже философские:
«Человек приходит на Землю, чтобы принести людям радость и добро»,
«Человек приходит на Землю, чтобы учиться, трудиться»,
«Человек приходит на Землю, чтобы продолжить род людской» и др.
Каждый день дети открывают для себя страницы нового и интересного, поэтому каждый школьный урок – урок жизни, урок размышления, урок исследования.
Только сильный рождает свет. Я говорю детям, что все люди видят краски природы, но только одни проходят равнодушно, не замечая ничего, другие же видят и слышат голос природы: и щелест листьев, и звон капели, и крики птиц, и песенку дождя. И рождается огромное ответное чувство: это – стихи, проза, художественное полотно, музыка.
Прелесть русской природы, ощущение счастья от общения с ней дети особенно остро чувствуют, когда читают произведения мастеров слова. Человек любит природу потому, что она прекрасна, и потому, что он не может жить без красоты, ибо и это – неотъемлемая часть человеческой души.
У К. Паустовского есть удивительное произведение – «Прощание с летом». Думала, как разбудить самые тонкие струны ребячьих душ. Решила прочитать это произведение в музыкальном сопровождении. Взяла музыку Г. Свиридова. Прекрасное всегда оставляет след в душе человека. Отзвучала последняя строка, отзвучала последняя фраза. В классе тишина. А потом раздались аплодисменты.
Трудно передать словами, что я чувствовала. Радость? Счастье? Благодарность детям-единомышленникам? Всё вместе.
И, когда в конце урока я привела детям слова К. Паустовского, они поняли всё : «Больше всего я обязан самой жизни, простой и значительной. Её свидетелем и участником мне посчастливилось быть. Служил, служу и буду служить людям каждым написанным словом.»
Особенно хорошо чувствуешь, понимают ли дети прекрасное, понимают ли язык природы, когда читаешь их сочинения. Убеждена, что никто не может так чувствовать, как дети. Только надо научить их видеть, всматриваться в жизнь, как писал Н. Рыленков: «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться…».
Сегодня школа должна помочь родителям понять, какую большую ответственность за воспитание детей они несут. Образованность сегодняшних родителей не может быть ниже образованности детей. Поэтому у родителей необходимо выработать потребность в повышении знаний, в повышении своей культуры. Сегодня самообразование родителей возрастает да такой степени, что является критерием оценки их общественной и производственной деятельности.
В своей работе я постоянно убеждаюсь, какое великое чудо – дети как надо уметь жить их жизнью, радоваться их радостям, тревожиться их тревогами.