ирина панюшкина
Сценарий занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Природные этажи»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Панюшкина Ирина Владимировна
МКДОУ «Мартюшевский детский сад «Искорка», Свердловская область
Цель: Развитие устойчивого познавательного интереса к дикой природе через установление причинно-следственных связей на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.
следственные связи на основе понимания зависимости
жизнедеятельности живых существ от условий среды их обитания.
Задачи:
Обучающие:
- расширить представление воспитанников об обитателях различных природных сообществах (лес, луг, водоём).
Публикация «Сценарий занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром „Природные этажи“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
-закрепить знания о растительности этих экосистем.
-познакомить с понятием «ярус, этаж»
-упражнять в умении классифицировать животных и растения по группам (звери, птицы, насекомые, цветы, деревья и т. д.).
-формировать интерес к интеллектуальной деятельности, желание выполнять задания с речевым и математическим содержанием.
Развивающие:
-продолжать развивать связную речь, расширять и обогащать словарь по теме.
-развивать поисково-познавательную деятельность детей путём включения их в мыслительные и моделирующие действия (развитие познавательных процессов : внимания, памяти, логического мышления, умения рассуждать и анализировать).
-создать условия для проявления детской инициативы и самостоятельности.
Воспитательные:
-формировать сознательное желание бережного отношения к природе.
-создать условия для развития коммуникативных навыков в общении со взрослыми и сверстниками, поощрять интерес к совместным игровым действиям.
Реализуемые образовательные области:
социально-коммуникативное развитие
познавательное развитие
речевое развитие.
С сентября по февраль:
1. Подготовка презентаций по темам «Дикие животные леса», «Птицы Среднего Урала», «Перелётные и зимующие птицы», «Как птицы и животные готовятся к зиме», «Обитатели леса и луга» - (о разнообразии представителей флоры и фауны)
2. Представление видеороликов об экологических событиях.
3. Разработка вопросов, викторин, дидактических и интеллектуальных игр, заданий для закрепления новых знаний.
4. Организация и проведение экологических акций.
Дети просмотрели ряд видеороликов:
«Всемирный день животных», «Всемирный день охраны мест обитаний»,
«Синичкин день», В/Р «День заповедников и национальных парков»,
«День зимующих птиц России», «Всемирный день дикой природы»
После каждого просмотра дети активно участвовали в обсуждении их содержания, отвечали на вопросы, как воспитателя, так и сверстников, готовили и презентовали исследовательские проекты, рисовали и лепили представителей флоры и фауны.
Вместе с родителями принимали участие в М/н акции «Чистый берег», во Всероссийских мероприятиях: экологическом субботнике «Зелёная Россия» и Экологическом диктанте.
Оборудование: ноутбук, проектор, карточки для игр, фотографии с изображением дикой природы (представители разных классов животного и растительного мира, макет дерева на переносной магнитной доске для демонстрации ярусов.
Проведение занятия обеспечивалось мультимедийной поддержкой в виде презентации и видеоролика по ознакомлению с окружающим миром природы и аудиозаписью «Шум леса».
Этапы занятия Деятельность педагога Деятельность детей
Организационный момент
Создание проблемной ситуации: -Сегодня я приглашаю вас стать участниками исследовательской экспедиции.
-Куда? И зачем?
Вы об этом узнаете, если отгадаете загадку:
Открыт дворец со всех сторон.
Внутри в нём множество колонн.
Над ними сверху есть шатры,
Внизу ковры чудной красы.
И жители во дворце том есть,
И их не счесть – ни перечесть!
И живут они в шатрах,
И на колоннах, на коврах.
При затруднении детей открывает на экране фото леса и
подводит детей к осознанию, что лес - это огромный дом, который состоит из разных частей. Осуществляет постановку и принятие детьми цели занятия. Слушают загадку и высказывают свои предположения.
Отвечают на наводящие вопросы воспитателя.
(что такое дворец, колонны, шатры, ковры).
Самостоятельно делают вывод, что экспедиция состоится в виртуальный лес.
Объединение в команды Игра: «Животные»
Цель: активизация группы, развитие слухового внимания.
Детям раздаются карточки с изображением нескольких видов животных и птиц. Дети издают характерные звуки того или иного животного, находят остальных членов своей команды. (ворон, белка, волк, жук, кукушка, змея)
Эмоциональный настрой Включает звуки леса.
Для начала я предлагаю вам вспомнить все то, что вы знаете о жизни растений, птиц, насекомых и зверей.
Нужно ответить на как можно большее число вопросов.
(вопросы о природе) Дети рассаживаются командами на заранее оборудованные «пенёчки» и «брёвнышки» на «опушке» леса и отвечают на вопросы.
Основная часть. Используя подводящий диалог, организую построение нового знания, которое четко фиксируется вместе с детьми в речи. Начинаю с вопроса:
- Как вы думаете, что такое лес?
Лес — это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли.
Ученые называют его природным сообществом.
Сегодня мы изучим сообщества жителей леса, составим карту его обитателей, и как настоящие ученые будем делать открытия.
Лес — это огромный многоэтажный дом для мхов, трав, грибов, кустарников, деревьев, птиц, животных, насекомых и сейчас мы с вами убедимся в этом. ответы детей
Рассматривают картину леса и начинают выполнять действия по задачам занятия.
Используя рассуждения, делают вывод, что в лесу существуют несколько этажей или ярусов, которые формируются в зависимости от освещения солнцем:
1 деревья
2 кустарники
3 кустарнички
4 трава и мхи
Классифицируют обитателей леса.
Практическая работа №1 Выставляю картинку-схему ярусов в лесу и модель дерева на магнитной доске. На полу, в разных местах «леса» разложены фотографии растений и обитателей леса.
Задание:
Используя схему ярусов в лесу,
распределить животных и растения на модели дерева и около неё.
Начинаем нашу экспедицию!
Контролирует работу команд на всех ярусах макета. Прежде, чем начать работу, дети должны определить, к какому ярусу относится животное, по которому произошло объединение команды и подобрать, соответствующих этому ярусу, других обитателей.
Им необходимо доказать свой выбор.
Дети прикрепляют картинки к макету.
Результат работы команд:
Первый ярус самый верхний. Здесь больше всего солнца, поэтому здесь растут высокие деревья (сосна, ель, берёза). И обитают хищные птицы и животные (ворон, беркут, куница).
Аналогично картинки прикрепляются к другим ярусам и делаются соответствующие выводы.
С помощью вопросов закрепляем знания:
Какие деревья растут в 1 ярусе?
Какие животные расположились во 2 ярусе? Почему здесь их достаточно большое разнообразие?
Почему птицы могут занимать несколько этажей?
Почему травы в лесу мало?
Чем питаются обитатели 3 яруса?
Что в лесу растёт вместо травы? Дети отвечают на вопросы,
И приходят к выводу, что в природном сообществе всё взаимосвязано: наличие солнечного света, наличие корма и укрытия.
Физминутка Ребята, я сейчас назову слово- мимикрия. Как вы думаете, что оно обозначает?
Мимикрия – это маскировка, рисунок на теле животных, который позволяет им “слиться” с окружающей природой.
Я предлагаю вам поиграть в прятки. А затем отыскать на картинках замаскированных насекомых и животных.
Вы увидите, как маленькие и беззащитные существа прячутся от хищников. А те, в свою очередь маскируются, чтоб незаметно напасть на свою добычу. Дети, изображая животных, прячутся от своих потенциальных врагов.
По выбору педагога, объясняют, где они спрятались и почему.
Затем рассматривают карточки с примерами мимикрии.
Практическое задание №2 Мы с вами очень плодотворно поработали в лесу по определению лесных этажей.
А как вы думаете, подобные этажи есть в других местах обитания животных? Где мы можем встретить других птиц, насекомых и животных?
1. Ромашки, клевер, василёк
В ковре зелёном у реки.
Где пчёлки шустрой стаей
Нектар с утра глотают. (Луг)
2. Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц, и звезды –
В нем все отражается.
Как это зеркало называется?
(Озеро)
После того, как дети отгадали загадки и назвали другие природные сообщества, им предлагается исходя из образца лесного сообщества, определить обитателей других сообществ и расположить их по соответствующим ярусам. Дети называют природные сообщества самостоятельно или пользуются подсказками в виде загадок.
Дети находят у «пенёчков» конверты с картинками представителей флоры и фауны того или иного природного сообщества и распределяют их по ярусам.
Вопросы воспитателя:
Сколько этажей у вас получилось?
Сколько видов насекомых вы здесь заселили?
Какие растения здесь преобладают? Правильность выполненной работы одной команды, проверяет другая команда.
Дополняет и исправляет по необходимости.
Заключительная часть
Итог занятия.
Систематизация знаний.
Рефлексия Вот и закончилась наша экспедиция.
Вам понравилось?
Посмотрите на нашу карту-схему. Что нового вы узнали сегодня?
От кого зависит, какими будут природные сообщества : сухими и безжизненными или наполненным разными обитателями, пением птиц и звуками природы? Самооценка детьми своей деятельности.
Рефлексия содержания учебного материала.