Татьяна Скрягина
«Остров Королевы Музыки». Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Остров Королевы Музыки. Сценарий занятия с дошкольниками в технологии Ситуация
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста, 6-7 лет
Тема: «Остров Королевы Музыки»
Основные цели:
Образовательные: формировать представления о качестве звука: регистр, динамика, тембр; способствовать освоению детьми техники рисования по мокрому листу.
Публикация «„Остров Королевы Музыки“, Сценарий занятия с дошкольниками в технологии „Ситуация“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Развивающие: развивать творческое воображение; развитие умения концентрировать внимание на звучащей музыке; совершенствовать навыки экспериментальной деятельности; содействовать развитию музыкально-творческих способностей детей.
Воспитательные: воспитывать отзывчивость, желание помогать окружающим.
Дидактические материалы и оборудование: «Волшебная книга», презентация, бутылки с водой, металлические палочки, мячи, акварельные краски, портреты сказочных героев: Карабас-Барабас, Снегурочка, Чебурашка, листы бумаги, кисти, запись голоса Королевы Музыки, карточки-символы (регистр, динамика, тембр).
Краткая аннотация к работе: В ходе образовательной ситуации дети погружаются в мир Музыки. Он прекрасен: в водах плещутся три Кита: песня, танец, марш. На их могучих плечах стоит огромный остров музыкальных звуков. Но вот на острове появляется злой волшебник Шум, и остров королевы Музыки рушится. Чтобы восстановить остров необходимо определить качество звука голоса королевы Музыки. С помощью различных экспериментов дети учатся определять качество звуков: регистр, динамика, тембр.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию.
Ребята, у меня есть одна волшебная книга. Она называется «Дитя и волшебство». Когда я открываю книгу, ее страницы всегда рассказывают мне, что происходит в необыкновенном и удивительном мире музыки. Хотели бы вы вместе со мной прочитать ее? Тогда я открываю книгу вместе с вами и читаю музыкальные новости, которых в ней очень много (чтение книги сопровождается презентацией)
Итак… Есть в невероятном, сказочном мире под названием Искусство, планета. Она уникальна! В водах этой планеты плещутся три кита – кит песня, кит танец, кит марш. Они издают разные музыкальные звуки. Кит песня как запоет высоко-высоко, тоненьким, сопрановым голосочком, а то вдруг затянет песню низким басом, что все удивляют вокруг. Кит марш бьет своим плавником под игру духового оркестра. А кит танец громко ныряет в глубину океана, крича – форте, форте. А когда устанет, тихо плывет по поверхности океана и шепчет – пиано, пиано. На их могучих плечах стоит огромный остров музыкальных звуков, на котором живут необычные люди. Вместо того, чтобы разговаривать – они поют. Они не ходят, а танцуют веселую польку или водят хоровод. Дамы двигаются в ритме вальса или заводят веселую кадриль. Кавалеры идут, чеканя шаг под маршевую музыку. На высокой горе под названием Фантазия стоит роскошный замок. Сторожат его два брата солдата. Один брат всегда весел и смел. Смех и радость - вот его удел. Ха-ха-ха, да ха-ха-ха. Мажором зовет его детвора. Второй брат грустен. Часто плачет и хандрит. И-и-и, да и-и-и. Минор – вот имя для него, лишь для него одного. В замке живет главная волшебница острова _ королева Музыка. У нее есть красавица дочка – принцесса Тишина. Перед тем как королева Музыка появляется перед своими придворными, принцесса Тишина выходит, чтобы предупредить всех о ее появлении. И все с невероятным трепетом в сердце ожидают встречи с королевой. Но что это? Сейчас я слышу ужасные звуки. Гул усиливается. Какой ужас! Это же злой волшебник Шум! Беда. Остров королевы Музыки погибает, он не может существовать в мире шума. Этот остров с его жителями нужно срочно спасать! Хотите? Сможете?
2. Актуализация
Кого же мы будем спасать?
А как вы будете звать их, чтобы спасти: громким или тихим голосом?
3. Затруднение в ситуации
Остров звуков разрушен – его нужно построить заново. В этом нам поможет голос королевы Музыки. Для этого нужно ее послушать и определить качество звука ее голоса. Давайте попробуем (запись голоса). Смогли определить? Почему не смогли? Что сейчас нужно сделать? (Научиться определять качество звука)
4. Открытие нового знания
В этом нам помогут мои помощники.
Домики для звуков – регистры. Давайте проведем эксперимент. Возьмем три бутылки и нальем в них воду. Первую бутылку заполним водой полностью. Во вторую нальем воды совсем немного, а в и третью нальем воды ровно половину. Возьмите металлическую палочку и постучите по каждой бутылке. Какие вы услышали звуки? (Высокие, средние, низкие). В какой из бутылок вы услышали высокие звуки? Там, где бутылка заполнена полностью. Эти звуки мы поместим в высокий домик-регистр. В какой из бутылок вы услышали низкие звуки? (В той, где меньше всего воды). Куда мы поместим эти звуки? (В низкий домик-регистр). А средние по высоте звуки оказались во второй бутылке. Значит, домик-регистр для этих звуков – средний. Мы с вами познакомились с первым качеством звука – с регистром.
Для того, чтобы определить следующее качество звука нам понадобятся веселые мячи. Вы любите играть в мяч? Давайте поиграем. Попробуем поиграть в мяч на полу (ударяют мячом об пол). А теперь давайте встанем на ковер и попробуем поиграть в мяч на ковре? Где играть в мяч легче, на полу или на ковре? Почему? Что мешало? А теперь представьте, что мяч – это звук, а пол или ковер это поверхность, от которой этот звук отталкивается. Где в природе мы можем наблюдать это явление? (там где есть твердые предметы – деревья, горы, пещеры) Как это явление называется в природе? (эхо) Как вы должны крикнуть, чтобы эхо вам ответило? (громко) В музыке громко называют форте. Как вам отвечает эхо? (тихо) В музыке тихо называется пиано. Это следующее качество звука – сила, динамика.
Но, а для того, чтобы определить следующее качество звука, нам помогут акварельные краски. Перед вами три портрета разных героев из мультфильмов. Какими красками вы раскрасите их: светлыми, темными, яркими. Карабас-Барабас – темными, Снегурочка - светлыми, Чебурашка – яркими. Вот так же можно нарисовать и музыкальные портреты этих персонажей, с помощью звуков-красок. В музыке музыкальная краска называется тембр. Каждый из вас тоже имеет свой тембр – окраску голоса. Именно по этой окраске можно определить, кто говорит с вами по телефону – бабушка, папа или мама, или ваш друг. Давайте послушаем отрывки музыкальных портретов наших героев и определим, какой по тембру голос звучит - темный - мужской, светлый - женский, яркий - детский. (Слушают) С какими качествами звука мы познакомились? (регистр, динамика, тембр). Мы научились определять качество звука?
5. Включение нового знания в систему знаний
Давайте попробуем восстановить наш остров музыкальных звуков и еще раз послушаем королеву Музыку и определим три качества звука ее голоса. (слушают и выбирают необходимые карточки регистр, динамика, тембр)
6. Осмысление
Теперь мы можем заново построить остров музыкальных звуков. Кому вы сегодня помогли? Как вам это удалось? Что вы делали, чтобы научиться определять качество звука? Молодцы! Жду вас для чтения моей волшебной книги, чтобы узнать новости музыкальной страны.