Валентина Снегирёва
Сценарий весеннего фольклорного праздника «Красная горка» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий весеннего фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста
Актуальность. Современное педагогическое образование предлагает разные модели обучения и развития детей дошкольного возраста, что обусловлено повышением роли дошкольных учреждений в формировании нравственной культуры и духовного мира ребёнка. Особое место в этом направлении отводится воспитанию детей на примерах народного художественного творчества. Освоение ребёнком близкого ему по духу родно-го фольклорного наследия - одно из приоритетных направлений в современной педаго-гике, а воспитательно – обучающие возможности фольклора особенно ощутимы именно в работе с дошкольниками.
Публикация «Сценарий весеннего фольклорного праздника „Красная горка“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Весна. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Красная горка
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Замечательный русский учёный – мыслитель М. Ломоносов. Будучи большим знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание на большие воспитательные возможности фольклора. Он писал: «Сладостные звуки родимой песни и музыки в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитывают».
Все ведущие специалисты по музыкальному развитию детей дошкольного и школьного возраста (И. А. Ветлугина, О. Радынова, профессор М. Т, Картавцев и др.) подчёркивают огромное значение народного творчества в развитии у детей дошкольного возраста внимания, памяти, подвижности мыслительных процессов, музыкальности, эмо-циональности, позволяющих разнообразно и полно раскрыть личностные и творческие возможности ребёнка.
Цель. Возрождение и сохранение народных традиций. Приобщение детей к русскому народному творчеству. Познакомить с весенним праздником «Красная горка».
Задачи.
• Развитие эмоциональной сферы ребёнка, его образного мышления с помощью дос-тупных его пониманию примеров фольклора.
• Знакомство с народными играми, воспитывать активность и сноровку в игре.
• Развитие ладового и метроритмического слуха путём ознакомления детей с народ-ными песнями и инструментальным исполнением мелодий.
• Познакомить с фольклорными танцами.
Красная горка. (Предисловие для воспитателей.)
Долго же мы не воздавали чести славному русскому празднику с красивым названием -«Красная горка». Сейчас смысл его почти забылся. Но по крупицам - воспоминаниям ста-риков, отрывочным сведениям из этнографической литературы удалось восстановить этот красочный народный праздник.
. Как только апрельское солнце сгоняло почерневший снег, собирались селяне в цен-тре села, обычно на возвышенном месте - «горка». И вот ещё вчера унылая, с чуть проби-вающимися пучками травы, она запестрела нарядами девушек, зазвенела переборами ба-лалаек, а позже гармоникой. Становилось это место на селе самым притягательным -«красным», как говаривали в старину. Отсюда и название - «Красная горка», которое по-любилось народу и в тех местах, где горок-то и в помине нет. Играли на народных инст-рументах, водили хороводы, участвовали в забавах. Каких только игр не было! Качели, катание яиц, скакание на досках, хождение на ходулях, лапта.
Качели - одна из самых характерных примет «Красной горки». Когда их устанавлива-ли, подбегали ребята, подходили взрослые, удивлялись: настолько необычное сооружение вырастало на их глазах. Ещё бы! «Сельские качели» - это совсем не те, что привычны для наших дворов. На «сельских» взлетают порой выше молодых деревьев. Дух захватывает даже у зрителей. Очередь на качели продвигается не спеша. Многие стоят, просто смот-рят на полёты других. И это тоже удовольствие. Причём ответственный за качели не толь-ко следит за порядком, но и устраивает конкурсы на скороговорки, пословицы, а то вдруг загадает загадку.
Там же увидели юные этнографы ещё одну забаву - «скакание на досках». Выглядит это так. Под середину толстой и широкой доски подкладывается брёвнышко, и качающие-ся встают на оба конца. Стоящий на одном конце подпрыгивает и тем самым подбрасыва-ет вверх стоящего на другом. Тот и сам пружинит ногами, чтобы взлететь повыше.
А вот кто-то вспомнил, как в детстве гонял обод от колеса специально согнутым из проволоки гонком. Эта старинная народная забава тоже появилась во времена празднова-ния «Красной горки».
Весело шла игра и в чижа, бабки. Играли в основном мальчики. А девчонкам нрави-лись игры с верёвочкой. Целая толпа смотрела, не отрываясь, на игру в забегалы. Две ма-мы крутили длинную верёвку, а под неё по очереди забегали девочки и прыгали разными способами.
В стороне важно расхаживали на ходулях те, кто овладел этим искусством. Обучаю-щихся малышей бережно поддерживали взрослые. А кто-то предложил устроить на ходу-лях забеги, а потом и в футбол на них поиграть.
Привлекательным зрелищем стала для многих игра в лапту.
И совсем уже не обходилась ни одна «Красная горка» без катания яиц! Для игры каж-дый запасался несколькими яйцами.
Праздник есть праздник! Победителей чествовали всенародно, особенно детей : сви-стульками, самодельными игрушками. И бежали они домой радостными, громко насви-стывая, и как бы громко извещая: какой весёлый и радостный этот праздник - «Красная горка»!
Сценарий фольклорного праздника
«Красная горка».
Оборудование и материал. Праздник проводится на улице, площадка украшена шарами, флажками, ленточками. Дети, воспитатели и родители, желающие участвовать в празд-нике, одеты в русские народные костюмы (элементы).
Для детей приготовлены лавочки, стол для русских народных инструментов; на другом столе стоит корзина с яйцами, лежат желобки (по количеству групп, сувениры. Для игр - две пары ходуль и четыре обруча.
Участвуют: Два зазывалы - Ванька и Федяська, Матрёна.
1 зазывало. Собирайся, народ!
Вас много интересного ждёт!
Много песен, много шуток
И весёлых прибауток!
Звучит любая плясовая, народная мелодия. Дети, взявшись за руки, забегают на уча-сток с двух противоположных сторон. Зазывалы к ним присоединяются и становятся ведущими у старшей и подготовительной к школе групп детей. Заводят два концентри-ческих круга. Хлопают и кружатся. Далее ряженные воспитатели и родители делают 2-3 «ворот». Зазывалы проводят свои группы детей через «ворота» и выполняют неслож-ные узоры так, чтобы дети не запутались и не отстали. Образовывают два круга. Хло-пают, кружатся (можно сузить круг, похлопать, расширить, покружиться). На заклю-чительную часть музыки зазывалы выводят детей на условленные места.
2 зазывало. А вот и ребятишки!
Здорово девчонки и парнишки!
Пришёл я вас позабавить,
Потешить и с праздником поздравить!
(Мёрзнет - попрыгивает, похлопывая себя ладошками по плечам.)
1 зазывало. Что ты легко так оделся?
2 зазывало. А ты чего тепло так разоделся!
1 зазывало. Да хоть и растаял снежок на нашей горке, а в лесу-то ещё лежит, хозяин ле-са, бурый медведь. Михайло Потапыч спит. Сосёт лапу да храпит - хр-р, хр-р!
2 зазывало. А может, солнышко попросим нас погреть, да землю озябшую согреть.
1 зазывало. Хочешь, мы с детьми тебе поможем?
2 зазывало. Конечно, хочу!
Дети. Солнышко, солнышко, красное вёдрышко!
Высоко взойди, далеко посвети.
На тёмные лесочки, на сырые борочки,
На речку, на поля, на синие моря!
На зеленый огород и на весь народ! (Кланяются.)
2 зазывало. Вот уже и теплее стало. А ну, раздайся народ! Меня пляска берёт!
Пойду попляшу, на людей погляжу!
Выходите все! Попляшите все!
Хоровод «Бояре, а мы к вам пришли». (Две шеренги детей старшей и подготовительной группы идут навстречу друг другу, поют и танцуют.)
1 зазывало. Эх, шире круг, рукавички с рук! (Дети перестраиваются в один круг.)
Моя правая нога захотела трепака. Пошёл плясать, свою барыню казать. Вот он, вот она, вот и барыня моя!
2 зазывало. А чтоб было веселей подыграем мы тебе!
1 зазывало. Это на чём?
2 зазывало. На Руси уж так идёт,
Что талантливый народ. Сам себе и жнец, и швец, И на дудочке игрец.
А ну-ка, слушай, поспевай,
Кто загадки отгадает,
Тот на том и поиграет!
1 зазывало. Деревянная подружка,
Без неё мы как без рук.
На досуге - веселушка
И накормит всех вокруг!
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт! (Ложка.)
2 зазывало. Морщинистый Тит
Всю деревню веселит! (Гармонь.)
1 зазывало. В лесу выросло, из лесу вынесли,
В руках плачет, а кто слушает - скачет! (Рожок.)
2 зазывало. Деревяшки небольшие,
Три струны всего на ней.
А как только зазвенит,
Сразу всех развеселит! (Балалайка.)
1 зазывало. Подходите, разбирайте,
С ними пляску начинайте! (Группа детей берёт народные инструменты.)
Звучит русская народная мелодия «Барыня». Группа детей играют на народных инструментах. Остальные дети свободно пляшут, используя русские плясо-вые движения.
2 зазывало. Ай, да молодцы, красно девицы, да добро молодцы! Садитесь, посидите, да себя народу покажите. (Дети садятся на ранее условленные места.)
Зазывалы начинают подтрунивать друг над другом:
Ваньк!
А!
А повторь слово «иду»!
А что?
Ну, повторь!
Ну, иду!
У тя нос в меду! (Все смеются.)
Ванька. Эх, подловил! (Чешет затылок и задумывается.) Федясь, а у тя под ногами грязь! (Показывает под ноги своему обидчику. Федяська нагибается и смотрит вниз под ноги).
Ванька. Не кланяйся, я тебе не князь! (Все смеются.)
Обиженный Федяська бежит за Ванькой, тот садиться на лавочку к ребятишкам. Фе-дяська пытается согнать Ваньку и ребят.
Дети. Это наше место!
Федяська. Пресное вам тесто!
Дети. Федя-медя съел медведя!
Федяська. Дразнила, дразнила, во рту кусок мыла!
Завязывается стихийная маленькая драка, дети пытаются догнать Федяську. Ста-новится весело. Ванька хохочет, не может остановиться.
Федяська. Чего рот разинул? Гляди, ворона залетит.
Ванька. Не залетит.
Федяська. Гнездо совьёт, воронят-то выведет. Ванька. Не выведет.
Федяська. Они будут у тя во рту полётывать да покаркивать.
Ванька мотает головой.
Федяська. Вот и будешь ходить и вороной кричать. Все дети. Каррррр! Каррррр!
Дети смеются над ним. Теперь Ванька догоняет Федяську.
Федяська. Да постой, ты! Я же пошутил, просто так сказал! (Дети садятся на свои мес-та.) Вон, смотри! Красно девицы сидят, на ребят они глядят! Вы, ребята (обращается к мальчикам старшей группы, не сидите, а с девчатами спляшите!
Выходят три девочки и три мальчика. Девочки встают напротив мальчиков.
Исполняется фольклорный танец «Шестёра». Фигуры танца пере кликаются с частушками:
Первая девочка. Стучит - бренчит по улице,
Фома едет на курице.
Тимошка - на кошке
По кривой дорожке!
Первый мальчик. Катя. Катя – Катюха
Оседлала петушка.
Петух заржал,
На базар побежал!
Выполняются движения первой фигуры танца.
Второй мальчик. Тары - бары, растабары
У Варвары куры стары!
Разбежались кто куда,
Кричит Варвара: «Вы куда?»
Вторая девочка. Ту-ту-ту, ту-ру-ру,
Потерял пастух трубу.
Потерял и не нашёл
И опять ко мне пришёл.
Выполняются движения второй фигуры танца. Третья девочка. Лошадь ела кашу,
А мужик - овёс.
Лошадь села в сани.
А мужик - повёз!
Третий мальчик. Ну, девчата, вы загнули,
Чуть не до смерти пугнули.
Где же это видано?
Да и где же слыхано?
Выполняются движения третьей фигуры танца и заключение.
Ванька. Вот спасибо, потешили нас! А мы вас игрой удивим!
Проводится игра «Ай гу-гу». Играют сразу две группы. Заводят два круга, в каждом круге свой водящий (зазывалы). Все идут по кругу, а водящий, двига-ясь поскоками внутри круга, приговаривает: Ай гу-гу, ай гу-гу,
Не кружися на лугу!
На лугу-то лужица,
Головушка закружится!
Все останавливаются, пружинящим шагом подходят к водящему со словами: «Ой, во-да, ой, вода, Ване (имя водящего) в лужице беда!» Дети разбегаются, Ваня салит детей. Водящим становится тот, кого первым осалили.
Федяська. Вьюница - молодица!
Выходи на крыльцо,
Выноси красное яйцо! Дети. А не вынесешь яйцо,
Разломаем всё крыльцо!
Выходит воспитатель в русском костюме (Матрёна) и выносит корзину яиц. Прово-дится «Катание яиц» (см. в приложении) .
Ванька. А как на счёт скороговорок,
Вы сказать-то ловки?
Федяська. Ох, скороговорки, что крепкий орех,
Для Тани, для меня,
Для Маши - для всех!
Ванька. Тот кто ловок до скороговорок
Приз получит от Матрёны!
Выходит Матрёна и проводит конкурс скороговорок. Дети по желанию проговарива-ют одну и ту же скороговорку по три раза. Кто точнее и быстрее её выговорит, получа-ет приз.
1. Летят три пичужки
Через три пустых избушки.
2. Вёз корабль карамель
Наскочил корабль на мель.
3. Мамаша Ромаше
Дала сыворотку из-под простокваши.
4. Несет Сеня сено в сени.
Спать на сене будет Сеня.
Матрена. Ай да молодцы! Славно, славно у вас получается!
От хорошего словечка
Сладко ёкает сердечко.
Благодарствие примите.
Сувенирчик получите!
Остаётся один сувенир - свистулька. Оба зазывалы, перебивая друг друга, хотят этот приз получить. Матрёна предлагает им сыграть в «Жмурки», кто поймает водя-щего, тому свистулька и достанется. В игру приглашаются желающие зрители. Им за-вязывают глаза, а ведущим становится ребёнок, ему дают свистульку. Своими дейст-виями зазывалы вызывают у детей смех. По окончании игры, ведущий ребёнок получает приз.
Ванька. Разойдитеся, расшатайтеся,
Дайте, дайте ходику
Весёлому народику!
Фольклорный танец «Восьмёра» (подготовительная группа). Можно заменить хороводом «Улица широкая», «Посею лебеду на берегу»(по выбору музыкально-го руководителя). Хоровод исполняют обе группы.
Федяська. Кто смел? Выходи!
На ходулях походи!
Соревнование «Кто дальше пройдёт на ходулях».
Ванька. А мы в «Гонок» поиграем,
Вашу ловкость узнаем!
Игра «Гонок» (см. в приложении).
Федяська. Эй, парнишки и девчушки.
Не хотите ль спеть частушки? Для друзей и для гостей
Запевайте веселей!
Частушки (дети подготовительной группы) :
1. Вот гармошка заиграла,
И пустились ноги в пляс.
Мы весёлые частушки
Пропоём сейчас для вас.
2. Мы частушки запоём.
Запоём мы громко.
Затыкайте ваши уши,
Лопнут перепонки.
3. Не хотела я плясать.
Стояла и стеснялася,
А гармошка заиграла,
Я не удержалася.
4. Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги.
Оглянулася назад
Сапоги мои лежат.
5. На горе стоит телега,
Слёзы капают с дуги.
Под горой стоит корова.
Одевает сапоги.
6. Если б не было воды,
Не было и б кружки.
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Ванька. Веселил нас много раз
Русский танец перепляс.
Сколько удали, задора.
Сколько радости во взоре!
Федяська. Много танцев нам известно,
Мы их любим танцевать.
А на «Красной горке» нашей
Хочется нам всем сплясать!
Всеобщий перепляс.
Ванька. Хорошо на «Красной горке»,
Людям здесь не тесно.
Можно встать толпою в круг -
Всем найдётся место!
Федяська. Теперь уж сами гуляйте.
Сами себя развлекайте:
На «Качелях» вверх и вниз! Ванька. Крутим мы «Верёвочку».
Федяська. «Салки», «Жмурки» и «Гонок»! Ванька. Поиграем в «Ручеёк»!
На просторе вольном
Будет нам раздолье!
»
Воспитатели продолжают свою работу на участке - проводят народные игры, дан-ные в приложении.
Приложение 1. Игры.
Гонок.
Гонком называется обруч от бочки, который дети гоняли по ровной утоптанной пло-щадке или дорожке. Обруч ставили на ребро и катили, направляя его движение «повод-ком» - палочкой или проволочным крючком.
В данном случае проводится соревнование: детей разделяют на две команды. Каждой команде выдаётся по обручу. Оценивается быстрота и ловкость (подсчитывается коли-чество падений обруча в каждой команде).
Катание яиц.
Существует много разных способов этой игры. Вот один из простейших, когда-то широко распространённых на Руси. Из двух или трёх дощечек, длиной около метра, ско-лачивается желобок. Более древний способ: выдолбить желобок из половинки не толсто-го брёвнышка. Один конец желобка ставили на землю, а другой приподнимали рукой на такую высоту, какую считали более подходящей. По желобку пускали яйцо (круто сва-ренное куриное или выточенное из дерева). Скатившись по желобку, яйцо немного кати-лось по земле, а затем останавливалось. Следующий игрок ставил желобок на то же ме-сто, но под таким наклоном, чтобы его яйцо скатившись, попало в лежащее чужое яйцо. Если это не удавалось, то желобок переходил к следующему игроку. Кто всё-таки попа-дал в чужое яйцо, тот забирал его себе (или зачислял себе очки) и получал право на игру ещё раз. Для игры каждый запасался несколькими яйцами.
Салки.
Старинная народная игра «Салки» или «Пятнашки» имеет много различных вариан-тов, но суть игры остаё тся неизменно: водящий - салка должен догнать кого-либо из играющих и запятнать его, коснувшись рукой, после чего тот становится салкой. «Салки с приседанием» : водящий может запятнать только бегущего игрока. Если тот успел присесть, то он уже не может быть запятнан салкой.
Жмурки с колокольчиком.
Очень весёлое зрелище. Для игры понадобится небольшой колокольчик. Его легко мож-но заменить любой погремушкой. Пригласите всех желающих участвовать в игре, в том числе и зрителей, стать в большой круг. Выберите из них трёх - четырёх человек. Одно-
му привяжите к ноге колокольчик или погремушку, остальным завяжите глаза. Их задача - поймать водящего с колокольчиком.
Сделать это как будто просто: передвигаясь внутри круга, водящий каждым шагом выдаёт своё присутствие. Зато в отличие от преследователей он зрячий. Это позволяет ему увё ртываться: то прыжками отскакивать в сторону, то замирать на месте и т. д.
Расставив руки, жмурки устремляются на звон колокольчика, однако чаще всего на-тыкаются друг на друга к явному удовольствию зрителей. Пользуясь правом предосте-речь жмурок от встреч друг с другом, зрители то и дело кричат «Огонь!» - и тем самым вносят немало весёлой сумятицы в действия игроков, никогда не знающих точно, к кому из них относятся эти возгласы.
Верёвочка.
Дети стоят по кругу. Водящий с верёвочкой находится в центре круга и крутит ве-рёвку по земле вокруг себя. Дети, стоящие по кругу, перепрыгивают через верёвочку, кто не успел перепрыгнуть и задел верёвочку - выходит из игры.
Ручеёк.
Выходят желающие, выстраиваются в колонну. Каждый ребёнок кладёт руки на та-лию стоящего впереди. Сбоку, на расстоянии 0,7 - 0,8 метра от колонны кладут верёвку. В ходе игры на слог «ух!» надо всем вместе перепрыгнуть через верёвку - «на другой бе-рег ручейка». Тот, кто не перепрыгнет, наступит «в воду и промокнет», выбывает из игры.
Воспитатель. Разлился ручеёк, золотой рожок - ух!
Разлился водой, холодной, ключевой - ух!
Разлился водой, прозрачной, ключевой - ух!
По мхам, по болотам, по лесным колодам - ух!
Молчанка.
Воспитатель. Давайте в молчанку играть!
Раз, два, три - замри!
Провинившийся (заговоривший) ребёнок должен выполнить задание, придуманное детьми.
Снегирёва Валентина Николаевна,
музыкальный руководитель МДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 73»
г. Ангарска, Иркутской области.
Результаты. Праздник проводился не один год. Дети помнят и знают народные тради-ции, получая огромное удовольствие от участия в этом празднике, тем более, что боль-шой подготовки этот праздники не требует!
Литература.
1. Боронина Е. Г. Уроки фольклора в детском саду. Программа. – Красноярск, 1994 г.
2. Ветлугина Н. А. Методика музыкального развития детей дошкольного возраста. –М., 1994 г.
3. Дошкольное воспитание. №3, 1997 г., №2, 1998 г, №1, 1999 г.