Елена Хертек
Сценарий праздника «Наадым» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
ЗНАЧЕНИЕ ТУВИНСКИХ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ И ТРАДИЦИЙ В ЖИЗНИ РЕБЁНКА
Сценарий праздника Наадым для детей старшего дошкольного возраста
Елена Хертековна Иргит,
воспитатель МБДОУ «Детский сад №19» г. Кызыла
Публикация «Сценарий праздника „Наадым“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2015
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Это ярко представлено в таких праздниках как Шагаа, Наадым. Наадым – главный праздник тувинцев. Главный смысл Наадыма – возрождение культа труда, чествование чабанов, табунщиков, оленеводов, которые и сегодня, сохраняя многовековой, наработанный предками опыт, обеспечивают благосостояние сегодняшней Тувы, являются хранителями традиций. В целях дальнейшего повышения социального статуса животноводов народный праздник Наадым по инициативе Главы республики Шолбана Кара-оола включен в официальный список государственных праздников республики Тыва. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА НААДЫМ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Цель:
Познакомить детей с праздником тувинских животноводов- «Наадымом», его содержанием, играми. Закрепить знания детей об общественной значимости праздника. Воспитывать интерес к народным традициям и праздникам.
Ход праздника:
Ведущий: Уважаемые гости, взрослые и дети! Рады видеть вас на нашем празднике. Наадым широко и издревле отмечается в Тыве в середине лета. Это великий праздник трёх игр, достойных мужчин.
Ведущий: В первый день Наадыма устраивается конкурс на лучшую юрту.
Ребё нок: Юрту вихрь не может покачнуть,
От дождя её твердеет грудь.
Нет в ней ни застенков, ни углов,
Но внутри уютно и тепло. (китайского поэта Бо-Цзюи)
Ребё нок: Буря не оторвет юрту от земли,
Проливные дожди не просочатся в нее,
Нет углов в юрте, кругло поставленной,
Так тепло, когда уснешь, лежа в юрте.
Ведущий: У нас в детском саду тоже проходил конкурс на лучшую юрту. Все юрты представлены здесь на празднике (показывает на выставку юрт).
Ведущий: Я приглашаю вас спеть песню и поиграть в игру «Юрта».
Ведущий: Во время праздника ездили в гости в соседние стойбища.
Ведущий: Мы сегодня тоже в гостях. В этой юрте живёт мальчик Аяс с родителями-чабанами. Споём песню о хозяине юрты, настоящем табунщике, достойном мужчине-маленьком Аясе.
Исполняется песня «Маленький Аяс». Выходит мальчик Аяс, приветствует гостей (ребят) и угощает их блюдами из баранины.
Ведущий: Наадым-это праздник животноводов, чабанов.
Ребёнок (Аяс) : «ЧАБАН»
Ах, нелегко быть чабаном
И хорошо быть чабаном!
Бродить в горах,
Бродить в лугах,
И в своей юрте бывать, как в гостях.
- Возьми с собой меня, отец,
И я хочу пасти овец.
Киримизе ЖАНЭ
Перевод с адыгейского Р. Заславского.
Ведущий: Мы с Аясом приглашаем вас поиграть в игру «Чабаны».
Организация игры. Для проведения игры необходимы 2 стула, которые стоят друг от друга на расстоянии примерно 10 метров; воздушные шары 2 цветов в количестве 10 штук; 2 пустые пластмассовые бутылки. По сигналу ведущего «2 чабана» должны загнать своих «овец» (шары) в свои «пещеры» (стулья) пластмассовыми бутылками. Это нужно сделать быстро, при этом не потерять ни одной «овцы». Награждение победителей.
Ведущий:На празднике Наадым проводится ритуал обработки шерсти. Катание войлока-это тоже праздник.
Исполняется танец «Прядение шерсти»
Ведущий: В нашей республике много известных чабанов. Вот их портреты. На нашем празднике мы посвящаем песню «Кадарармен» всем чабанам.
Ведущий: Молодцы! В честь праздника Наадыма мы танцуем танец «Аъдым».
Ведущий: Во время праздника играли в национальные игры, состязались в стрельбе из лука, в борьбе. Настало время для игр. Чабан должен хорошо сидеть в седле. Тувинские мальчики садились на коня с 7-8 лет. Игра «Наездники»-для наших мальчиков. (содержание игры)
Награждение победителей.
Ведущий: Ребята, а давайте покажем, как мы умеем соревноваться. Приглашаем самых сильных на конкурс «Перетягивание каната». Награждение.
Ведущий: Как и в старину, во время нашего праздника наступило время для соревнования борцов-хурешистов.
Перед соревнованием читается стихотворение Г. Дергачева «Борьба куреш»
У добра не ищут злости,
Но имеется настрой,
Не трещат, конечно, кости,
И куреш* не смертный бой.
Пояса стянули крепко.
Первым кто начнёт приём?
Ухватились пальцы цепко -
Есть соперника подъём!
Чуть наклон. и корпус вправо -
Заработано очко;
Не кричат батырам «браво» -
Но «якши» и «хорошо».
Синий пояс или красный
В этот раз одержит верх?
Риск оправдан тут? Напрасный!
С кем обнимется успех?
Вновь свисток. Что скажут судьи?
Передышка для борцов;
Чуть заметно ходят груди
Мускулистых молодцов.
Иссякают силы сильных.
Стал пассивный побеждать,-
При резервах хитро скрытых
Чемпионом** может стать!
Ведущий: Приглашаем борцов на ковёр. Все участники соревнования выходят в центр круга, исполняют «танец орла», поклоны друг другу и «судьям». Победитель опять воспроизводит «полёт орла». Победившему во всех турах присваивают титул «Начын моге», второму-«Арзылан» (лев, третьему-«Чаан»-слон. Награждение.
Ведущий: Наш праздник закончен. Сегодня в играх и соревнованиях мы увидели настоящих подрастающих мужчин. По тувинской традиции мужчина призван быть не только хозяином юрты, скота, отцом семейства, охотником и умельцем, но и властвующим в борьбе, в стремительном беге на коне и способным к меткости в стрельбе.
Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.
Для решения поставленной задачи в нашем ДОУ используются разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. Формирование основ народной культуры носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, осуществляется в повседневной жизни, в специально организованной образовательной деятельности и во время мероприятиях, организованных в детском саду и дома. В ДОУ идёт работа по формированию у детей первоначальных представлений о народных праздниках, истории и жизни тувинского и русского народов
Список использованной литературы:
1. газета «Тувинская правда» от 11.08.2011г. «Красочный праздник животноводов Наадым имеет тысячелетнюю историю»
2. Мельник Н. Н., воспитательII квалификационной категории, МКДОУ Детский сад «Белоснежка» г. Надым, (интернет ресурсы, «Ожившие странички истории», (для детей старшего дошкольного возраста,2013г.
3. Салчак О. В., воспитатель 2 квалификационной категории, МБДОУ «Хунчугеш», с. Хемчик Бай-Тайгинского кожууна, методическая разработка «Воспитание любви к родному краю через тувинскую культуру», (интернет ресурсы)