Элла Муравлёва
Сценарий тематического развлечения «Приключения согласных звуков в зимнем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Приключения согласных звуков в зимнем лесу».
Задачи:
1. Продолжать формировать понятие «согласный звук».
2. Продолжать учить детей характеризовать согласные звуки [М], [Н], [П], [Т], [Т’], [К], [К’], [Х], [Х’], [Б], [Б’], [Д], [Д’] по акустическим и артикуляционным признакам.
3. Продолжать развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, синий и зелёный квадраты (символы согласных звуков, 2 колокольчика (один без «язычка», магнитная доска.
Публикация «Сценарий тематического развлечения „Приключения согласных звуков в зимнем лесу“» размещена в разделах
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Ход деятельности.
(Звучит мелодия по выбору музыкального руководителя на зимнюю тематику. Ребята заходят в зал, садятся на стулья.)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте ребята! Отгадайте, пожалуйста, мою загадку.
Много снега во дворе,
Все деревья в серебре.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Зимой.
Слайд №1. «Зима».
(Звучит аудиозапись с завыванием вьюги, скрипом снега, потрескиванием мороза. Выходит зима.)
Зима (логопед): Ой, и кому это я понадобилась? Вы меня звали?
Музыкальный руководитель: Здравствуй зимушка-зима! Мы, вообще-то, тебя не звали, а просто отгадали загадку.
Зима: Ой, здравствуйте, мои дорогие! Так вы оказывается умненькие-разумненькие. И обо мне, наверняка многое знаете?
1-ый ребёнок: Да, зима! Мы о тебе не только знаем, но и очень тебя любим.
В лесу зима, кругом бело,
Везде сугробы намело,
Как будто теплым мехом,
Земля одета снегом.
2-ой ребёнок:
А иней на березках,
Как праздничные блестки,
У елочек макушки
В серебряной опушке.
Зима: Простите меня ребята, что вас сразу не признала. Я, тоже вас очень люблю. И поэтому приглашаю в мой волшебный зимний лес, он полон сказок и чудес.
Слайд №2. «Зимний лес».
(Дети становятся в хоровод, поют чистоговорки.)
Как весело, как весело,
Как радостно кругом!
Чистоговорки зимние
Сейчас мы пропоем.
Да-да-да – вот настали холода.
(Дети хлопают в ладоши.)
Ды-ды-ды – дым идет из трубы.
(Дети поднимают руки вверх, сжимают и разжимают пальцы.)
Ду-ду-ду – я на лыжах иду.
(«Скользят» ладонями друг о друга.)
Ди-ди-ди – ты меня в снегу найди.
(«Пробегают» указательными и средними пальчиками по бедрам.)
Зима: Какие же вы молодцы! Ну, что размялись?
Дети: Да.
Зима: Ребята, а какие звуки в наших чистоговорках встречались чаще других?
Дети: Чаще других встречались звуки [Д] и [Д’].
Зима: А, как эти звуки можно назвать одним словом и почему?
Дети: Звуки [Д] и [Д’] – согласные, потому что мы их не можем пропеть, так как язык создает преграду воздуху.
Зима: Да, воздух с силой выталкивается изо рта, поэтому звуки [Д] и [Д’] мы произносим кратко и отрывисто, как стучит молоточек, забивает гвозди.
Слайд №3. «Молоточек, забивает гвозди».
Зима предлагает детям поставить тыльную сторону ладони к горлу и ощутить вибрацию при произнесении данных звуков. Затем берет в руки колокольчик, начинает звонить в него.
Слайд №4. «Колокольчик».
Зима: Ребята, а если горлышко работает, то звук будет каким?
Дети: Звонким.
Зима: Молодцы, дети! А каким еще может быть звук [Д]? И как его можно обозначить?
Слайд №5. «Сосулька, лёд».
Дети: Звук [Д] может быть твёрдым, как лёд. И мы его можем обозначить синим квадратиком.
Зима: Замечательный ответ! А каким бывает [Д’]? И как можно обозначить этот звук?
Слайд №6. «Трава под снегом».
Дети: Звук [Д’] может быть мягким, как трава под снегом. И мы его можем обозначить зеленым квадратиком.
Зима: Ну, я была права, что вы все умненькие и разумненькие.
Слайд №7 «Согласные звуки».
Зима предлагает повторить характеристику звуков [Д] и [Д’], с опорой на зрительный алгоритм ответа, обозначенный на экране.
Зима: Ребята, да я смотрю, что вы замерзли. Давайте погреем руки: «Х-х-х…».
(Дети «греют» руки.)
Слайд №8. «Погреем руки».
Зима: Ой, у нас, опять согласный звук получился. А почему, он согласный?
Дети: Звук [Х] – согласный, потому что мы его произносим кратко и отрывисто, как стучит молоточек, забивает гвозди. Воздух с силой вырывается изо рта, так как встречает преграду – язык.
Зима: Спасибо за подсказку!
(Зима берет колокольчик и начинает в него звонить, но колокольчик не звенит.)
Зима: Ой, ребята, а почему колокольчик не звенит? Давайте проверим, работает горлышко при произнесении звука [Х] или нет?
(Дети проверяют тыльной стороной ладони вибрацию на горлышке.)
Дети: Горлышко не работает и колокольчик не звенит, так как звук [Х] – глухой.
Слайд №9. «Колокольчик зачеркнут».
Зима: Правильно. Согласные звуки бывают не только звонкими (логопед звенит колокольчиком, но и глухими (звенит колокольчиком без язычка, звука не слышно).
Слайд №10. «Символы согласных звуков».
Зима: Ребята, а давайте поиграем и с другими согласными звуками.
Дети: Давайте поиграем.
Далее логопед озвучивает «напоминалочку» о согласных звуках, вместе с детьми определяет, почему им дано такое название, как проходит воздух во время произнесения согласных звуков, какими они бывают и как обозначаются. Затем все слушатели играют в следующие игры: «Подними руки вверх, если услышишь данный согласный звук, а если его не услышишь, спрячь руки за спину», игра с мячом «Назови слово на заданный звук», «Определи ударный звук в словах».
В конце мероприятия Зима дарит детям колокольчики (свистульки).