Татьяна Макарова
Сценарий тематического дня «Путешествие хлеба от поля до стола»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие хлеба от поля до стола»
Цель: формирование представлений о значении хлеба в жизни человека
Задачи:
Систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба
Закреплять знания детей о том, что хлеб - один из самых главных продуктов питания в России
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его
Публикация «Сценарий тематического дня „Путешествие хлеба от поля до стола“» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Сценарии
- Темочки
Региональный компонент: систематизировать представления о злаковых культурах Прибайкалья, способах выращивания, хранения.
I половина дня
Совместно – организованная деятельность взрослых и детей
Утро радостных встреч:
Речевое общение: «Дары осени»
Цель: вызвать радостное настроение, закрепить приметы осени.
Солнце, солнце веселей, посвети еще, погрей!
Дождик, дождик не мешай собирать нам урожай.
Груши, яблоки в садах, помидоры на полях,
Не мешай пшеницу жать, не мешай ты нам копать
Свеклу, редьку и картошку, и, конечно же, морковку,
Бруснику, клюкву понемножку, чудо – ягоду морошку
В час по полному лукошку на болотах собирать.
Собирать грибы, орехи, чтоб, когда замерзнут реки
И когда придет зима были полны закрома. Л. Завальнюк
Игра «Достань и назови».
Цель: закреплять знания о разнообразии хлебобулочных изделий, развивать умение определять на ощупь
В чудесном мешочке лежат хлебобулочные изделия: пряник, печенье, сушка, сухарь, булка, кусок черного хлеба, рогалик, батон, пирожок, пирожное, кекс. Детям необходимо на ощупь определить продукт.
Воспитатель: эти продукты питания объединены одним общим признаком.
-Какой это признак? (Они все изготовлены из муки).
-Откуда появляется мука? (Мука получается из зерна)
-Из какого зерна можно получить муку? (Из ржи и пшеницы).
Речевое упражнение: «Составь словосочетание»
Цель: упражнять в словообразовании относительных прилагательных от слов пшеница, рожь
Колосок пшеницы - пшеничный колосок
Колосок ржи - ржаной колосок
Мука из пшеницы - пшеничная мука
Мука из ржи – ржаная мука
Хлеб их пшеницы -пшеничный – пшеничный хлеб
Хлеб из ржи - ржаной хлеб
Тесто из пшеничной муки-пшеничное тесто
Тесто из ржаной муки - ржаное тесто
Поле, на котором выращивают пшеницу - пшеничное поле
Поле, на котором выращивают рожь - ржаное поле
Рассматривание картины И. И. Шишкина «Рожь»
Цель:
Почему эта картина называется рожь?
Какое это поле, что растет на нем?
Какое время года мы видим на картине?
Докажите, что это, конец лета или ранняя осень.
Почему пожелтело ржаное поле?
Какая рожь на картине И. Шишкина? (Спелая, зрелая, налитая).
Речевая игра: «Добавь слово»
Цель: упражнять в склонении слова хлеб по падежам
Мама купила пшеничный (хлеб)
Дети едят суп с. (хлебом)
Ваня пошел в магазин за… (хлебом)
Я не люблю, есть суп без (хлеба)
У меня дома нет (хлеба)
Я знаю пословицу о (хлебе).
Физкультминутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зернышко –
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
Ситуативный разговор «Что вы знаете о хлебе и что бы хотели узнать о нем еще?»
Цель: уточнить имеющиеся знания детей по данной теме; создать план интересующих вопросов детей на неделю о хлебе.
Целевая прогулка: экскурсия в «Булочную».Цель:закреплять знаний детей о разнообразии хлебобулочных изделий, продажи их в спец. магазинах.
Вопросы:
1. В каких магазинах продается хлеб?
2. Как назвать одним словом изделия: батон, плюшка, ватрушка, сойка, баранки, сушки, крендельки, рогалики?
3. Какие еще продукты продаются в булочной?
4. Что нельзя продавать вбулочной?
5. Как попадает хлеб в магазин?
6. Сколько раз в день привозят хлеб в магазин?
7. Где пекут хлеб?
II половина дня
Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
Выстраивание схемы (алгоритм) «Этапы выращивания хлеба»
Досуг-деловая игра «Хлеб всему голова»
Цель: формирование представлений о значении хлеба в жизни человека
Задачи:
Систематизировать знания детей о процессе выращивания хлеба
Закреплять знания детей о том, что хлеб - один из самых главных продуктов питания в России
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его
Оборудование: мультимедийная установка, мольберт, фломастеры, буквенная мозаика, набор картинок, набор хлебобулочных изделий (муляжи, плакаты по теме, эмблемы «Знатоки» - 2 шт., названия команд «Зернышки», «Колоски»
В деловой игре принимают участие подготовительные группы «Ромашка» и «Родничок». Досуг проводится в музыкальном зале.
Ведущий: Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
Ведущий: Вы правильно отгадали. А какие слова помогли вам догадаться, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый).
- Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе: знаем из чего выпекают хлеб, как его выращивают, в каком магазине можно купить хлеб.
Видеоролик «Исторический урок»
Ведущий: Ребята, у нас сегодня деловая игра двух команд.
(Дети подходят к столу и берут эмблемы).
Итак, в нашей игре принимают участие две команды: «Колосок» и «Зернышки». Каждая игра начинается с разминки. У нас тоже будет разминка.
В поле дружно колосится
Золотистая (пшеница).
Черный хлебушек хорош,
Нам его подарит (рожь).
Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят. (колос)
Весь из золота отлит,
На соломинке стоит. (колос)
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я
Будет целая семья. (зернышко)
- Молодцы, ребята! Разминка прошла успешно, все загадки отгадали.
Слушание песни «Пшеница золотая» в исполнении русского народного хора.
Конкурс «Назови пословицу».
Победит та команда, которая назовет больше пословиц и поговорок о хлебе.
Будет хлеб – будет и песня.
Хлебушек ржаной – отец наш родной.
Много снега – много хлеба.
С хлебом русский человек – богатырь из века в век.
Хлеб – наше богатство.
Рожь поспела – берись за дело.
Без хлеба – нет обеда.
У кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Стихи про хлеб:
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой,
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Расскажу тебе, дружок,
Про чудесный колосок.
Тот, что зреет на полях –
Попадёт на стол в хлебах.
Сушки, плюшки и батон –
Хлеб приходит в каждый дом.
Вам и расскажут, и в книгах прочтёте:
Хлеб наш насущный всегда был в почёте.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
Ведущий: Чтобы получить много зерна, хлеборобы засевают огромные поля. Что помогает людям в их труде? (техника)
- Назовите сельскохозяйственные машины.
Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет. (комбайн)
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет.
Семь плугов тащит. (трактор)
Просмотр презентации «Как хлеб на стол пришел»
Ведущий:
А у нас конкурс капитанов: «Узнай на ощупь» (определить на ощупь хлебобулочное изделие-муляж)
Мудрые слова:
Хлеб – хозяин дома,
Всему он голова!
Крепкою державой
Звали его встарь.
Хлебушек по праву
В государстве – царь!
Конкурс «Назови правильно».
(вопросы командам задаются поочередно)
- Назовите хлеб ласково (хлебушек).
- Назовите крошки хлеба (хлебные).
- Как называется квас из хлеба? (хлебный).
- Как называется посуда для хлеба? (хлебница).
- Назовите прибор для нарезки хлеба (хлеборезка).
- Кто выращивает хлеб? (хлебороб).
- Кто выпекает хлеб? (хлебопек).
- Назовите завод, где выпекают хлеб (хлебозавод).
-Где хлеб рождается? (в поле)
-Откуда хлеб приходит к нам на стол? (из магазина)
- хлеб сеют? (весной)
-В чём хранится хлеб? (в хлебнице)
-Назовите хлеб ласково (хлебушек)
-Поджаристая часть хлеба? (корочка)
-Самая маленькая частица у хлеба? (крошка)
-Чем в старину выбивали зерно из колосьев? (цепом)
- такое сусек? (ящик для зерна, муки)
Минутки мудрости
Ржаной хлебушко - (калачу дедушка)»
«Хлеб -батюшка, (а водица - матушка)»
«Плох обед, (если хлеба нет)»
«Хочешь есть калачи (не сиди на печи)»
«Пот на спине, зато (хлеб на столе)»
«На чужой каравай (рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай)»
«Хлеба ни куска, (так и в тереме тоска)»
«Без соли и хлеба (худая беседа)»
Конкурс «Напиши отгадку» подгруппе детей необходимо отгадку составить из букв
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (мука)
Что на сковороду наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены,
Ходит дом ходуном на столбе золотом. (колос)
Кроссворд: дети отгадывают слова, в итоге получается слово-каравай
1. Кто работает на комбайне? (комбайнер)
2. Куда свозят зерно? (амбар)
3. Из чего делают муку? (зерно)
4. Из чего пекут хлеб? (мука)
5. Продолжи пословицу: «Хлеб всему….(голова)»
6. Где перемалывают муку в зерно? (мельница)
7. Как называется зерно, из которого пекут белый хлеб? (пшеница)
В заключении детям выносится каравай, все приглашаются пить чай с караваем.
Дидактические игры:
«Назови профессию»
«Что, где растет»
«Что из какой муки испекли?»
«Четвертый лишний»
«От зерна до каравая»
«Я знаю пять названий хлебобулочных изделий»
Творческая мастерская: коллаж «Наш любимый, самый вкусный чудо-хлебушек родной!»
Цель: закреплять знания детей о разнообразии хлебобулочных изделий; развитие творческих способностей
Взаимодействие с семьей:
предложить родителям провести дома опытно-экспериментальную деятельность:
1. Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).
2. Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).
3. Замешивание теста и выпекание хлеба в электро-хлебопечке.
Чтение художественной литературы о хлебе:
• Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; «Колобок» (См. приложение 3)
• В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
• К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка»;
• В. Ремизов «Хлебный голос»;
• Я. Аким «Хлеб»;
• Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
• Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»;
• И. Токмакова «Что такое хлеб»;
• Н. Самкова «О хлебе»;
• П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;
• Загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе
Просмотр документальных фильмов:
«История про хлеб»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб»;
«Как печется хлеб!» Передача для детей «АБВГДейка».
Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена;
«Колобок» русская народная сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.
Оформление выставки рисунков на тему: «Вот он-хлебушек душистый!»
Папка-передвижка: «Как испечь хлеб в домашних условиях?»;
Чаепитие с родителями с домашней выпечкой.
Список используемой литературы:
Емельянова, Э. Л. - Расскажите детям о хлебе. Карточки для занятий в детском саду и дома. 3-7 лет, Мозаика-Синтез, 2011 г, Размеры: 216x145x5 мм
Кочкина, Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие – М. : – Мозаика – Синтез, 2013. – 70 с.
Шорыгина, Т. А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.