Виктория Таранова
Сценарий родительского собрания «Воспитание финансовой грамотности детей, через знакомство с элементарной экономикой»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий
в старшей группе
«Воспитание финансовой грамотности детей, через знакомство с элементарной
экономикой»
Подготовила: воспитатель
Таранова В. В.
Март, 2023 г.
Повестка:
Публикация «Сценарий родительского собрания „Воспитание финансовой грамотности детей, через знакомство с элементарной экономикой“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Финансовая грамотность. Сценарии развлечений
- Темочки
1. Воспитание финансовой грамотности детей, через знакомство с элементарной экономикой.
2. Мастер-класс «Знакомство с экономикой через игру»
3. Оздоравливание детей в весенний период.
4. Реализация закона №1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
5. Разное.
Ход собрания:
1. Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня тема нашего родительского собрания «Воспитание финансовой грамотности детей, через знакомство с элементарной экономикой».
- Как вы думаете, что такое «финансовая грамотность? (Ответы)
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
- А как вы считаете, когда следует начинать обучение детей обращению с деньгами? (Ответы)
Воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Зачем нужна финансовая грамотность? Для того чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, мы должны объяснить детям: что такое деньги, где их взять, как ими правильно распоряжаться. Психологи считают, что приобщать детей к финансам следует с 4 – 5 лет, так как в этом возрасте ребенок готов изучать нечто новое, он уже учится считать. В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения в будущем. Применительно к дошкольнику, находящемуся на самом первом этапе жизненного цикла – детства, закладываемые способности управления финансами являются не чем иным как способностями, непосредственно влияющими на его будущее материальное благополучие. Поэтому на этапе обучения дошкольников правильнее говорить о формировании азов финансовой грамотности.
Финансовая грамотность включает в себя :
- умение зарабатывать;
- умение тратить деньги;
- умение экономить;
- умение учитывать;
- умение планировать;
Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Вы уже знаете, что в нашем детском саду мы реализуем образовательную программу «Тропинки». Она включает в себя также «Тропинку в экономику», которая содержит 4 блока.
1. Труд – продукт (товар)
2. Деньги, цена (стоимость)
3. Реклама: желания и возможности
4. Полезные навыки и привычки в быту
Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно обучаются «экономике».
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия. Давайте посмотрим, насколько хорошо Вы знаете сказки и экономику?
«Экономика в сказках»
1. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)
2. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
3. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)
4. В какой сказке главная героиня приехала домой с сундуками золота, а её сестра на свиньях? (Морозко).
5. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
6. В какой сказке умение делать рекламу помогло главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
7. В какой сказке сдобное изделие купился на лесть? (Колобок).
8. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).
9. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).
Знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.
- Скажите, пожалуйста, что такое товары и что такое услуги? (Ответы)
В детском саду мы используем разнообразные формы и методы по ознакомлению дошкольников с экономикой : загадки, пословицы, экономические задачи, сказки, дидактические игры, мультимедийные игры, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, просмотр и обсуждение обучающих мультфильмов сборник «Уроки тетушки Совы» серии «Азбука денег».
Через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогают сюжетно - ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно обучаются экономике. Необходимо донести до детей, что:
- Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются!
- Объяснить, как люди зарабатывают деньги и каким образом заработок зависит от вида деятельности.
- Сначала зарабатываем – потом тратим.
- Рассказать, что «из кошелька можно взять только то, что в него положили». - соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
- Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести.
- Объяснить, что цена – это количество денег, которые надо отдать, а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник.
- Деньги любят счет.
- Приучать вести учет доходов и расходов.
- Не все покупается.
- Прививать понимание того, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.
Финансы – это интересно и увлекательно! Приобщая дошкольника к экономике, родители помогут ему стать самостоятельным, научат ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. А самое главное: наши воспитанники научатся правильно обращаться с деньгами в будущем, вырастут социально адаптированными, успешными людьми.
2. Мастер-класс «Знакомство с экономикой через игру»
Игра «Доход или Расход».
- Мама с папой получили зарплату…. (доход)
- Мама заплатила за детский сад…. (расход)
- Вы нашли клад….(доход)
- Бабушка купила молоко…. (расход)
- Мама купила ботиночки…. (расход)
- Дедушка получил пенсию (доход)
- Папа заплатил за стрижку (расход)
- Вы купили билеты в кино…. (расход)
Игра «ДА - НЕТ»
Я буду говорить высказывание, а вы, если оно правильное, говорите «ДА, НЕТ».
• Уходя из дома, не забывайте выключать свет; Почему?
• Чаще обедайте в ресторанах и кафе? Почему?
• Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете? Почему?
• Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику? Почему?
• Сходил в магазин, оставь себе сдачу? Почему?
• Бережно относись к своим вещам? Почему?
• Чаще пользуйтесь услугами такси? Почему?
• Старайся больше ходить пешком? Почему?
• Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями? Почему?
Блиц – опрос
1. Что делает с рублём копейка? (бережёт)
2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей)
3. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар)
4. Месяц школьных базаров - это (август)
5. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят : «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы)
6. Главный рекламный агент болота – это… Кто? (лягушка)
7. Продукцию, какого народного промысла часто называют золотой? (хохлома)
Блиц-опрос «Финансовые термины».
o Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)
o Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)
o Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)
o Обмен товарами без участия денег. (Бартер)
o Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)
o Как называют человека, который продает товар? (Продавец)
o Как называют человека, который покупает товар? (Покупатель)
o Плановое ведение хозяйства. (Экономика)
o Учреждение, в котором хранят деньги. (Банк)
o Чем можно оплатить товар, если нет наличных денег? (Банковской картой)
Игра «Как заработать? Начни свой бизнес».
Представьте, что вы получили наследство одна команда - молоток, а другая - ножницы. Начни свой бизнес и расскажи, как можно заработать денег.
Придумайте рекламу для своего бизнеса.
3. Наконец наступила долгожданная весна. Однако, как ни странно, но с наступлением весны увеличивается очередь обеспокоенных мам с детьми в поликлиниках на прием к врачам. В чем дело? Почему наши дети становятся вялыми, быстро утомляются, у них портится аппетит? Все очень просто, недостаток витаминов дает о себе знать. Как известно, именно весной погода более неустойчивая. Не помогают даже первые солнечные лучи, которых все мы ждали с таким нетерпением. Даже вполне здоровые дети весной жалуются на не очень хорошее самочувствие. Организм весной становится наиболее ослабленным, как правило, обостряются хронические заболевания.
Как можем мы защитить своего ребенка весной? Что нужно сделать, чтобы помочь детскому организму справиться с инфекциями? Во-первых, необходимо с особым вниманием отнестись к рациону питания нашего ребенка. Во-вторых, более тщательно следить за соблюдением режима дня, как можно больше времени проводить на свежем воздухе. Давайте поговорим об этом подробней.
Питание ребенка весной
Несколько практических советов:
1. Утро ребенка должно начинаться со стакана апельсинового или грейпфрутового сока. Апельсин и грейпфрут очень богаты витамином С. Именно витамин С может укрепить иммунитет ребенка. Как всем известно, большое количество этого витамина находится и в лимоне. Поэтому, чай с долькой лимона также должен быть в рационе вашего ребенка. Но не стоит забывать, что у многих малышей бывает аллергия на цитрусовые. Если ваш ребенок входит в их число, то вам помогут настои из шиповника. Традиционно русская закуска – квашеная капуста содержит витамина С даже больше, чем лимон. Поэтому, не забывайте добавлять ее в меню ребенка.
2. Перед сном ребенку необходимо давать одну чайную ложечку меда. Мед не только позволит укрепить иммунитет ребенка, но сделает его сон более спокойным и крепким.
3. Очень часто в весенний период у детей в крови понижается уровень гемоглобина, то есть начинается анемия. Именно поэтому дети становятся вялыми, сонными, они быстро утомляются. Добавьте в рацион питания грецкие орехи, гранатовый сок, зеленые яблоки. Богаты железом, а именно железо поднимает уровень гемоглобина в крови, такие продукты как: печень и мясо. Много железа и в овощах. Особенно в шпинате, салате, петрушке, зеленом луке.
4. В весенний период в меню ребенка обязательно должны входить и морепродукты. Как известно, морепродукты очень богаты йодом. Йод просто жизненно необходим растущему организму.
Свежий воздух.
Старайтесь проводить максимум времени на улице вместе с ребенком, прогуливайтесь в парках и скверах подальше от дорог и многолюдных мест. Вместе бегайте на улице, играйте в подвижные игры, просто гуляйте на большие расстояния. Прогулки на свежем воздухе очень важны для борьбы с авитаминозом и укрепления детского здоровья, ведь первые солнечные лучи способствуют выработке витамина D.
Сон.
Весной лучше начать укладывать ребенка спать пораньше. В зимне-весенний период дети, по рекомендации ВОЗ, должны спать не менее 10 часов в сутки. Непрерывный сон обеспечит ребенку прилив сил и энергии. И не забудьте проветрить комнату перед сном!
4. Уважаемые родители, напоминаем Вам о законе №1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Краснодарского края».
В целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории Краснодарского края не допускается:
1) нахождение без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в общественных местах:
а) несовершеннолетних в возрасте от 7 до 18 лет - в ночное время;
б) несовершеннолетних в возрасте до 7 лет – круглосуточно.