Татьяна Скрягина
Сценарий родительского собрания во второй младшей группе «Развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речи детей 3-4 лет»
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Публикация «Сценарий родительского собрания во второй младшей группе „Развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Воспитатель: Добрый вечер! Я рада встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Начать наш разговор я хочу со слов Сократа «Заговори, чтобы я тебя увидел». Эти слова я выбрала не случайно, как вы все знаете правильная, выразительная речь - портрет человека. Речь - это не прирожденный дар. Все начинается с детства…
Наше современное информационное общество характеризуется не только расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, но и новыми формами общения. К сожалению, технические средства (телефон, компьютер) заменили переписку и уменьшили личные визиты и встречи. Всё это приводит к низкому уровню общения взрослых с детьми.
Общение – это особый вид деятельности, который имеет свои мотивы, предмет, содержание, средства, результат. Потребность в общении – стремление особого рода познанию себя и других как личностей, которое неотделимо от стремления ребенка к оценке и самооценке.
Речь является формой общения. В приказе Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" речевое развитие выделено в отдельную образовательную область, которое включает следующие основные задачи:
• развитие речи как средства общения
• обогащение активного словаря
• развитие связной, грамматически правильной речи (диалог, монолог)
• развитие речевого творчества
• знакомство с книжной культурой
• формирование предпосылки обучения грамоте
• развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям:
Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи : создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Хорошо развитая речь ребёнка способствует успешному обучению в школе. Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.
Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Ребёнок четвёртого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы выражать словами свои мысли, желания, намерения. Ребёнок не только воспринимает окружающий мир, но и пытается высказать своё мнение о том, что видит, свое отношение к происходящему. Постепенно приходит умение устанавливать связи между предметами и явлениями окружающего мира и даже делать выводы. Конечно, не все дети одинаково развиваются в речевом плане, у каждого могут быть свои индивидуальные особенности.
Одно из новых явлений, которое отмечается в речевом развитии ребёнка четвёртого года жизни, это возрастающая любознательность, которая заставляет малыша задавать вопросы. Ребёнок начинает общаться не только с близкими, родными людьми, но и с посторонними, причём зачастую сам выступает инициатором общения. Он задаёт вопросы всем, кто находится рядом с ним, и таким образом расширяет свои знания об ок-ружающем мире, получает представление о самых разнообразных предметах и явлениях, которые привлекают его внимание, вызывают интерес, кажутся непонятными. С увеличением количества и усложнением содержания вопросов крепнет стремление ребёнка обозначить предметы, явления, признаки словом. Внимание ребёнка этого возраста ещё недостаточно устойчиво и ответ взрослого он не всегда дослушивает до конца, однако необходимая информация дойдёт до его сознания.
Ребёнок трёх—четырех лет ещё не владеет монологической речью, то есть речь, которой он пользуется, достаточно ситуативна, фразы (большей частью простые, хотя и распространённые) зачастую не связаны между собой по содержанию. Вот почему малышу пока ещё не доступен пересказ сказки, рассказа, события. Затрудняется ребёнок и в описании сюжетной картины, ограничиваясь показыванием изображённых предметов и действий, которые они совершают. Небольшие стихотворения, рифмо-ванные потешки ребенок запоминает и может рассказать по памяти.
К четырём годам словарь ребёнка доходит до двух тысяч слов. В речи преобладают существительные и глаголы, но постепенно ребёнок начинает пользоваться местоимениями, наречиями, числительными.
Словарь ребёнка постоянно расширяется. Он уже обозначает принадлежность предмета кому-либо прилагательным или местоимением, начинает осваивать простые предложения. Параллельно с развитием словаря формируется грамматический строй речи, прежде всего за счёт усложнения и структуры употреблённых ребёнком фраз. Преобладают простые распространенные предложения, однако фраза становится более развёрнутой, может состоять из четырёх—шести слов. В речи встречаются и сложные предложения: «Мы пришли в сад, а там Лена гуляет».
Улучшается и слоговая структура слов. Ребёнок может пользоваться двух-, трех- и четырёхсложными словами (пирамида, ведёрко, яблоко, удаются ребёнку и слова со стечением согласных (платье, стакан). Ко-нечно, у большинства малышей в этом возрасте ещё встречаются пропуски слогов в сложных словах, перестановки, замена слогов, ребёнок может укоротить сложное слово (бабочка - бачка) или вставить лишний слог.
Улучшение качества произносительной стороны речи связано ещё и с совершенствованием речевого слуха ребёнка, его слухового восприятия. Ребёнок хорошо дифференцирует звуки по звонкости — глухости, фик-сирует неречевые звуки. Хотя названное нарушение звуковых дифференцировок говорит о ещё недостаточном умении различать звучание фонем на слух, определять их характерные особенности.
Развивается и голосовой аппарат малыша. Правда, четырёхлетний ребёнок ещё не владеет полностью своим голосом, то есть не всегда может менять громкость, высоту голоса, темп речи, но интонационно-мелодич-ных! компонент речи становится более совершенным. Малыш может интонацией выразить своё отношение к сообщаемому, а также передать интонацию, с которой говорит взрослый, то есть подражает речи окружа-ющих. Вам следует знать, что ребёнок будет правильно произносить звуки, чисто говорить только в том случае, если он хорошо слышит, может различать звуки на слух и стараться откорректировать своё произношение по услышанному. Поэтому нужно развивать слуховое внимание ребёнка, развивать его способность распознавать как речевые, так и неречевые звуки.
Для этого вы можете использовать следующие задания.
Угадай, на чём играю?
Побренчите на бубне, барабане, гармошке так, чтобы ребёнок не видел, а только слышал, и попросите назвать источник звука.
Угадай, кто кричит?
Дайте малышу картинку с изображением разных животных или игрушек (трёх—пяти). Подайте голос, подражая крику одного из животных, и попросите показать, кто из них кричит.
Громко — тихо
Объясните ребёнку, что если он услышит громкое звучание бубна, то должен хлопать в ладоши, а если тихое — топать ножками.
Солнышко — дождик
Объясните ребёнку, что вы будете бить в бубен, когда «идёт дождь». Услышав бубен, малыш должен «спрятаться» от дождя, например залезть под стол.
Кто идёт?
Объясните ребёнку, что, когда вы будете медленно бить в бубен (барабан, он должен идти медленно, как черепаха, а когда быстро — двигаться быстро, как зайка. Меняя темп звучания, вы научите ребёнка ме-нять темп движения.
Угадай, близко или далеко поезд?
Дайте ребёнку картинки с изображением поезда. Крупное изображение — поезд близко, маленькое — далеко. Погудите тихо — ребёнок должен указать на картинку, где поезд далеко, и, наоборот, погудите громко — ребёнок должен указать на картинку, где поезд близко.
Что звучит?
Попросите ребёнка определить, какой предмет производит звуки (стул, молоток, звон ложки о стакан, свисток и т. д.).
Узнай по голосу
Эта игра требует участия других членов семьи, друзей. Ребёнок должен, не видя человека, определить, кто он, по голосу.
Где звучит?
Попросите ребёнка определить, откуда доносится звук и его источник. Это можно сделать на природе, в городе, на даче.
Кто это такой?
Произнесите ребёнку известные ему выражения — слова героев сказок (например, «Репки», «Теремка» и т. д.) и попросите определить, кто говорит, или показать картинку с изображением персонажа.
Вставь слово
Читая ребёнку знакомую ему сказку, стихотворение, рассказ, подталкивайте его к произношению отдельных слов, особенно в конце фразы или строчки. Помочь ребёнку можно паузой, интонацией, выражением ритма в предыдущей строке.
Разучивание потешек, стихов, чистоговорок позволит малышу не только тренировать свою память, но и научиться менять интонацию, темп речи, говорить более выразительно, а также распознавать оттенки интонации в речи окружающих людей.
Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Послушайте, как дышит ваш ребёнок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым. Ведь для того чтобы можно было легко произнести развёрнутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот. При обыкновенном физиологическом дыхании вдох и выдох чередуются непрерывно, выдох равен вдоху, речевое же дыхание предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха. Для тренировки речевого дыхания рекомендуются приведённые ниже упражнения.
Кто дольше?
Вместе с ребёнком дуйте на лежащий на столе ватный шарик. Следите за тем, чтобы выдох был ротовой, но не резкий, шумный, а плавный, лёгкий. Вдох производится через нос.
Буря в стакане
Предложите ребёнку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.
Бабочка (птичка)
На верёвочке укрепите бумажную бабочку (птичку). Предложите ребёнку плавно подуть ртом, не надувая щек, — бабочка полетит.
Снежинка
Предложите ребёнку лёгким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони ватку или папиросную бумажку.
У маленьких детей голосообразующий аппарат ещё не сформирован, поэтому взрослым нужно следить за тем, чтобы ребёнок не перенапрягал голос, оберегать малыша от напряжения, форсирования голоса, дли-тельных голосовых нагрузок, которые возникают, если ребёнок разговаривает слишком громко, кричит.
Учите ребёнка произносить звуки, слова, фразы с различной громкостью, выразительностью, в различном темпе. Малыш будет стараться передавать заданную интонацию, подражать тому, как говорит взрослый.
— Как ветер воет тихо? (у-у-у). А громко? (У-У-У).
— Как ослик тихо кричит? (иа-иа-иа). А громко? (ИА-ИА-ИА).
— Маленький медвежонок рычит: ы-ы- ы, а большой: Ы-Ы-Ы.
— Скажи тихо, чтобы никого не разбудить: Доброе утро!
— Скажи, чтобы тебя все услышали: ДОБРОЕ УТРО!
Объясните малышу, что одинаковые фразы воспринимаются по-разному, если их произносят с различной интонацией:
— Ты будешь со мной играть?
— Ты будешь со мной играть!
— Ты будешь со мной играть.
— Ты будешь со мной играть.
Предложите ребёнку произнести одну и ту же фразу по-разному.
— Как говорит черепаха? Медленно.
— Я иду гулять.
— Как говорит зайчик? Быстро.
— Я иду гулять.
Если вы читаете ребёнку сказки, то он помнит, наверное, «Теремок», «Колобок», «Курочку Рябу», «Репку». На материале этих сказок очень удобно тренировать выразительность речи, учиться интонированности. Текст запоминается легко, так как основан на повторах, в то же время фразы произносятся разными персонажами, что вынуждает ребёнка придавать голосу различные оттенки, говорить выразительно, чётко. Хорошо, если при этом малыш будет смотреть на иллюстрации к сказке.
Чтобы правильно развивать речь ребёнка, нужно придерживаться некоторых советов:
• Речь взрослых должна быть чёткой, неторопливой, грамматически и фонематической — правильно оформленной, не следует искажать слова, имитировать детскую речь: никакого сюсюканья, подделывания под лепет детей. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым; главное говорить медленно, ясно и громко.
• Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправляйте ребёнка (исправляйте допущенные ошибки).
• Играя с ребёнком, упражняйте его в согласовании имён существительных с разными частями речи, например с глаголами. Возьмите куклу и спросите: «Кто к нам приехал?» и, ребёнок даё т полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
• Используйте игрушку для обучения предлогам. (Ребёнок отвечает на вопрос «Где игрушка?», используя предлоги).
• Учите ребёнка самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно поставить яркую игрушку перед ребёнком, предложить её рассмотреть, затем задать вопросы.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.
Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.
Поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.
Подведение итогов собрания.
А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете «Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)» …
Принятие решения собрания.