Нина Марковская
Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста»
Цель:
познакомить с разнообразием подходов к развитию мелкой моторики и функциональности рук детей для решения развивающих, терапевтических, коррекционных и оздоровительных задач;
обучить проведению пальчиковых игр и игр с подручным материалом
дать почувствовать позитивную творческую энергию, которая наполняет детей в результате этих занятий.
Задачи:
Публикация «Конспект родительского собрания во второй младшей группе „Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
1. Вызывать у родителей и детей позитивное отношение к детскому саду;
2. Вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома.
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о проблемах развития мелкой моторики у детей.
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть. Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры.
Вопрос к родителям : Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).
Бытует мнение, что развитие мелкой моторики – это очень важный, но достаточно затратный и монотонный процесс, связанный с отдельными пальчиковыми играми, выполнением графических упражнений на бумаге и игрой с мелкими предметами.
Как факт – современные дети знают мало пальчиковых игр, имеют трудности в овладении письмом и другие проблемы, которые, на первый взгляд, никак не связаны с процессом развития руки, но в действительности являются таковыми.
Практика, а также исследования педагогов и психологов показывают, что пальчиковые игры и упражнения для развития руки имеют огромный потенциал:
способствуют развитию не только мелкой моторики, но и речевых, интеллектуальных способностей, творческого потенциала, эмоций и личности ребенка;
являются главными помощниками при адаптации ребенка к школьному обучению;
эффективно используются для преодоления трудностей в детско-родительских отношениях;
доступны детям с разным уровнем развития и здоровья и дают выраженный оздоровительный эффект;
оказывают терапевтическое влияние;
удачно применяются в работе с детьми и даже подростками для снятия эмоционального напряжения и развития коммуникативных навыков;
дают ребенку возможность «прожить» настоящее детство.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молниях. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать.
Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновение у них заикания.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребё нка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных классах.
Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Как мы развиваем мелкую моторику рук у детей.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и ежедневно.
Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.
1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Вопрос к родителям : Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры.
Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».
ЛОДОЧКА
Две ладошки прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Паруса подниму,
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова "паруса подниму" - поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.
2. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.
Вопрос к родителям : Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Обмен мнениями).
Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки - из плотного цветного картона.
Давайте, посмотрим несколько вариантов таких самодельных шнуровок.
Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон, дырокол, шнурки.
Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок. (слайд)
3. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины, пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т. д.
Вопрос родителям : Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).
Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им. Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.
Далеко не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл. А вы попробуйте сами, насколько это увлекательно и интересно. Нарисуйте солнышко на разносе с манкой.
А теперь попробуйте разобрать крупы по тарелочкам.
Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:
· игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т. д.
· рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
· мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.
На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу. И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.