Екатерина Буркина
Сценарий родительского собрания в старшей группе «Гражданско-патриотическое воспитание с помощью музыки» (часть 2)
▼ Скачать +Заказ
Гражданско-патриотическое воспитание с помощью музыки
.
• Чувство любви к родной природе
Чувство любви к родной природе – еще одно их слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства.
Публикация «Сценарий родительского собрания в старшей группе „Гражданско-патриотическое воспитание с помощью музыки“ (часть 2)» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующей образы природы, например, П. И. Чайковский. Цикл «Времена года» и другие.
Предлагаю Вам прослушать одну пьесу. (Запись П. И. Чайковский. Цикл «Времена года» Июнь. Баркарола.)
Вопрос к родителям : Какие образы Вам навеяла эта пьеса? Какое бы Вы дали ей название?
Так, через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, мы воспитываем такое же отношение и к образам реальной природы.
• Фольклор (народная музыка, танцы)
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании музыки и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор».
Звучит фрагмент песни «Посею лебеду на берегу». Соло – К. Мещерякова. Исп. Русский народный оркестр «Пенза»;
Звучит Башкирская н. п. «Буранбай» (курай).
Произведения музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем, в качестве распевания. Например, особенно у детей старшего возраста популярна р. н. п. «Тень, тень, потетень» в обр. В. Калинникова, р. н. п. «Комарочек».
Народные песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.
2. Обсуждение вопроса «Роль музыки в формировании гражданско-патриотических чувств ребенка»
Итог обсуждения:
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему делу, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. Все мелодии и песни, используемые в слушании и ритмической деятельности детей, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Дети начинают понимать разный характер используемого материла: мелодичные, спокойные песни о природе; глубокие, трагичные – о войне; гордые, торжественные – о победе; веселые, задорные – о детстве…
«Музыка – необходимых душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
3. Обсуждение вопроса «Воспитание гражданина и патриота в семье через народную культуру».
Итог обсуждения:
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды.
Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.
Звучит запись песни «Наша родина – Урал» в исп. Хора народной музыки «Песни Урала»
Таким образом, в народной музыке заключаются большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Звучит запись Р. н. песни «Валенки» в исп. Народного оркестра.
Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не размельчить, не разменять на пустяки, а сохранить и преумножить его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Таким образом, становится понятным, что гражданско-патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. А в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.
Заключение: От уровня гражданско-патриотического воспитания детей во многом зависит становление общества и правового государства в нашей стране.
Сегодня коренным образом изменились отношения гражданина России с государством и обществом, поэтому необходимо воспитывать принципиально новый, демократический тип личности, способный к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свое материальное состояние – человека, сочетающего в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, уважающего права и свободы, традиции и культуру других людей, других народов, проявляющую национальную и религиозную терпимость. Такого человека, который, обладая всеми этими качествами, заботился бы о процветании России, думал не только о своем будущем, но и о будущем старшего поколения россиян.
Ну а в заключение нашего собрания я хотела предложить Вам, дорогие родители, диск, где собраны песни и танцы народов Урала, звуки родной природы. А также на нем Вы можете прослушать вместе с Вашими детьми цикл «Времена года» П. И. Чайковского.
Каждому из родителей предлагается «Памятка для родителей» и диск.
Памятка для родителей
1. Если Вы хотите воспитать ребенка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живете.
2. Рассказывайте своему ребенку об испытаниях, выпавших на долю Ваших предков и Вас самих, из которых они и Вы вышли с честью. Сопровождайте Ваш рассказ музыкальными произведениями.
3. В выходной день сходите с ребенком на концерт народной музыки. Чем чаще и регулярней Вы будете это делать, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом и юношеском возрасте.
4. Помните: чем больше Вы будете выражать недовольство каждым прожитым днем, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать Ваш ребенок.
5. Когда Вы общаетесь со своим ребенком, интересуйтесь, кто его друзья, кто ему помогает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятиях.
6. Поддерживайте у ребенка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему: «Не высовывайся!» «Сиди тихо!» и т. д.
7. Смотрите с ним передачи, фильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой Вы живете. Позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
8. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие – оно обернется против Вас.