Татьяна Назарова
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с нарушением речи «Пальцы помогают говорить»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий родительского собрания в старшей группе комбинированной направленности для детей с нарушением речи.
Подготовила: Назарова Татьяна Петровна, воспитатель ГБОУ СОШ № 4
структурное подразделение "Детский сад "Тополек"" п. г. т. Безенчук, Самарская обл.
Тема: "Пальцы помогают говорить"
Публикация «Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с нарушением речи „Пальцы помогают говорить“» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Цель: знакомство родителей с приемами и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, для использования в домашних условиях
Задачи: 1) Сформировать у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей
2)Расширить знания о видах игровой деятельности по развитию мелкой моторики
3) Познакомить с речевыми играми
План: 1) Сообщение воспитателя "Пальцы помогают говорить"
2) Практикум "Веселье и труд рядом живут"
3) Рефлексия "Игровой калейдоскоп на развитие чувствительности и координации движений пальцев и кистей рук"
4) Чаепитие
Предварительная работа:
Организация выставки рисунков, аппликации, поделок из природного материала, пластилина.
Оформление папок-передвижек по данной теме.
Организация выставки игр, дидактических пособий на развитие мелкой моторики.
Подбор литературы по теме
Приготовление цветного соленого теста.
Оборудование: плакаты "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" (В. А. Сухомлинский)
"Рука - это своего рода внешний мозг" (Э. Кант)
"Рука - это инструмент всех инструментов" (Аристотель)
Материал: дощечки, скалки, соленое, цветное тесто, стеки, дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров, бусины, семена, материал для проведения игрового калейдоскопа: каштаны, шишки, орехи, прищепки, коврики"травка", шарики с наполнителем (крупы, горох, фасоль палочки.
Ход собрания:
Воспитатель: 1) Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о развитии мелкой моторики рук. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи, внимания, памяти; способствует интеллектуальному развитию детей. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Всё дело в головном мозге, а точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речь. Данные центры расположены очень близко друг к другу. Таким образом, массируя пальцы и развивая мелкую моторику, мы стимулируем, активизируем соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь. Иными словами, наша речь находится на кончиках наших пальцев. Эффективные пути для развития мелкой моторики пальцев рук и развитие ручной умелости - рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание, различные игры с мелкими предметами, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него, пальчиковый театр, упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами). Детям, посещающим логопедическую группу, игры по развитию пальцевой моторики просто необходимы. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики поможет в более короткие сроки исправить речевое нарушение, ускорит созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и будет способствовать ускорению исправления дефектов речи.
2) Практикум "Веселье и труд рядом живут". Вот сейчас мы и будем доказывать это делом. Как можно неназойливо в спокойной домашней обстановке развивать мелкую моторику рук детей. После трудового дня предлагаю вам отдохнуть вместе с детьми, устроить вечер отдыха. Как говорится : "Кончил дело - гуляй смело". "Делу - время, а потехи - час. " А какой же праздник без подарков. Вот мы сейчас этим и займё мся: У нас будет две команды: "Умельцы" и "Мастера". Перед работой мы проведём пальчиковую гимнастику, разомнём пальцы.
Пальчиковая гимнастика "Разотру ладошки сильно"
Разотру ладошки сильно
Каждый пальчик покручу
Затем руки я помою
Пальчик в пальчик их вложу
На замочек их закрою
И тепло поберегу
Выпущу я пальчики
Пусть бегут, как зайчики!
Команда Мастеров готовят сувениры из цветного, солёного теста. Команда Умельцев делают для всех подарки, сувениры на пластилиновых дощечках, выкладывая узоры из семян, бусин, косточек, ракушек.
Воспитатель (берёт в руки блокнот, ручку, фотоаппарат) : Здравствуйте, люди мастеровые! Я корреспондент газеты "Речецветик", которая выходит в группе "Золотая рыбка". Узнала я, что у вас доброе дело затевается и решила об этом в газете написать, чтобы и другие узнали, как вы дружно работаете и весело отдыхаете.
Подходит к команде Мастеров
- Чем вы занимаетесь? Какие продукты вам понадобились для приготовления теста? Какие поделки вы приготовите?
Подходит к команде Умельцев
- Какие подарки вы готовите? Что вы используете в работе? Как вы мастерите сувениры?
Воспитатель: Пока вы работаете, я предлагаю вам поиграть в игру "Найди в своей мастерской интересные слова" (каждая команда придумывает и называет слова, например : тесто - мягкое, гладкое, тёплое, солёное, липкое. Сувениры - интересные, красивые, сказочные, загадочные и т. д.) Вы готовите подарки, а я предлагаю вам "приготовить" сок.
Игра "Приготовим сок". Я буду называть фрукты и овощи, а вы отвечать - какой сок получится. (Если работы будут не закончены - предложить поиграть в игру "Доскажи словечко". После выполнения работы, проводятся конкурсы между командой детей и родителей.)
Воспитатель: Дети всегда были хорошими помощниками. Взрослые с любовью говорили о них : "Мал, да удал", "Хороша девушка Аннушка, коли хвалят мать, да бабушка". Много пословиц и поговорок сложил народ о труде и умении.
Конкурс:" Кто больше назовёт пословиц и поговорок о труде".
Без труда не вытащишь рубку из пруда.
Под лежачий камень вода не течёт.
Терпение и труд всё перетрут.
Умелые руки не знают скуки.
Была бы охота, заладится всякая работа.
Есть калачи - не сидеть на печи.
Труд кормит, а лень - портит.
Воспитатель: В народе говорят : "Веселье и труд - рядом живут".
Конкурс частушек
Дорогие папы, мамы!
Мы Вас просим не шуметь.
Ставьте ушки на макушки,
Мы частушки будем петь!
«Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой позор!»
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком.
Подошла к нему корова –
Причесала языком.
Говорит лентяйке мать :
«Убери свою кровать!»
А лентяйка: «Маменька,
Я же еще маленька!»
Закопченную кастрюлю
Юля чистила песком.
Два часа в корыте Юлю
Мыла бабушка потом.
Мама шла из магазина,
Рядом с ней шагала Зина.
Не догадывалась дочь
Маме груз нести помочь.
У неряхи-растеряхи
Все не этак и не так.
И рубашка нараспашку,
И без пуговиц пиджак.
Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли
А теперь мы вас попросим
Чтобы нам похлопали.
Логоритмическая гимнастика "Чок чок чок, наступлю на каблучок" (С детьми и родителями)
3) Воспитатель: Вы приготовили отличные сувениры, а чтобы они получались такими всегда, пальчики нужно развивать. Хорошую тренировку обеспечивают пальчиковые игры, они очень эмоциональны, просты, при выполнении каждого упражнения нужно вовлекать все пальчики (Проводится пальчиковая гимнастика "Щелчки", "Репка"). Выполняя пальцами различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики, которая не только оказывает воздействие на развитие речи, но и подготавливает руку ребёнка к рисованию и письму.
Достоинством игр на развитие мелкой моторики рук является то, что для их проведения не требуется какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме.
Очень полезен самомассаж кистей рук с помощью шариков, пружинок, прищепок, каштанов, грецких орехов, шестигранного карандаша, ковриков "Травка". Давайте поучимся выполнять самомассаж с различными предметами.
Игра "Ёжик. " (с резиновым, колючим мячом)
Ежик нам ладошки колит,
Руки нам готовит к школе.
Игра "Каштан"
Я каштан держу в руке
И ладошками катаю
Зажимаю в кулаке
Отпуская, разжимаю.
Игра "Веселые прищепки" (Бельевой прищепкой ребенок "кусает" ногтевые фаланги поочередно на ударные слоги стихотворения)
Сильно кусает котенок глупыш
Он думает, это не палец, а мышь
Но я же играю с тобой малыш
А будешь кусаться, скажу тебе "кыш. "
Очень увлекательно проходят игры с различными крупами.
Игра "Помоги Золушке" (Перебрать фасоль и горох, или гречку и рис)
Игра "Что внутри" (В воздушных, не надутых шариках находится гречка, манка, рис, пшено, горох, фасоль. Ребенок на ощупь определяет. что внутри)
Игр на развитие мелкой моторики очень много, вы их можете найти в подготовленных нами книгах, папках-передвижках. А пока вы были заняты работой, у нас в редакции выпустили новый выпуск газеты "Речецветик" и я дарю вам его в помощь по работе с детьми. Следующий номер выйдет через месяц, и я прошу вас написать заметки о том, как вы занимаетесь с детьми дома. А теперь я приглашаю вас на чаепитие.
Литература:
Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. "Пальцы помогают говорить"
Крупенчук О. И. "Тренируем пальчики, развиваем речь"
Громова О. Н. "Игры - забавы по развитию мелкой моторики"
Савина Л. П. "Пальчиковая гимнастика для развития дошкольников