Светлана Александровна Осинцева
«Режиссерская игра». Консультация для педагогов дошкольных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
Режиссерская игра – это вид детских игр, который изучен менее всего. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Это можно объяснить тем, что задача воспитания состояла в формировании коллектива детей, коллективизма. А режиссерская игра индивидуальна и для этих целей не могла быть использована. Этим можно объяснить невнимание ученых вэтому виду игр.
Конечно, к коллективным играм мы детей привлекаем, дети должны понимать и чувствовать друг друга, но даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Часто, наблюдая за своими воспитанниками, мы - воспитатели видим как долго, сосредоточенно ребенок что – то строит или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц. Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности, закрепление полученных знаний.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Режиссерские игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Режиссерская игра – это игра с маленькими куклами, машинками, животными.
Ребенок не участник, а режиссер событий, актер и декоратор.
Как любые самостоятельные игры, режиссерские игры можно обеспечить условиями для их появления и полноценного развития. Эти условия раскрываются в содержании комплексного метода, направленного на развитие самостоятельных игр детей. Детям необходимо показать способы осуществления режиссерских игр как на материале сюжетных игрушек, так и на материале других объектов, предметов – заместителей. Именно в режиссерской игре происходит:
- развитие исследовательской активности;
- открытие новых знаний и преобразование предметов окружающей действительности;
- овладение умением наблюдать, анализировать, сравнивать;
- развитие умения выдвигать гипотезы и находить пути их решения.
Играя в режиссерскую игру «На улице города», дети знакомятся с дорожными правилами, видами транспорта. В играх «В деревне», «В лесу» ребенок разделяет диких и домашних животных, вспоминает правила поведения в лесу.
Иногда нужных игрушек не оказывается под рукой, дети сами их изготавливают. В ход идет бумага – шашлыки, мешочки для метания – пирожки, камушки – драгоценности, деньги. Здесь игра тесно переплетается с продукт вырезание овощей из бумаги и раскладывание их на грядке, изобразительная деятельность – Вова захотел вместо игры «Превращение злых героев сказки в добрых» изготовить про это книгу из альбомных листов, а также другими вне игровыми видами деятельности – конструирование – создание постройки для обыгрывания сюжета, экспериментирование – исследование прочности бумаги, что бы сделать кораблик и отправить своего героя в путешествие. То есть, для мотивационного обеспечения, в ход пускается очень многое и грань перехода от одного вида деятельности к другому становится практически неуловима.
Режиссерская игра имеет важное значение для психического развития ребенка.
По мнению доктора психологических наук – Елены Евгеньевны Кравцовой, режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развивается образно – ролевая, сюжетно – ролевая, театральная и другие виды игр, но и она (режиссерская игра) завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка. В книге «Разбуди в ребенке волшебника», ученая подробно раскрывает роль режиссерской игры в развитии маленьких детей.
Почему такой вид детской игры называется режиссерской? Так как режиссерская игра имеет сходство с деятельностью режиссера фильма или спектакля?
Во – первых, ребенок в этой игре сам, один создает сюжет своей игры. Сюжеты просты, могут состоять из одного – двух предложений, но они принадлежат самому ребенку – его воле, его желанию, его замыслу.
Во – вторых, так же как режиссер, ребенок придумывает, чем что будет. Ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети 6 – 7 го года жизни могут использовать предметы – заместители. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать по представлению, позволяет наделять игрушку ролью вне зависимости от ее принадлежности. В игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечками.
В – третьих, сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мизансцены, представляет в пространстве кто, где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать друг с другом.
В – четвертых, ребенок может выполнять в игре все роли или сопровождает игру текстом.
Режиссерская игра старших дошкольников отличается от игры малышей. Сюжеты становятся сложнее, может проходить без множества предметов, а в форме диалога с одной игрушкой.
Режиссерская игра в старшем дошкольном возрасте может быть коллективной. Они могут быть одним целым, вместе придумывать сюжет, представлять его предметно, вместе готовить игровую обстановку.
В чем заключается педагогическая ценность режиссерских игр:
1. Способствует социальному развитию ребенка, умению воспринимать и понимать жизненные ситуации;
2. Помогают детям приобрести игровой опыт, создать предпосылки для перехода к развитым сюжетно – ролевым играм;
3. Развивают самостоятельность ребенка, умение занять себя в новой жизненной ситуации;
4. Помогают приобрести навыки и умения для организации самостоятельной театральной деятельности;
5. Помогают детям преодолеть трудности общения, неуверенность, стеснительность, замкнутость;
6. Дают возможность развиваться индивидуальным особенностям детей, игровому творчеству. Ребенок самостоятельно моделирует новую игровую ситуацию из элементов знакомых сюжетов.
7. Является средством формирования у ребенка адекватной самооценки – необходимого компонента учебной деятельности и показателя готовности к школьному обучению.
Значение режиссерской игры:
- Дети самореализуются;
- У детей активизируются речь, воображение, мышление;
- У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности, развиваются артистические способности.
Условия развития режиссерской игры:
- У детей должны быть знания и впечатления об окружающей жизни;
- Должна быть хорошая предметно – развивающая игровая среда;
- Должно быть свободное время;
- Должны быть подобраны обучающие игры и упражнения (разнообразные виды театрализованных игр)
- Должен быть наглядный пример хорошо умеющего играть в режиссерские игры – воспитателя или другого ребенка.
Режиссерские игры тесно переплетаются с конструированием, сюжетно – ролевыми играми.
Следуя новообразованиям – ФГОС, именно режиссерские игры являются важнейшим диагностическим инструментом, так как, наблюдая за их течением можно своевременно выявить детей, испытывающих эмоциональный дискомфорт, что бы впоследствии оказать им помощь, создать наиболее благоприятные условия для нервно – психического развития, оптимизировать их отношения с окружающими.
Режиссерская игра, как метод развития личности, широко отражается в основных принципах ФГОС:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас. И правильно, ребенок играет – это ему знакомо, это доставляет ему радость;
- построение образовательной и игровой деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования и игровой обстановки;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в разных видах деятельности;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Маленькие дети в возрасте 2 – 3 лет не всегда самостоятельно могут играть в задуманные взрослыми игры. Не стоит навязывать им свой сюжет, показать наглядный пример, объяснив, как играть, управляя героями и придумывая сюжет.
В младшей группе ребенок по предложению воспитателя включается в разнообразные имитационные игры. Связанные с передачей образов («Зайка делает зарядку», «Воробушки и автомобиль», «Теремок», «Ладушки»). Взрослый, демонстрируя разные виды театров, участвуя во всех предлагаемых видах игр, показывая образы изображения персонажей, содействует накоплению игрового опыта детей.
В средней группе театральная игра – важнейшая форма развития у ребенка ведущей способности, необходимой человеку на всю жизнь – различать обозначаемое и обозначение. Любая роль – это знак. В этом возрасте вводятся еженедельные вечера, посвященные разыгрыванию детьми сказок, известных с младшей группы. С одной стороны, данные игры воспроизводятся ребенком на основе подражания увиденному, с другой стороны – благодаря рассматриванию иллюстраций. Накоплению знаний о повадках животных. Это инсценировки сказок – «Колобок», «Круть и Верть», далее по выбору взрослого. У детей проявляется большой интерес к элементарным режиссерским играм, ребенок с удовольствием придумывает сюжет к игрушкам - «Как утка спасла утят от лисы», «День рождения Зайца».
В старшей группе ребенок экспериментирует с разными видами театров, он воспроизводит типичные действия изображаемого персонажа. Важным для развития игры – драматизации является не только то, что ребенок изображает, но и то, как он это делает, на сколько совершенна передача содержания роли. Здесь, наряду с современными сюжетно – ролевыми играми развиваются индивидуальные, а иногда и совместные режиссерские игры с игрушками. Ребенок создает все более сложные игровые ситуации, иногда со многими участниками. Характерно, что играя с персонажами ребенок может не брать на себя ни какой роли, либо принимает на себя по очереди роли всех персонажей, регулирует отношения действующих лиц, организует игру как режиссер.
В подготовительной к школе группе ребенок еще активнее, чем в старшей. Он увлекается театральными играми,
усложняя и обогащая их в силу своего жизненного и творческого опыта. Использование предметов – заместителей помогает ребенку действовать «в уме», решать разные задачи, используя образы и речь, в полной мере реализовывая свой игровой замысел.
Это такие игровые ситуации – «Научим Незнайку переходить улицу», «Ждем гостей», «Приключения Маши и медведя», «Путешествие любимого героя по разным сказкам»…Один сюжет режиссерской игры может переходить в другой, принимая неожиданный результат.
Рефлексию такого вида деятельности можно провести в течение дня, а можно и на следующий день, отмечаю положительные стороны и привлечение к следующим игровым взаимодействиям между детьми.
Режиссерская игра дошкольников, которая проводится под наблюдением профессиональных педагогов, может многое рассказать о ребенке, показать его эмоциональное состояние, уровень развития, рассказать о том, что именно сегодня волнует маленького «режиссера».