Татьяна Пожарская
Сценарий познавательно-игровой программы мероприятия для детей старшего дошкольного возраста и родителей по ПДД
«Правила дорожного движения должен каждый знать, без сомнения!»
Пояснительная записка
Обеспечение здоровья детей – основная и главная задача цивилизованного
общества. Работа воспитателей направлена на формирование
у детей дошкольного возраста навыков правильного поведения в
нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать навыки
правильного поведения на дороге мы стараемся с раннего возраста.
Правила, усвоенные ребёнком в детстве, наиболее прочные, впоследствии
Публикация «Сценарий познавательно-игровой программы мероприятия для детей старшего дошкольного возраста и родителей по ПДД» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2021
становятся нормой поведения. Знакомство детей с культурой поведения на
улице связано с развитием ориентировки в пространстве, формирует
личностные качества ребёнка, такие как, внимание, ответственность за своё
поведение, уверенность в своих действиях. Большую помощь в привитии
данных навыков оказывают родители наших воспитанников. Они являются
хорошими помощниками в проведении многих мероприятий, так как, личный
пример родителей очень важен для ребёнка. Он является одним из
основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного
поведения на дороге, дисциплинированность, которая побуждает их
подчиняться порядку.
Организованное развлечение с детьми и родителями, позволяет обеспечить
каждому активный отдых, эмоциональное благополучие. Практика
показывает, что организованная деятельность и развлечения по правилам
дорожного движения, закрепляют эти знания, вносят неоценимый вклад в
развитии всесторонне развитой личности ребенка, ответственного
гражданина и внимательного пешехода.
Цель: привлечь родителей к совместному проведению развлечения по
закреплению у детей представлений о правилах дорожного движения.
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать у детей познавательные процессы, необходимые им для
правильной и безопасной ориентации на улице, дороге.
2. Вырабатывать у дошкольников устойчивые привычки безопасного
поведения на улице.
Образовательные:
1. Способствовать усвоению дошкольников дорожной лексики.
2. Закреплять знания детей о назначении светофора и его сигналов,
о транспорте разного вида (грузовой, пассажирский, воздушный, водный, о
знаках дорожного движения, о правилах дорожного движения.
3. Формировать в процессе выполнения заданий осознанность опасных и
безопасных действий на улице и дороге.
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
2. Прививать детям дружеские взаимоотношения, умение действовать
сообща.
3. Подарить детям радость общения с родителями.
Форма проведения: познавательно – игровая программа.
Место проведения: игровая комната.
Материалы и оборудование: плакаты «Дорожные знаки», знаки дорожного движения, макет проезжей части дороги, предметные картинки по теме «Транспорт», флажки и круги зелёного, жёлтого, красного цвета, ватман, маркеры, клей, магнитная доска, бинты медицинские.
Предварительная работа:
1. Беседы о правилах поведения во дворе, улице, дороге
2. Заучивание коротких стихов о дорожных знаках, чтение книги
В. Киселёва «Дорога глазами детей»,
3. Д/И «Дорожные знаки»
4. Рисунки на тему «Наш друг – светофор!».
План мероприятия:
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Совместные задания.
3. Подведение итогов.
Ход мероприятия:
1 ЭТАП
Воспитатель (в роли постового читает стихотворение):
Цель: настроить детей и родителей на участие в мероприятии, вызвать
интерес и желание играть.
Азбука улиц,
Проспектов, дорог,
Город даёт нам
Всё время урок.
Вот она азбука,
Над головой:
Знаки развешаны
Вдоль мостовой.
Азбуку города
Помни всегда,
Чтоб не случилась
С тобою беда.
-Уважаемые родители и дорогие ребята! Сегодня мы встретились, чтобы
вместе поиграть и пообщаться. Я приглашаю вас на познавательно-игровую
программу, которая называется «Правила дорожного движения должен каждый знать, без сомнения!» Конкурсная программа направлена на закрепление правил поведения на улице, дороге.
Играть мы сегодня будем вместе с вашими родителями. Они помогут вам в трудную минуту, подскажут правильный ответ.
В нашей игре будут принимать участие три команды:
1. Команда семьи Афониных - «Зелёный огонёк» (мама - Афонина С. Г., дочка Маргарита).
2. Команда семьи Хорошевских - «Жёлтый огонёк» (мама –
Хорошевская Ю. Б., сын Андрей,
3Команда семьи Музыченко - «Красный огонёк» (мама – Музыченко А. Е., дочка Оля).
Нашу конкурсную программу мы
начинаем с приветствия команд.
Приветствие команд:
1 команда: ЗЕЛЁНЫЙ ОГОНЕК.
Наш девиз:
Когда горит зелёный свет,
Проходи, препятствий нет!
2 команда: ЖЁЛТЫЙ ОГОНЁК.
Наш девиз:
Жёлтый свет – готов к пути,
Но немного подожди!
3 команда: КРАСНЫЙ ОГОНЁК.
Наш девиз:
Самый строгий – красный свет.
Стой! Дороги дальше нет!
Приветствие членам жюри:
Ваше благородие,
Господа Жюри.
Для кого вы строгие,
А к кому добры.
Не судите строго,
Дайте только шанс.
Не везло нам раньше,
Повезет сейчас.
Воспитатель - Постовой:
Команды, занимайте свои места.
2 ЭТАП Совместные задания
Право начать первым игру предоставляется команде под №1 (жеребьёвка).
1. Конкурс загадок «Виды транспорта»
Цель: закрепить знания детей, полученные на занятиях, о разных видах
транспорта; развивать мышление, память, сообразительность.
1. На резиновом ходу
Все дороги обойду.
Мне открыты все пути.
Вам со мною по пути? (машина)
2. Что за чудо этот дом-
Окна светлые кругом.
Носит обувь на резине,
А питается бензином? (автобус)
3. Силач на четырёх ногах,
В резиновых сапогах
Прямиком из магазина
Притащил нам пианино? (грузовой автомобиль)
4. Вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь рулём? (велосипед)
5. В поле лестница лежит.
Дом по лестнице бежит? (поезд)
6. Летит, как стрела,
Жужжит, как пчела? (самолёт)
7. Гордо по морю плывёт
Белоснежный… (пароход)
8. Загудел глазастый жук,
Обогнал зелёный луг.
У дороги смял ковыль
И ушёл, оставив пыль? (мотоцикл)
9. У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня? (светофор)
2. Конкурс «ДА или НЕТ»
Постовой: Сейчас проверим, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)
3. Конкурс «Светофор»
Цель: закрепить знания детей о назначении светофора и его сигналов, развивать умение аккуратно пользоваться клеем.
Задание:
Участники команд приклеивают на ватман в нужной последовательности
части светофора (круги красного, жёлтого, зелёного цвета). Выигрывает та
команда, которая правильно и быстро справится с заданием.
Постовой: Вот и зажёгся зелёный свет светофора. На зелёный свет начинает
движение весь транспорт. Наш следующий конкурс.
4. Конкурс «Нарисуй транспортное средство»
Цель: развивать память, изобразительные навыки, речь детей, умение
правильно называть части транспортного средства и их назначение.
Задание:
Необходимо нарисовать любое транспортное средство и объяснить – для
чего оно предназначено. Выигрывает та команда, которая оригинальнее и
выразительнее справится с заданием.
5. Конкурс «Перевозка грузов»
Цель: закрепить знания детей о правилах поведения на дороге и умение
применять их, прививать навыки коллективной работы.
Постовой:
На улице нашей машины, машины,
Машины-малютки, машины большие.
Спешат легковые, фырчат грузовые,
Торопятся, мчатся, как будто живые.
У каждой машины дела и заботы
Машины выходят с утра на работу.
Задание:
Участники команд (дети) перевозят строительный материал по макету
проезжей части дороги, а мамы – строят дом. Выигрывает та команда,
которая быстрее всех перевезёт груз и построит дом.
6. Конкурс «Будь внимателен!»
Цель: закрепить знания детей о видах транспорта, развивать речь, внимание
детей.
Задание:
Необходимо маленьким участникам каждой команды правильно отобрать
предметные картинки с изображением транспортных средств и назвать их:
1команде – наземный вид транспорта,
2команде – воздушный вид транспорта,
3команде – водный вид транспорта.
Побеждает та команда, которая быстрее всех и правильно справится с
заданием.
7. Конкурс «Дальше, дальше, дальше…» Участникам предлагается отгадать загадки транспорте.
(1 балл за правильный ответ)
Для этого коня еда - бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется, по дорогам он несется.
(Автомобиль).
Тянется нитка, среди полей петляя.
Лесом, перелесками без конца и края.
Ни ее порвать, ни в клубок смотать.
(Дорога).
Две пары ног на мостовой,
И две руки над головой.
Что это?
(Троллейбус)
Два брата убегают, а два догоняют?
Что это?
(Колеса)
Наш приятель тут как тут -
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай,
Отправляется.
(Трамвай)
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги и бегут два колеса.
У загадки есть ответ, это мой.
(Велосипед).
Я в любое время года
И в любую непогоду,
Очень часто в час любой
Повезу вас под землей.
(Метро).
Что за чудо красный дом,
Пассажиров много в нём.
Обувь носит из резины
И питается бензином.
(Автобус)
У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут.
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут. (Остановка)
Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый.
На ту сторону ведёт
Пешеходный … (переход)
8. Конкурс «Что означает этот знак?»
Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках; развивать навыки
выразительной речи при заучивании стихов.
Задание:
Дети читают стихи, показывают дорожные знаки (берут нужный на столе, объясняют значение дорожного знака.
1. Эй, водитель, осторожно,
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете
В этом месте ходят … (дети).
2. Всем знакомые полоски
Знают дети, знает взрослый,
На ту сторону ведёт… (пешеходный переход)
3. Вот он знак, каких немного:
Это главная дорога!
Если едешь ты по ней,
Всех становишься главней!
Все хором: Будьте внимательны на дороге!
9. Конкурс «Вопрос – ответ» Вопросы задаёт воспитатель-постовой.
Цель: повторить правила дорожного движения.
1. Кем становятся все люди: и маленькие, и большие, когда выходят на
дорогу? (пешеходами).
2. По какой части улицы должны ходить пешеходы? (по тротуару).
3. Как вы считаете, что является самым важным при переходе улицы?
(иметь хороший обзор проезжей части, быть внимательным).
4. В каком месте нужно переходить проезжую часть? (по пешеходному
переходу).
5. Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара? (только сзади, чтобы
видеть идущий за ними транспорт).
6. Что нужно выполнять и знать, чтобы нас считали культурными
пешеходами? (правила дорожного движения).
10. Конкурс «Красный. Жёлтый. Зелёный»
Цель: в игровой форме повторить сигналы светофора, развивать внимание
детей, желание действовать дружно, сообща.
Задание:
Постовой показывает зелёный флажок – все ходят по кругу, жёлтый –
маршируют на месте, красный – стоят на месте. Побеждает та команда,
участники которой меньше всего ошибались.
(Родители с детьми встают в круг и выполняют движения, согласно правилу
конкурса)
Постовой:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горит и день, и ночь –
Зелёный, жёлтый, красный.
Красный:
Самый строгий – красный свет.
Если он горит -
Стоп! Дороги дальше нет -
Путь для всех закрыт!
Жёлтый:
Чтоб спокойно перешёл ты,
Слушай наш совет:
Жди! Увидишь скоро жёлтый -
В середине свет!
Зелёный:
А за ним зелёный свет -
Вспыхнет впереди.
Скажет он – препятствий нет,
Смело в путь иди…
11. Конкурс стихов «Дорожные ситуации»
Цель: в стихотворной форме повторить правила поведения на дороге.
Дети читают правила-подсказки в стихах:
1. Бурлит в движении мостовая –
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны –
Держитесь правой стороны!
2. Объяснить надо просто -
Будь ты юн или стар:
Мостовая – для транспорта,
Для тебя – тротуар!
3. Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе “переход”.
4. Где улицу надо тебе перейти –
О правиле помни простом:
Со вниманием налево
Ты погляди,
Направо взгляни потом.
12. Конкурс - игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Цель: обобщить знания детей; развивать внимание, умение правильно
отвечать на вопросы.
Постовой: Закончим нашу веселую и познавательную игру шуточными
загадками. Нужно будет отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!» или
молчать. Будьте внимательны!
1. Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?
Дети отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!»
2. Кто летит вперёд так скоро,
Что не видит светофора?
3. Кто из вас в автобусе тесном
Уступает старикам место?
Дети отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!»
4. Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
5. Знает кто, что красный свет означает – хода нет?
Дети отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!»
Постовой:
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным
И помни наперёд:
Свои имеет правила
Шофёр и пешеход!
В заключительной части, пока жюри подводит итоги, дети, родители и воспитатель играют в подвижную игру для всеобщего настроения команд.
П. И «Автомобили»
Дети представляют себя автомобилями и двигаются по сигналам педагога. Произносятся слова «медленно», «вправо», «влево», «вперед», «назад». Дети «Автомобили» двигаются по «проезжей части» группы согласно заданию.
3 ЭТАП Подведение итогов.
Цель: подвести итоги игровой программы.
Постовой: Спасибо всем за участие! А теперь послушаем, что нам скажет
жюри. (Жюри подводит итоги, награждает победителей).
Молодцы, победила дружба! А сейчас участникам и зрителям вручаются сладкие подарки и призы.