Саксина Ольга
Сценарий культурно-досуговой деятельности «Мудрые советы» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373»
Провела : воспитатель ОДО - 2 Саксина О. Ю.
Цель:
Закрепление с детьми форм вежливого обращения, разыгрывание игровых ситуаций.
Задачи:
а) расширить знания о вежливых словах и обращениях, формировать потребность в их употреблении;
б) воспитывать критичность (умение оценивать свои и чужие поступки) через анализ и обсуждение ситуации;
в) развивать устную речь через объяснение детьми смысла пословиц и ответы на вопросы.
Оборудование:
Публикация «Сценарий культурно-досуговой деятельности „Мудрые советы“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- плакат – рисунок на доску;
- видеофильм «Будьте взаимно вежливы»;
- костюмы Буратино и Мальвины;
- записи музыкальных фрагментов «Дорога добра», «Буратино», «Улыбка»;
- карточки с картинками ситуаций;
- книга пословиц и поговорок.
Предварительная работа:
- создание видеофильма «Будьте вежливы»;
- дети заучивают дома пословицы и поговорки о вежливости,
стихотворение С. Маршака «Ежели вы вежливы».
Ход досуга
1. Оргмомент.
Воспитатель проверят готовность детей к занятию, делит их на 4 группы. Каждая группа садится на свое место (столы расставлены заранее).
2. Вводная часть.
Дети читают отрывки из стихотворения С. Маршака «Ежели вы вежливы».
1 воспитанник:
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
2-й воспитанник:
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
3-й воспитанник:
И ежели вы вежливы,
То сидя на уроке,
Не будите с товарищем
Трещать, как две сороки.
4-й воспитанник:
И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьете.
5-й воспитанник:
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
6-й воспитанник:
И ежели вы вежливы –
Тому кто послабее,
Вы будите защитником
Пред сильным не робея.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Спасибо. Садитесь.
Ребята, а как вы думаете, о чем это стихотворение? (ответы детей).
Правильно. И сегодня мы с вами поговорим о вежливости.
Как вы думаете, что обозначает слово «вежливость», «вежливый». (ответы детей).
Молодцы. А вот такое определение слова «вежливый» я нашла в толковом словаре Ожегова.
Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, давно ли люди стали задумываться о вежливом обращении к другим? (ответы детей).
Конечно. Вы, безусловно, все правы. Стремление вести себя прилично уходит вглубь истории человечества, и до сих пор ни один человек не может обходиться без правил и норм человеческого общения. И даже когда люди не знали еще ни букв, ни цифр, народное слово уже несло в себе основы этих правил, которые нашли отражения в пословицах и поговорках. Я знаю, что вы подготовились и нашли пословицы и поговорки о вежливости. Сейчас мы хотели бы вас послушать. Только постарайтесь объяснить смысл своей пословицы ребятам.
Кто первый?
Воспитатель : Спасибо, ребята! Вы все хорошо поработали. (стук в дверь).
Ой, ребята, кто это к нам? (муз. фрагмент «Буратино»). Входят Мальвина и Буратино.
Мальвина: Здравствуйте, ребята!
Буратино: (бурчит под нос, стоит вполоборота к классу). Здрасте.
Мальвина: Что ты такой невеселый?
Буратино: Невеселый и все. А тебе чего от меня надо?
Мальвина: Почему ты так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино: А что я тебе такого сказал?
Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной разговариваешь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино: Вот еще. Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
Мальвина: Буратино! Что у тебя за тон!
Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только, с ребятами, но даже с папой Карло!
Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко или капризно. Зато я хороший товарищ, веселый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю! Я, конечно, засмеялся и спрашиваю его: «Ну, как посадка прошла?» А он обиделся и ушел. А что я ему плохого сказал?
Мальвина: А вот мы сейчас у ребят спросим. Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро? Почему ему неприятна шутка Буратино?
(обсуждение с детьми ситуации).
Мальвина: Может быть, кто-то считает, что Буратино прав?
(если есть такое мнении, то остальные доказывают, что это не так).
Мальвина: Вот видишь, Буратино. А ты говоришь «что я плохого сказал?»
Буратино: Я все равно считаю, что ничего плохого не сказал. У меня вот есть один хороший совет. Я сейчас его вам прочту.
Если ты пришел к знакомым
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Мальвина: Ребята, хороший совет нам дал Буратино? (ответы детей)
Буратино: Ну вот. В чем же я опять не прав? Я не понимаю.
Мальвина: А давай посмотрим на ребят, как они поведут себя в различных ситуациях. Какие слова, и каким тоном они при этом будут говорить.
Задания
- Сейчас мы каждой группе дадим карточку. В ней нарисованы различные ситуации.
Задание для 1 группы: ситуация «Просьба».
Вам нужно срочно в библиотеку, но вы не знаете дорогу. Как вы обратитесь к незнакомому человеку на улице с просьбой объяснить путь?
Задание для 2 группы: ситуация «Приветствие».
Вы входите утром в группу детского сада. В ней сидит воспитатель и несколько ребят из вашей группы. Что вы скажите?
Задание для 3 группы: ситуация «Извинение».
Вас друг пригласил на день рождения, но вы не сможете к нему прийти. Что вы ему скажите?
Задание для 4 группы: ситуация «Благодарность»
На ваш день рождения пришли друзья и подарили вам поджарки. Что вы им скажите, принимая подарки.
(Обсуждение каждой ситуации с последующим просмотром видео записи выступления профессора Почемучкина.).
Воспитатель: Молодцы. А сейчас вопрос для всех ребят в группе:
Как вы считаете, правильные ли слова использовали ребята в данной ситуации? Какие слова можно было употребить? (ответы детей)
Давайте посмотрим на экран и послушаем, что скажет нам профессор Почемучкин.
Просмотр видеозаписи «Будьте вежливы». Профессор Почемучкин перечисляет слова Просьбы. Благодарности, Извинения, Приветствия.
Слова Просьбы:
пожалуйста, прошу Вас,
я просил бы Вас не перебивать,
прошу Вас уточнить,
будь другом,
не в службу, а в дружбу,
нельзя ли,
войдите в мое положение,
будьте любезны,
будьте добры, не могли бы вы,
позволь мне,
если вас не затруднит,
окажите любезность,
разрешите,
убедительная просьба к вам,
разрешите обратиться к вам с просьбой,
с вашего позволения,
умоляю, можно?
Слова Благодарности:
спасибо,
спасибо за все,
спасибо за хлеб-соль,
и на том спасибо,
благодарю Вас,
благодарю, вы очень добры,
вы очень любезны,
благодарствуем,
благодарю за внимание,
благодарю за комплимент,
благодарю на добром слове,
большое спасибо,
вы так великодушны, как я вам благодарен,
у меня нет слов, чтобы выразить вам свою признательность (благодарность,
я в большом долгу перед Вами,
я в долгу не останусь.
Слова Извинения.
простите,
извините,
прошу прощения,
прошу извинить меня,
виноват, не сердитесь на меня,
я готов принести вам свои извинения,
извините за нескромный вопрос,
каюсь, мне очень неловко,
не держите зла на меня,
сожалею, тысяча извинений,
Христа ради простите,
это больше не повториться, я глубоко (искренне) сожалею,
я не хотела Вас обидеть.
Слова Приветствия.
здравствуйте,
добрый день,
привет,
салют,
здравствуй Олег,
добрый вечер, Татьяна Михайловна,
кого я вижу, сколько лет. сколько зим,
как я вам рад,
рад вас видеть,
глазам не верю,
передайте поклон,
бог в помощь,
гостям всегда рады,
добро пожаловать,
мир вашему дому,
приятного аппетита,
с легким паром,
с приездом,
с выздоровлением,
разрешите вас поцеловать, поклон до земли.
Воспитатель предлагает детям вместе с Буратино размяться.
Сказочная физическая минутка
Буратино потянулся
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Дети имитируют стихотворение, выполняя движения. Руки вверх, вдох — потянулись; наклон — раз, два, три, развели руки в стороны; встали на носочки.)
Буратино: Я все понял, кого называют вежливыми ребятами. Я знаю таких мальчиков, которые употребляют вежливые слова. Послушайте о них стихотворение.
Вот кто вежливость у нас
Проявил на деле
Он в полночной тихий час
Поднял мать с постели.
- Что с тобой! – вскричала мать.
- Заболел, сыночек?.
Я тебе забыл сказать:
«Мама, доброй ночи».
- Я тоже знаю пример.
Обещал отцу Петрусь:
«Я за вежливость возьмусь.
Буду всех благодарить.
Первым «здравствуй» говорить».
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье
Вот Петрусь догнал Иринку,
Да как дернет за косынку:
«Ты куда, Иринка, стой,
Я здороваюсь с тобой!»
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка!
Нес вожатый стопку книг,
а Петрусь с ограды – прыг!
Чуть не сел на плечи:
«Извините, добрый вечер!»
«Ты, - вожатый закричал,-
И невежа, и нахал!»
Петя очень удивлен –
Разве был невежлив он?
- Как вы считаете, вежливы эти ребята или нет?
(ответы детей).
Буратино: (начинает спорить) А почему вы так считаете? Они же говорят вежливые слова.
(ответы детей).
- Вот такие бывают «вежливые» ребята. Но чтобы вы не были невежливыми и знали, когда, где и что нужно сказать, давайте с вами вспомним, о чем мы говорили и попробуем вывести несколько правил вежливого обращения.
Давайте посмотрим на экран и послушаем, что скажет нам профессор Почемучкин. Демонстрация видеозаписи «Будьте вежливы»
Правила вежливого обращения:
Знай вежливые слова
Произноси слова спокойным тоном и с улыбкой.
Употребляй вежливые слова в нужное время и в нужном месте, с заботой и вниманием относись к окружающим.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали. Это лишь общие правила вежливого человека, которые следует соблюдать в любой ситуации…
Но вот для каждой конкретной ситуации существуют свои правила. Об этом мы поговорим с вами на следующих занятиях.
Буратино: Спасибо вам, ребята! Я теперь все понял. Но давайте не будем думать, кто хуже себя ведет, просто станем все лучше. Хорошо я придумал?
Мальвина: Очень хорошо Буратино! Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце. А от злого – дружба может разрушиться. Недаром в народе говорят «слово лечит – слово и ранит». Спасибо вам, ребятки, думаю, что сами вы всегда будете вежливыми с людьми. А помогут вам в этом наши друзья – книги. Посмотрите на книжную полку. Там стоят книги, которые могут научить вас вежливости. О них мы поговорим на следующем занятии.
- Итак, ребята, сегодня мы убедились, что вы знаете о вежливости немало. А сейчас нам что-то хочет сказать Буратино.
Буратино: Вот у меня есть такой колпак, в котором собрано очень много вежливых слов. Но я хочу, чтобы вы тоже положили в него по вежливому словечку. Я положу в колпак вежливое словечко и передам соседу справа, и вы положите вежливое слово и передайте соседу справа. так каждый из вас в колпак положит свое вежливое слово. Только, чур, не повторятся. Я кладу в наш волшебный колпак слово «Благодарю». (показывает) колпак обходит весь круг и возвращается к Буратино.
Буратино: Ой, какой колпак тяжелый! Этот колпак мы дарим вам.
Берегите этот колпак и почаще пользуйтесь им. И помните, что вежливость, если она идет от сердца, с добром – ключ от всех дверей. Будьте добры друг к другу. Будьте взаимно вежливы. До следующих встреч! (звучит песенка «Дорога добра»).