Екатерина Скороходова
Создание условий для работы с одарёнными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Создание условий для работы с одарёнными детьми (кадровых, информационных, материально-технических)
Высокий уровень квалификации педагогов
При работе с одарёнными и высокомотивированными детьми возникают педагогические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости, множеством противоречивых теоретических подходов и методов по работе с одарёнными детьми, недостаточной психологической готовностью учителей работать с данной категорией детей.
Публикация «Создание условий для работы с одарёнными детьми» размещена в разделах
Обучать одарённого ребенка может только одарённый педагог. Качества, которыми должен обладать такой педагог: наличие ярко выраженных познавательных интересов в различных сферах; владение исследовательским подходом, умение творчески мыслить; реализация в образовательном процессе идей личностно-ориентированного подхода, позволяющего более полно удовлетворять познавательные и творческие потребности и интересы каждого ребёнка.
Таким образом, воспитатель, работающий с одарёнными детьми, должен обладать профессионально-личностной квалификацией, которую составляют предметная и психолого-педагогическая компетентности и профессионально значимые личностные качества.
В то же время многим педагогам при работе с одарёнными детьми необходима методическая поддержка, которая, в свою очередь, способствует личностному и профессиональному росту самого воспитателя.
С этой целью в ДОУ целесообразно:
организовать теоретические и научно-практические семинары («Методики выявления одаренных детей», «Проблемы одаренных детей», «Особенности работы с различными категориями одаренных и высокомотивированных детей», круглые столы по подготовке высокомотивированных детей к проектным и исследовательским конкурсам и др.);
использовать тренинговые формы подготовки воспитателей для работы с одарёнными детьми;
создать и регулярно пополнять банк программно-методических материалов, методик, технологий по работе с одарёнными и высокомотивированными детьми.
Создание предметно-развивающей среды
Наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий; наличие необходимого программного обеспечения.
Создание такой среды позволяет обеспечить взаимодействие всех участников воспитательного процесса (других воспитателей, школьной администрации, родителей, обучающихся) с целью создания условий для анализа динамики работы с одарёнными детьми, возможности увидеть не только текущий результат ученика, но и измерить приращение, которое возникло за определённый период обучения.
Методическое обеспечение для реализации программы включает:
разработку методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми по конкретным учебным предметам;
разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы;
подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей через предметные комиссии;
обобщение и систематизация результатов деятельности по всех направлениям; подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов, изучение и обобщения опыта работы учителей, психологов, педагогов-организаторов и других специалистов, организация творческих отчётов).
Актуальность
Содержание и организация образовательного процесса для детей дошкольного возраста определяются общеобразовательной программой (далее – ООП) дошкольного образования, разрабатываемой дошкольным образовательным учреждением (далее – ДОУ) самостоятельно на основе примерных основных образовательных программ (пункт 5 статьи 14 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», направленной на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, призванных в дальнейшем обеспечить социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию возможных недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Признание уникальности, неповторимости каждого ребёнка и неограниченных возможностей развития его личного потенциала, как проявление гуманизации образования, должно способствовать дифференциации и индивидуализации воспитания и обучения, то есть развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Одарённость понимается как системно развивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких результатов развития. Согласно одному из научных подходов (Л. С. Выготский, А. Маслоу, все дети от природы талантливы. Среда может как помогать, так и мешать развитию одарённости. Задача дошкольного образования – чтобы среда максимально помогала.
Одарённость детей дошкольного возраста – это чаще всего развитие художественно-творческих видов деятельности (игра, художественный труд, конструирование, музыка). У дошкольников она имеет скрытый характер (в полной мере проявляется уже позже, в подростковом возрасте).
Вместе с тем признаки одарённости, таланта, гениальности, как высоких уровней развития каких-либо способностей человека, могут проявиться уже в раннем детстве. В этом отношении дошкольное детство является важным и благоприятным периодом для поддержания природных задатков и развития детской одарённости.
Задачи раздела ООП дошкольного образовательного учреждения по выявлению, развитию и сопровождению одарённых детей должны, как и ООП в целом, обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое – во взаимосвязи.
Раздел по работе с одарёнными детьми включается в часть ООП, формируемую участниками образовательного процесса.
Содержание данного раздела ООП должно показать:
— как, с учётом конкретных условий и особенностей контингента воспитанников, в дошкольном образовательном учреждении любого вида создаётся модель выявления, поддержки и развития различных способностей дошкольников;
— какие педагогические технологии применяются в работе с одарёнными детьми;
— как учитываются индивидуальные особенности, интересы и возможности воспитанников.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Характерной чертой одарённых детей является потребность в знаниях. Одарё нным детям необходимо особое внимание: в первую очередь специальные и индивидуальные учебные программы с повышенным содержанием образования, особые программы выявления, развития и поддержки.
Цель работы - создание условий и возможностей для максимально широкого проявления и развития талантов и способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
I. Создание условий для работы с одарёнными детьми (информационных, кадровых, материально-технических);
II. Разработка и реализация комплекса мер по выявлению, поддержке и развитию одарённых детей;
III. Создание системы адресного мониторинга и сопровождения одарённых детей.
Основные принципы организации работы с одарёнными детьми :
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности обучающегося;